Эта неделя перед 8 Марта уже считается праздничной. Сегодня в гости пришла Масленица Объедуха, деньгам приберуха.
В эти дни народу придётся потратиться не только на подарки милым дамам, но и на продукты, без которых нельзя испечь блины. А уж есть их всю неделю можно и с маслом, и без, и с вареньем, ягодой, грибами, творогом, икрой – в общем, простые и с начинкой, по отдельности и в виде пирога. Как говорили в старину, хоть с себя всё заложить, а Масленицу проводить.
Любили на Руси праздник Проводов Зимы, потому и праздновали широко – в народе и по сей день сохраняются поговорки «не все коту масленица», «не житье, а масленица». Это — самый веселый, народный и сытный праздник, длящийся целую неделю. Если в первые три дня крестьяне еще занимались хозяйственными работами, то с четверга работать запрещалось, т.к. начиналась Широкая Масленица.
Масленица – неделя не только Сырная, Масленая, когда можно есть много, жирно и вкусно, но ещё и Мясопустная, так как предшествует Великому посту. К нему православные готовятся все эти семь дней: не употребляют мясо, едят рыбу, яйца, молочные продукты, в том числе и сливочное масло.
В знаменитый древнеславянский языческий праздник, который дошёл до сегодняшних дней и который отмечается на стыке зимы и весны, принято традиционно печь блины (символ солнца), участвовать в гуляньях и ходить в гости. Главное – не забыть совет предков: когда идёшь в новый дом в гости первый раз, захвати с собой хлеб, соль и икону, тогда в этом доме будет благополучие.
Каждый день недели имеет своё название и обряды.
Понедельник – Встреча. К ней достраивались горы, качели, балаганы, наряжалось чучело Масленицы, начинали печь блины: «Расскажи-ка, Масленица, как блиночки пекла? Сколько здобья клала?» Первый блин обязательно отдавали нищим на помин души, поскольку блины – поминальное блюдо восточных славян.
Вторник – Заигрыши. Молодёжь с утра каталась с гор, к блинам звала родных и знакомых: «О, мы Масленицу устречали, мы сыр масельцем починали, мы блинкам гору устилали, сверху масельцем поливали».
Среда – Лакомки. В этот день тёщи приглашали зятьёв на блины.
Четверг – Широкий разгул, Разгуляй-четверток. Гулянья разворачивались во всю ширь: люди катались на лошадях и на санках, с ледяных и снежных горок, качались на качелях, ходили в балаганы, проводили карнавалы, кулачные бои.
В пятницу зятья вновь встречались с тёщами, только уже сами звали их в гости, угощали блинами, а затем катали по улицам села или города. Отсюда и название дня – Тёщины вечера.
Суббота – это уже Золовкины посиделки. Невестки дарили сёстрам мужа (золовкам) подарки. Ещё в этот день сжигали масленицу и окончательно прощались с зимой: «Как на масленой неделе со стола блины летели, и сыр и творог – всё летело под порог». И, наверное, насытиться блинами нельзя, поскольку «блин добро не один», «блины брюха не портят», «блин не клин, брюха не расколет».
Завершается Масленица Прощёным воскресеньем, когда принято просить прощения. В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит».
Игры на Масленицу
Принято в масленицу строить городки из снега. Народ делился на “пеших” и “конных”. “Пешие” занимают город, “конные” нападают. В результате, “Конница” все равно берет снежный город и вместе с остальными разрушают все снежные строения, уничтожая последнее проявление зимы — снег и лед.
Катание с гор - одна из любимых масленичных забав. Раньше, во времена язычества катание рассматривалось как магическое действие с целью усилить рост волокнистых злаков — льна и конопли. Женщины старались съехать с горы как можно дальше и как можно большее количество раз, чтобы культурные растения выросли «долгими», т.е. длинными. Говорили: «Идем кататься на долгий лен».
Кулачные бои
Еще одна масленичная потеха, за которую нередко расплачивались здоровьем и даже жизнью — кулачные бои. Различают три вида кулачных боев: «один на один», «стенка на стенку», «сцеплялка-свалка».
Катание на санях. Лошадок украшали бумажными цветами, ленточками, бантиками. Женщины одевали самый красивый наряд. Вообще катание на тройках наперегонки, под песни и гармонь, с шутками, поцелуями и объятьями - типично русское масленичное увеселение, в котором не принимали участие только младенцы да старики, уже не выходившие из дому.
ИсточникМедвежья потеха
Ни одна масленичная неделя в Москве прошлого века не обходилась без медвежьего представления. Медвежья потеха была очень популярна среди всех слоев населения больших и малых городов, сел, деревень.
Эта народная забава несколько раз упоминалась в "домострое", осуждающем ее как одно из "бесовских угодий", "богомерзких дел". Но, не смотря на запреты и гонения, медвежья потеха продолжала существовать, веселя и радуя крестьян и бояр, простых ремесленников и царей, взрослых и детей.
С учеными медведями ходили по России с незапамятных времен, этот промысел был занятием древним, традиционным. Известно, например, что в 1570 году Иван Грозный, готовясь к свадьбе с Марфой Собакиной, отправил в Новгород специального гонца с приказом доставить в Москву скоморохов с учеными медведями.
В народе медведь ассоциировался с лешим, с языческим богом Велесом, поэтому считалось, он обладает магической целебной силой. В глазах крестьян но был сильнее нечистой силы и мог отвести беду: если спляшет около дома и обойдет вокруг него, то не случится пожара.
