вторник, 20 сентября 2011 г.

Ответы на вопросы о должности "педагог-библиотекарь"

На сайте РШБА доступен  Информационный бюллетень № 19 "Новая должность педагогического работника "педагог-библиотекарь": статус и вопросы введения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях": нормативные правовые акты, информационно-методические материалы, комментарии. - М.: Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, 2011г.
В сборнике помимо всей нормативной базы вопроса, приводятся ответы на распространенные вопросы о введении новой должности, а также поясняется почему наименование должности как "библиотекарь-педагог" не считается целесообразным и корректным. Содержание бюллетеня необходимо довести до всех работников библиотек образовательных учреждений и руководителей образовательных учреждений.

Извлечение:
"Исходя из изложенного считаем нецелесообразным утверждение квалификационной характеристики по должности «Библиотекарь-библиограф, педагог», а также  введение нового наименования должности «библиотекарь-педагог» для образовательных учреждений, поскольку присоединение к должности «библиотекарь» слова «педагог» само по себе не решает вопроса их статуса, в том числе автоматически не распространяет на них льготы и гарантии, продолжительность отпусков, право на досрочное назначение трудовой пенсии и другие льготы и преимущества, установленные для педагогических работников законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации".
"Что касается жалоб со стороны библиотечных работников, о том, что региональные власти при установлении систем оплаты труда относят библиотечных работников к категории технического персонала, то такие действия нельзя считать правомерными, поскольку в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 367 (с изменениями и дополнениями), должность библиотекаря отнесена к должностям специалистов".
Ответы на вопросы привожу полностью.



КОММЕНТАРИЙ
к нормативным правовым актам, регулирующим вопросы осуществления деятельности педагогов-библиотекарей (подготовлен специалистами аппарата Профсоюза
В.Н. Понкратовой, Ж.П. Осипцовой) Источник

Приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. № 448н «О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован Минюстом России 1 июля 2011 года, регистрационный № 21240) внесено изменение в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 года, регистрационный  № 18638), которым указанный раздел дополнен новой квалификационной характеристикой должности «педагог-библиотекарь». 
Приказ Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. № 448н официально опубликован в «Российской газете» от 13 июля 2011 г. № 150 и вступил в силу с 24 июля 2011 г. 
Установлено, что наименование должности «педагог-библиотекарь» применяется в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее  по тексту – учреждения).
В связи с нормативно-правовым введением новой должности «педагог-библиотекарь», которая отнесена к категории должностей педагогических работников, возникает целый ряд вопросов, которые нуждаются в первоочередном прояснении и разрешении, к числу которых относятся следующие вопросы:
-  означает ли, что в связи с утверждением квалификационной характеристики должности «педагог-библиотекарь»  наличие этой должности в библиотеках образовательных учреждений становится обязательным, а должности библиотечных работников подлежат исключению из штатных расписаний учреждений;
- если в штате учреждения имеется должность библиотечного работника, следует ли заменять ее на должность педагога-библиотекаря;
- если принято решение о введении в штат учреждения должности педагога-библиотекаря, то обязаны ли руководители удовлетворять требования библиотечных работников данных  учреждений о переводе их на должность педагога-библиотекаря;
- распространяются ли на педагогов-библиотекарей льготы, преимущества, порядок пенсионного обеспечения, установленные для педагогических работников;
- на каких условиях педагоги-библиотекари могут выполнять дополнительную педагогическую работу;
- каковы условия оплаты труда педагогов-библиотекарей, кто их определяет, от чего зависит размер должностного оклада;
- распространяется ли на педагогов-библиотекарей порядок аттестации, установленный для других педагогических работников, а также другие вопросы.
В настоящем комментарии авторы делают попытку ответить на эти и другие актуальные вопросы, связанные с появлением новой должности педагогического работника «педагог-библиотекарь», особенностями его деятельности, реализацией социально-трудовых прав и гарантий, т.е. статусные вопросы по новой должности.

1. Порядок введения в штат учреждения должности педагога-библиотекаря

Появление новой должности служащих и утверждение квалификационной характеристики должности «педагог-библиотекарь» не означает,  что из штатных расписаний учреждений должны быть в обязательном порядке исключены все должности библиотечных работников, включая заведующих библиотеками.
Органы, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе давать указания образовательным учреждениям о внесении изменений в их штатные расписания, в том числе  об исключении должности библиотечного работника и внесении вместо нее в штатное расписание должности педагога-библиотекаря, поскольку в соответствии со статьей 32 Закона РФ «Об образовании» установление структуры и штатного расписания образовательного учреждения отнесено к компетенции самого образовательного учреждения.
Следовательно, руководители учреждений вправе самостоятельно принимать решение о наименованиях должностей работников и комплектовании кадров, которые будут обеспечивать работу с библиотечным фондом и информационными ресурсами в учреждении, поскольку эта деятельность является основной как для библиотекаря, так и для педагога-библиотекаря.
К примеру, в крупных общеобразовательных учреждениях с большим количеством классов при наличии объективных условий и финансовых возможностей, в школьных библиотеках работа может выполняться несколькими специалистами, в том числе библиотечными работниками и педагогами-библиотекарями.
Поэтому если учреждение сочтет целесообразным с учетом имеющихся ресурсов, в том числе финансовых возможностей, иметь в штате должность педагога-библиотекаря, то для этого необходимо внести соответствующие изменения в штатное расписание учреждения. Если в штатном расписании предусмотрена должность библиотечного работника, но  не предполагается ее сохранение, то из штатного расписания эта должность должна быть исключена и введена другая требуемая должность.
При этом если должность библиотекаря занята, то после издания соответствующего приказа о внесении изменений в штатное расписание необходимо проведение ряда действий работодателя, составляющих в целом определенную процедуру, применяемую при сокращении штата работников, в том числе:
письменное персональное предупреждение работника под роспись не менее чем за два месяца о возможном увольнении по сокращению штата, предложение работнику имеющейся работы (как по вакантной должности или работы, соответствующей квалификации работника, так и вакантной нижестоящей должности или нижеоплачиваемой работы), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности);
уведомление в письменной форме не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующего мероприятия государственных органов службы занятости (пункт 2 статьи 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации») и выборного органа первичной профсоюзной организации данного учреждения (часть первая статьи 82 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ))[1].
Если работник, занимающий должность библиотекаря,  соглашается на предложение работодателя о переводе на должность педагога-библиотекаря, то в его трудовой договор вносятся соответствующие изменения путем заключения дополнительного соглашения. Принимая во внимание,  что у работника изменяется трудовая функция, другие обязательные, а также  дополнительные условия трудового договора, в данном случае целесообразно в дополнительном соглашении предусмотреть изложение трудового договора в новой редакции. Кроме того, работодатель издает приказ о переводе работника на эту должность.
В случае отказа работника от перевода на другую должность либо в случае, когда у работодателя отсутствует работа, соответствующая квалификации работника (в том числе тогда, когда у работника, занимавшего должность библиотекаря, отсутствует высшее образование, которое требуется для занятия должности педагога-библиотекаря, а других вакансий нет),  трудовой договор по истечении двух месяцев прекращается по пункту 2 части первой статьи 81 ТК РФ.
Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части первой статьи 81 ТК РФ производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373  ТК РФ с обеспечением социально-трудовых гарантий, связанных с увольнением в связи с сокращением численности или штата работников (выплата выходного пособия, сохранение среднего заработка на период до трудоустройства и т.д.).
Нарушение работодателем установленной законом процедуры увольнения работника по сокращению численности или штата может повлечь признание увольнения в судебном порядке незаконным и необоснованным, восстановление работника на прежней работе, выплату ему среднего заработка за время вынужденного прогула и возмещение морального вреда, а также юридическую ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства.
Следует также учитывать, что в определенных случаях при решении работодателем вопросов комплектования кадров, в том числе при назначении на должность педагога-библиотекаря (перевод на эту должность  библиотекаря), допускается прием  на работу (перевод) лиц, уровень квалификации которых не отвечает требованиям квалификационных характеристик, для чего применяются особые положения, содержащиеся в разделе «Общие положения» Квалификационных характеристик должностей работников образования.
Так, пунктом 9 раздела «Общие положения» Квалификационных характеристик должностей работников образования предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии[2] могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