Такое отношение сказалось и на прозвищах, которыми награждался медведь-артист. Везде его именовали почтительно-шутливо: "Михайло Потапыч" или "Матрена Ивановна", "почтенный Михайло Иванович господин Топтыгин".
Дрессированные медведи смешили публику, изображая, как девушки красятся перед зеркалом, как женщины блины пекут.
Вечным спутником Михайло Потапыча был "коза бодатая", которую изображал мальчик, наряженный в мешок с прикрепленной к нему козлиной головой и рожками. К голове был обычно приделан деревянный язык, от хлопанья которого происходил страшный шум. "Коза" выплясывала вокруг медведя, дразня его и клюя деревянным языком. Медведь, бесился, рычал, вытягивался во весь рост и кружился вокруг вожака. Это означало, что он танцует. После такой неуклюжей пляски вожак давал ему в лапы шляпу и медведь обходил с ней честную публику, которая бросала туда гроши да копейки.
Зачастую, Топтыгина и его вожака угощали водкой, а после этого угощения вожак предлагал медведю "побороться". Такая борьба, правда, не всегда заканчивалась благополучно для вожака.
Таким образом, медвежья комедия состояла из трех частей, которые могли идти в любой последовательности: танец медведя с "козой", выступление медведя под шутки и прибаутки вожака, борьба медведя с хозяином или "козой".
Единоборство человека с медведем, как демонстрация силы, ловкости мужества, было особенно популярно. Состязания такого рода устраивались не только для государей, но и для простого народа, причем бороться с медведем выходили как специально взятые для этой цели служители царского "ловчего пути", так и "любители-непрофессионалы".
Поскольку медведь - главный герой представления, все внимание было приковано к нему. В первую очередь обыгрывалась сама фигура медведя. Как только зверь становился на здание лапы, человек невольно начинал сравнивать его с собой, соотносить с разными типами людей. И вдруг оказывалось, что пластика медведя, его внешний облик, неуклюжесть, косолапость, нечленораздельная "речь" (рев, ворчание) - все это черты недалекого, нескладного, добродушного, иногда полусонного и обычно невезучего простолюдина.
Масленица 2011Эта народная забава несколько раз упоминалась в "домострое", осуждающем ее как одно из "бесовских угодий", "богомерзких дел". Но, не смотря на запреты и гонения, медвежья потеха продолжала существовать, веселя и радуя крестьян и бояр, простых ремесленников и царей, взрослых и детей.
С учеными медведями ходили по России с незапамятных времен, этот промысел был занятием древним, традиционным. Известно, например, что в 1570 году Иван Грозный, готовясь к свадьбе с Марфой Собакиной, отправил в Новгород специального гонца с приказом доставить в Москву скоморохов с учеными медведями.
В народе медведь ассоциировался с лешим, с языческим богом Велесом, поэтому считалось, он обладает магической целебной силой. В глазах крестьян но был сильнее нечистой силы и мог отвести беду: если спляшет около дома и обойдет вокруг него, то не случится пожара.
Такое отношение сказалось и на прозвищах, которыми награждался медведь-артист. Везде его именовали почтительно-шутливо: "Михайло Потапыч" или "Матрена Ивановна", "почтенный Михайло Иванович господин Топтыгин".
Дрессированные медведи смешили публику, изображая, как девушки красятся перед зеркалом, как женщины блины пекут.
Вечным спутником Михайло Потапыча был "коза бодатая", которую изображал мальчик, наряженный в мешок с прикрепленной к нему козлиной головой и рожками. К голове был обычно приделан деревянный язык, от хлопанья которого происходил страшный шум. "Коза" выплясывала вокруг медведя, дразня его и клюя деревянным языком. Медведь, бесился, рычал, вытягивался во весь рост и кружился вокруг вожака. Это означало, что он танцует. После такой неуклюжей пляски вожак давал ему в лапы шляпу и медведь обходил с ней честную публику, которая бросала туда гроши да копейки.
Зачастую, Топтыгина и его вожака угощали водкой, а после этого угощения вожак предлагал медведю "побороться". Такая борьба, правда, не всегда заканчивалась благополучно для вожака.
Таким образом, медвежья комедия состояла из трех частей, которые могли идти в любой последовательности: танец медведя с "козой", выступление медведя под шутки и прибаутки вожака, борьба медведя с хозяином или "козой".
Единоборство человека с медведем, как демонстрация силы, ловкости мужества, было особенно популярно. Состязания такого рода устраивались не только для государей, но и для простого народа, причем бороться с медведем выходили как специально взятые для этой цели служители царского "ловчего пути", так и "любители-непрофессионалы".
Поскольку медведь - главный герой представления, все внимание было приковано к нему. В первую очередь обыгрывалась сама фигура медведя. Как только зверь становился на здание лапы, человек невольно начинал сравнивать его с собой, соотносить с разными типами людей. И вдруг оказывалось, что пластика медведя, его внешний облик, неуклюжесть, косолапость, нечленораздельная "речь" (рев, ворчание) - все это черты недалекого, нескладного, добродушного, иногда полусонного и обычно невезучего простолюдина.
Блины на Масленицу
Сейчас пришла от Чумотеки, так про всякую вкуснятину, у Вас, Елена, блины масляные - загляденье просто, потянуло что-то к столу. Вспоминаю фильм "Сибирский цирюльник", те же кулачные бои на Масленицу, блины да водочка, веселуха, вообщем!
ОтветитьУдалитьМилости просим, как говорится! Прощеное воскресенье все простит.
ОтветитьУдалить