2.  Должности работников в библиотеках учреждений и их должностные обязанности

При решении вопроса о должностном комплектовании (наименованиях должностей работников) библиотек учреждений необходимо учитывать различия в должностных обязанностях библиотечных работников и педагога-библиотекаря.
Должностные обязанности библиотекарей определены квалификационной характеристикой, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от  30 марта  2011 г.  № 251н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» (зарегистрирован в Минюсте России 24 мая 2011 г., регистрационный № 20838).
Необходимо учитывать, что в должностные обязанности библиотечных работников выполнение педагогической работы  не входит, поэтому при ее фактическом выполнении с согласия работников такая педагогическая работа им должна дополнительно оплачиваться.
Так, при наличии соответствующей подготовки школьные библиотекари, как и другие работники общеобразовательных учреждений (руководители, их заместители, педагоги-психологи, воспитатели и др.), могут  осуществлять  преподавательскую работу по какому-либо учебному предмету, курсу, дисциплине или отдельной теме, которые  предусмотрены учебным планом, образовательной программой, или вести занятия в кружке.
За преподавательскую работу библиотечным работникам должна  производиться дополнительная оплата в порядке и на условиях, установленных для учителей или педагогов дополнительного образования, в зависимости от ее содержания.  При этом преподавательская работа, осуществляемая помимо основной работы в одном и том же образовательном учреждении без занятия штатной должности, не считается совместительством и может с разрешения руководителя учреждения выполняться в основное рабочее время.
Педагогу-библиотекарю согласно утвержденной квалификационной характеристике помимо работы с библиотечным фондом и информационными ресурсами вменяется в обязанность педагогическая работа, связанная с участием  в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также с  осуществлением  дополнительного образования обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности, которая может осуществляться в кружковой, клубной и иных формах работы. Следовательно, такая педагогическая работа, входящая в круг основных обязанностей педагога-библиотекаря, не подлежит дополнительной оплате.  
При этом следует особо отметить, что по предложению Общероссийского Профсоюза образования при согласовании проекта квалификационной характеристики должности «педагог-библиотекарь» из раздела «Должностные обязанности» были исключены такие функции, как  осуществление образовательного процесса в соответствии с основной образовательной программой начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, проведение учебных занятий. Эти функции являются прямыми обязанностями учителей и не могут одновременно быть включены в должностные обязанности другого работника, даже если именовать его должность «педагог-библиотекарь», поскольку одной из основных его функций остается работа с библиотечным фондом и информационными ресурсами.

3. Трудовые и иные права и обязанности педагогов-библиотекарей

Согласно приказу Минздравсоцразвития России приказом от 31 мая 2011 года № 448н должностью «педагог-библиотекарь» дополнен раздел квалификационных характеристик работников образования, именуемый  «Должности педагогических работников». Это означает, что должность педагог-библиотекарь отнесена к должностям педагогических работников.
Вместе с тем, отнесение должности педагога-библиотекаря к категории педагогических работников само по себе не  означает, что на работника, который будет занимать указанную должность, автоматически будет распространяться большинство гарантий, установленных для педагогических работников, поскольку они определяются в зависимости от занимаемой должности, типа и вида образовательного учреждения и регулируются как напрямую законодательными актами Российской Федерации, так и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в которые необходимо внести соответствующие дополнения в отношении должности педагога-библиотекаря.
Следовательно, реализация определенных прав, установленных законодательством Российской Федерации для педагогических работников, в настоящее время находится в прямой зависимости от того, насколько оперативно будут внесены необходимые дополнения в соответствующие подзаконные нормативные правовые акты, прежде всего в:
приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников»  (вступил в силу с 4 июля 2011 года), которым  регулируется сокращенная продолжительность рабочего времени педагогических работников;
постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 г. № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» (с изменениями и дополнениями), которым определяется продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска.
Кроме того, необходимо  также внесение изменений и дополнений в  другие нормативные правовые акты, которые определяют порядок реализации  прав и мер социальной поддержки педагогических работников, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и  статьей 55 Закона РФ «Об образовании».
Так, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет (досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости) до достижения ими пенсионного возраста.
Вместе с тем, назначение досрочно трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью предусмотрено в том случае, если работа не менее 25 лет осуществлялась в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости (утвержден постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781  «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Однако должность педагога-библиотекаря указанным Списком не предусмотрена, поэтому работа в этой должности не будет учтена при назначении данной пенсии (для изменения ситуации требуется дополнение указанного Списка, а в случае  положительного решения – наличие требуемого для ее  назначения стажа работы в течение 25 лет в определенных должностях в соответствии со Списком).
Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Смогут ли педагоги-библиотекари пользоваться указанными мерами социальной поддержки, будет зависеть от принятых в субъектах РФ законодательных и иных подзаконных нормативных правовых актов.
Если для педагогических работников  федеральных государственных учреждений размер ежемесячной денежной компенсации в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями предусмотрен непосредственно пунктом 8 статьи 55 Закона РФ «Об образовании», то педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, указанная денежная компенсация выплачивается по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в размере, устанавливаемом указанным органом; педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений - по решению органа местного самоуправления в размере, устанавливаемом указанным органом.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения, в том числе и перечень должностей, работа в которых засчитывается в стаж непрерывной преподавательской работы. В случае если педагог-библиотекарь будет одновременно вести преподавательскую работу в должности учителя, то для реализации этого права на указанных условиях необходимо предусмотреть эту должность в данном перечне.
Педагогические работники образовательного учреждения имеют право проходить не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогических работников, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Следовательно, должны быть установлены федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогов-библиотекарей, а образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации, должны быть разработаны соответствующие программы для педагогов-библиотекарей, учитывая, что в образовательных учреждениях высшего профессионального образования подготовка таких специалистов не осуществляется.
Таким образом, основные права педагогических работников, предусмотренные Законом РФ «Об образовании», а также академические, трудовые и иные права, установленные  другими федеральными законами, типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и другими нормативными правовыми актами могут быть распространены на педагогов-библиотекарей, как правило, только через подзаконные нормативные правовые акты, принятие которых должно быть инициировано федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в сфере образования, а также другими уполномоченными органами власти.  
Кроме того, необходимо учитывать также, что на педагогов-библиотекарей должны распространяться не только права, но и обязанности, установленные для  педагогических работников законодательством Российской Федерации.
К числу таких обязанностей относится обязанность проходить аттестацию с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности, которая проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей). Порядок  аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» и введен в действие с 1 января 2011 г. 
При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 18 указанного порядка не подлежат аттестации педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет, т.е. работники, занимающие должность педагога-библиотекаря менее двух лет, а также  получившие первую квалификационную категорию в течение первых двух лет работы в этой должности, не могут быть представлены работодателем для прохождения аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
К числу прав, связанных с аттестацией, можно отнести право   педагога-библиотекаря на прохождение аттестации для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, которая проводится на основании заявления педагогического работника в установленном порядке. С заявлением о проведении аттестации для установления соответствия уровня  квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, педагог-библиотекарь вправе обратиться  не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории. Осуществление всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогов-библиотекарей при этом должно осуществляться на основе требований, предъявляемых к квалификационным категориям, с учетом особенностей их деятельности по исполнению должностных обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой. 

4. Условия выполнения  педагогами-библиотекарями дополнительной педагогической работы

Помимо педагогической работы, входящей в обязанности педагогов-библиотекарей и не подлежащей дополнительной оплате, эти работники в том же образовательном учреждении могут осуществлять при наличии соответствующей подготовки преподавательскую работу по учебному предмету.  Такая работа так же, как и для других работников, может быть разрешена в основное рабочее время, поскольку не считается  совместительством и подлежит оплате в порядке и на условиях, установленных для учителей.

5. Регулирование условий оплаты труда педагогов-библиотекарей

Единой системы оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных  учреждений,  как это предусматривалось до 1 января 2005 года при применении на всей территории Российской Федерации единой тарифной сетки,  в настоящее время не установлено.
В соответствии со статьей 135 ТК РФ заработная плата работнику, в том числе педагогу-библиотекарю,  устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (выборного органа первичной профсоюзной организации данного учреждения).
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, а условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены  по сравнению с условиями, установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Так, в соответствии со статьей 144 ТК РФ муниципальные учреждения должны устанавливать системы оплаты труда коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, которые не должны противоречить нормам федерального законодательства.
Следовательно,  должны быть внесены соответствующие изменения в региональные и муниципальные нормативные правовые акты по вопросам оплаты труда работников образования, а также в коллективные договоры учреждений и положения об оплате труда работников.
Из изложенного следует, что регулирование вопросов  оплаты труда педагогов-библиотекарей, в том числе  при выполнении работы в сельской местности, будет осуществляться по-разному, т.е. с учетом норм законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов местного самоуправления (в т.ч. зависимости от их финансового положения), а также локальных нормативных актов, принятых непосредственно учреждениями.
Кроме того, необходимо учитывать, что если система оплаты труда работников образовательного учреждения строится на основе профессиональных квалификационных групп должностей работников образования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от  5 мая 2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования», должность педагога-библиотекаря данным приказом в настоящее время не предусмотрена, а, следовательно, по этой должности не определен и квалификационный уровень, в соответствии с которым определяется дифференциация размеров должностных окладов (ставок заработной платы) педагогических работников.
Учитывая это обстоятельство, Общероссийский Профсоюз образования предложил Минобрнауки России отнести должность педагога-библиотекаря к четвертому квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы должностей педагогических работников, а также в целом подготовить необходимые проекты нормативных правовых актов, связанных с регулированием прав и мер социальной поддержки в отношении педагогов-библиотекарей, о которых было указано авторами в настоящем комментарии.


[1] Подробные разъяснения по вопросам расторжения трудового договора по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата  работников образования содержатся в тематическом информационном бюллетене ЦК Профсоюза № 43 «Расторжение трудового договора  в связи с сокращением численности или штата работников образовательного учреждения: общие положения и особенности правового регулирования»  (июнь 2009 г., часть 2).

[2] Разъяснения о порядке применения данного положения содержатся в Комментарии к разделам Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих «Квалификационные  характеристики должностей работников образования» (информационный бюллетень ЦС Профсоюза № 17, июнь 2011 г.)


Введение должности «педагог-библиотекарь» в образовательных учреждениях

66 комментариев:

  1. Что-то я не поняла... За часы кружковой работы учителям платят также, как и за уроки. А педагог-библиотекарь должен вести кружок бесплатно?

    ОтветитьУдалить
  2. Елена, спасибо за оперативную реакцию! На самом деле - в комментариях содержится много ответов на вопросы, которые всем не дают покоя...
    А что по Форуму? Сможете приехать? Вашему министру вручили все письма-документы при личной встрече, можно по горячим следам прощупать почву...

    ОтветитьУдалить
  3. а как быть тем работникам библиотек, которые проработали по 30 лет и более- зав.библиотеками со средним-профессиональным библиотечным образованием?

    ОтветитьУдалить
  4. Для начала представиться, а не прятаться за Анонимом.
    Работать дальше, не все перейдут на новую должность. Внимательно документы изучите.

    ОтветитьУдалить
  5. все существующие документы по библиотечному делу потеряли сущность,т.к. руководитель руководствуется примерным типовым штатным положением в оу.На какой документ сегодня нужно ссылаться,чтобы отстоять свои права?

    ОтветитьУдалить
  6. все существующие документы по библиотечному делу потеряли сущность,т.к. руководитель руководствуется примерным типовым штатным положением в оу.На какой документ сегодня нужно ссылаться,чтобы отстоять свои права?

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте, согласна с предыдущим оратором. Все сейчас решает штатное расписание. В школе, в которой я работаю на следующий год набирается 11 класс - комплектов, а я остаюсь на 0,5 ставки библиотекаря. Я плачу. Жалко себя очень.... Проработала в школьной библиотеке 17 лет, люблю свою работу, имею достижения во многих конкурсах (дистанционных проектах), создала сайт своей библиотеки, а кому это все нужно? О каких инновациях может идти речь?Кто защитит самую скромную профессию?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброго времени суток!
      Самый главный документ это трудовой кодекс, остальные нормативные документы разрабатываются на региональном или муниципальном уровнях, поэтому следует тщательно ознакомиться с ними.
      Любая ситуация требует досконального изучения, прежде чем можно что-то советовать, но как показывает практика виной всему становятся жесткие меры оптимизации.
      А защищать профессию и себя в ней каждый должен сам!
      Всего самого наилучшего, Вам!

      Удалить
  8. Я ознакомилась с должностью педагога- библиотекаря и поняла, что поменяли только вывеску, а содержание оставили старым. Зато сколько вокруг этой вывески разговора и шумихи.Уже 2 года говорим, а воз и ныне там. Спасибо автору за хорошее название "педагог-библиотекарь". Автор не смог продвинуть свой проект дальше. Видимо, запретило наше правительство. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброго времени суток, Александра!
      В посте приведены извлечения из официального сборника нормативных документов по введению должности. О каком авторе и проекте идет речь?

      Удалить
  9. Научите,как можно защитить свою профессию.Я имею стаж работы 29 лет и люблю свою профессию,но зарплата меня унижает.Много говорилось о повышении зарплаты,но почему то она не растёт.Почему не платят за стаж работы?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, свою профессию не надо защищать, стоит работать в ней и реализовывать себя. То, о чем Вы пишите проблема большинства библиотекарей школ России и нет рецепта... Все это печально и грустно, но факты неоспоримы - люди страны библиотечной оказались ненужными в школе, по причине оптимизации, невзирая на стаж и вклад в профессию, не считаясь с потребностями детей и их родителей. Поскольку родители (законные представители) определяю социальный заказ на образование своих чад, то и их мнение должно учитываться при построение эффективной системы образования в ОУ, но это берется во внимание. Ставки школьных библиотек сократили в пользу учительских доплат, а многие родители, например, хотели бы видеть своего ребенка читающим, творческим человеком что под силу школьному библиотекарю, как носителю культуры в школах, особенно на селе.
      Я наблюдаю этот уничтожающий библиотеки процесс, но остановить его мы не в силах по одиночке, видимо стоит написать обращение. Только к кому? Президенту или министру образования?
      Спасибо, что читаете и откликаетесь, Лариса.

      Удалить
  10. Здравствуйте,все!Хотела бы узнать мнение всех...Библиотекарь может быть хорошим педагогом,нас обучали вести уроки,а вот педагог хорошим библиотекарем-нет!Квалификации -то нет.

    ОтветитьУдалить
  11. Внимательно прочитала документы и комментарии. Стыдно, что мы живем в государстве, где не нужны грамотные и образованные библиотекари. Стаж у меня - огромный. Вышла даже с детьми на Всероссийский уровень. Занимаюсь с детьми исследовательской деятельностью. Но образование высшее, но непедагогическое. А значит и надеяться не начто!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, добрый день!
      Я разделяю Вашу точку зрения, мне жаль что профессия школьный библиотекарь постепенно исчезает из школ. Не станет людей готовых и умеющих научить работать с книгой в школах, следовательно снизится уровень грамотности и умения мыслить, управлять такими людьми легко, а за державу обидно!!!

      Удалить
  12. Здравствуйте! Огромная просьба к Вам - помочь мне разобраться в моей проблеме, так как в этом вопросе я нахожусь в сомнениях... Я - библиотекарь в воинской части,пока в декрете. Временно на моё место взяли молодую девушку, она логопед (в библиотечном деле просто "ноль", взяли из-за того, что поет!) У нас по штату - одна библиотека, но клуба нет(в аварийном состоянии, библиотека находится в солдатской казарме, небольшая комнатка выделена под библиотеку), так вот, за время моего отсутствия расформировывают Гарнизонный Дом Офицеров, и соответственно данное помещение передают нашей бригаде, теперь у нас появился клуб, но меня мало радует, так как передали нам вместе с библиотекой Дома Офицеров... Девушка принимает библиотечный фонд на себя и на данный момент в части две библиотеки и документация на каждую библиотеку своя (инвентарные книги, суммарная книга и т.д.). У меня такой вопрос, который меня мучает: не может ведь быть две библиотеки на одно учреждение с разной документацией? либо ей стоило принять более 15 тыс книг и поставить их на учет у себя в инвентарную книгу и присвоить новые номера согласно очередности инвентарной книги!? Или так можно, вести двойной учет или ей не стоило принимать на себя библиотеку? Говорят, что придет штат на клуб данный, будет еще один библиотекарь, но пока всё тихо, а ГДО наша бригада уже приняла... Жду с нетерпением ответа, надеюсь на Вашу помощь! Заранее спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Прошу прощения, но я не владею ситуацией как должно быть все устроено в библиотеках воинских частей. В любом случае, прежде чем что-то советовать следует изучить нормативку библиотеки, а это сложно - военная тайна, скорее всего:))

      Удалить
    2. В своё время я работала в библиотеке в/ч, и мы принимали фонд библиотеки расформированного филиала военного училища. Помню, что, по согласованию с командованием части и бухгалтерией, я просто заменила (после приёмки) все номера книг на новые. Конечно, всё было сделано по соответствующим приказам. А ещё может быть такой момент: вместо зав. библиотеки - гражданского лица - назначают ответственного за библиотеку из числа бойцов части.

      Удалить
  13. проведение библиотечных уроков входит в должностные обязанности педагога- библиотекаря и ли должно оплачиваться дополнительно?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Педагогу-библиотекарю,согласно ут­вержденной квалификационной характеристике, помимо работы с библиотечным фондом и информационными ресурсами вменяется в обязанность педагогическая работа. Онаможет бытьсвязана с участием в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также с осуществлением дополнительного образования обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности в кружковой, клубной и иных формах работы. Педагогическая работа, входящая в круг основных обязанностей педагога-библиотекаря, не подлежит дополнительной оплате.

      Удалить
    2. В министерстве образования нашей области нам ответили на этот вопрос так: Если библиотечные уроки входят в годовой учебный план школы, то они подлежат оплате, как и любые другие уроки. То есть, если они ЕСТЬ В РАСПИСАНИИ школы.

      Удалить
    3. Совершено верно, Марина.
      Однако ситуация такова, что за каждый час в расписании идет неравная битва...
      Поэтому школьные библиотекари часто остаются не удел.

      Удалить
  14. Только что в газете "Мой профсоюз" (№22 от 29 мая 2014г.) в статье "Пикет прошёл, что дальше?" читаю следующее: "По данным профсоюза, у отдельных категорий работников (библиотекарей...) заработная плата не повышалась с 1 сентября 2011 г. Про росте потребительских цен на товары и услуги произошло обесценивание их труда..." И не только это произошло! Люди начали покидать профессию, а это были профессионалы, отдавшие своему делу много лет! Да, свято место пусто не бывает, но вопрос в другом: а КТО их заменил?! Столкнувшись один, два, три раза с нерадивостью и некомпетентностью такого "специалиста" уважающий себя директор начинает задумываться о том, а не пострадает ли престиж их образовательного учреждения от таких работников?! Вот потому, наверное, и стОит зашевелиться и решить вопрос о нормальной зарплате "ненужному специалисту-библиотекарю", пока не грянут гром в виде непродуманно составленного заказа на учебники или растворившегося в воздухе книжного фонда школы. Молодцы, что стали задумываться!

    ОтветитьУдалить
  15. Сувердловская область.15 сентября 2014 г., 15:56

    Уважаемая Елена! Обращаюсь к Вам за помощью с проблемой вот какого плана. Администрация нашей школы интересуется, как часто библиотекарь должен проводить библиотечные уроки, с учётом того, что они не включены в расписание и не оплачиваются. Я работаю в нашей профессии 30 лет и помню, что в течение учебного года мы должны проводить в каждом классе 4 - 5 таких уроков. И всегда так и было у меня. Но ситуация складывается так, что от меня хотели бы видеть еженедельное проведение таких уроков в каждом классе. Я в растерянности, т.к. понимаю, какой нагрузкой это обернётся. Моё участие в общешкольных мероприятиях в расчёт, видимо, не берётся. Во всяком случае, администрация хотела бы узнать, каким документам следовать. Заранее спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Развитие информационной грамотности или, как минимум, основ библиотечно-библиографических знаний. Как правило, это проведение 3–4 библиотечных уроков в год в каждом классе, которое вменяется библиотекарям в обязанность, и тем не менее далеко не всегда оплачивается как дополнительная работа.
      Источник: http://lib.1september.ru/2003/15/1.htm

      Удалить
    2. Это все, что я нашла и чем сама руководствовалась.

      Удалить
    3. Свердловская область.17 сентября 2014 г., 1:29

      Спасибо, Елена! Будем изучать документы!

      Удалить
  16. Свердловская область.16 октября 2014 г., 17:25

    Снова мы обращаемся к Вам, Елена. Снова - по поводу библиотечных уроков. Вопрос: КОГДА их проводить, если уроки не включены в учебный план школы? В прошлые годы я приходила на классные часы, но уже второй год все классные часы - только в субботу, т.е. в мой выходной. Мало того - их поставили на ОДИН И ТОТ ЖЕ урок для всей школы. В течение же учебной недели я (да и не только я) не имею права задерживать учеников после уроков. Я в затруднительном положении: что мне сейчас делать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Простите, за несвоевременный ответ - учеба в ВУЗе...
      Если в учебный план не включены уроки, то все одно требуется согласование с администрацией школы, поскольку они (уроки) должны быть согласно должностной инструкции.

      Удалить
    2. Свердловская область.22 января 2015 г., 15:47

      Спасибо за ответ. Но тут возникает одно НО: у нас есть СанПиНы, строго регулирующие нагрузку школьников. Ни один директор не пойдёт на их нарушение. Пробовали "воткнуть" библ. уроки во внеурочную деятельность, но нет средств на оплату этих часов. Такая от катавасия.в

      Удалить
  17. Свердловская область.9 февраля 2015 г., 15:17

    Уважаемая Елена! Прошу помощи! Какие документы регулируют введение в образовательном учреждении должность педагога-библиотекаря (продолжительность рабочего времени, отпуск, оплата труда)? Пока нашли только документы на аттестацию по этой должности. будем благодарны за ответ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! Это приказ о введении должности, вот ссылка - http://www.rg.ru/2011/07/13/doljnosti-dok.html

      Удалить
  18. Уважаемые коллеги! Даю информацию по отпускам педагога-библиотекаря. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 14 мая 2015 г. N 466 О ЕЖЕГОДНЫХ ОСНОВНЫХ УДЛИНЕННЫХ ОПЛАЧИВАЕМЫХ ОТПУСКАХ
    http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_179568/
    © КонсультантПлюс, 1992-2015

    ОтветитьУдалить
  19. Здравствуйте! Закончила институт, бакалавр библиотечно-информационная деятельность, могу ли я подать заявление в школу, в которой требуется педагог-библиотекарь? И плюс в которой работает учитель-пенсионер на 0,5 ставки. И какое образование должен иметь педагог-библиотекарь? Я вот сама только узнала, нам в институте никто не предупреждал о такой должности:(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! Можете написать заявление и разослать резюме для подбора выгодной вакансии, как молодой специалист. Образование у педагога-библиотекаря должно быть высшее!

      Удалить
    2. Каким образом школа должна будет "расстаться" с уже работающим в библиотеке учителем-пенсионером? Наверное, только лишь по её собственному желанию. И ещё Вас должно насторожить то, что уже имеющийся специалист работает всего лишь на полставки. Вам надо выяснить и этот вопрос.

      Удалить
    3. И про требование обязательного высшего образования для педагога-библиотекаря: в некоторых школах в этой должности работают люди ВООБЩЕ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ. Чего мы опасались, то и получилось: всё зависит от желания руководителя.

      Удалить
  20. Здравствуйте! До декретного отпуска работала в школе простым библиотекарем,во время декрета,моя напарница,которая возглавляла статус "зав.библиотекой"-уволилась и я написала заявление о переводе на место зав.библиотекой,но директор не подписал ,ссылаясь на то,что теперь переименовано на "педагога библиотекарь"и моё образование не подходит.То есть,по его мнению,теперь должен работать человек с педагогическим образованием,раз название "ПЕДАГОГ-библиотекарь" .О себе:имею диплом высшего образования ЧГАКИ,специальность:" Библиотекарь -библиограф ,преподаватель".А теперь ответьте,кто прав,директор или я?если я права,то какие документы перед директором положить на его стол? Спасибо всем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Роза! Согласно нормативным документам, на должность педагога-библиотекаря принимается человек с педагогическим образованием, либо с библиотечным и опытом работы по специальности, однако если руководитель категоричен в вопросе педагогического образования, то спорить бесполезно, поскольку с января 2017 года вступает в силу профессиональный стандарт педагога, а там без педагогического образования нельзя.

      Удалить
  21. Добрый день, уважаемые коллеги! Скажите, пожалуйста, образование какое должно быть у педагога-библиотекаря: что высшее, поняла. Два образования, что ли? У нас при аттестации требуют два образования. Так как написано: Требования к квалификации. Высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы. Если достаточно одного из образований (у меня высшее педагогическое, филолог), дайте. пожалуйста, ссылку на документ, чтоб я могла доказать это. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  22. Добрый день, уважаемые коллеги! Скажите, пожалуйста, образование какое должно быть у педагога-библиотекаря: что высшее, поняла. Два образования, что ли? У нас при аттестации требуют два образования. Так как написано: Требования к квалификации. Высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы. Если достаточно одного из образований (у меня высшее педагогическое, филолог), дайте. пожалуйста, ссылку на документ, чтоб я могла доказать это. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, добрый день! Некоторое время были проблемы с доступом в Интернет, только сейчас отвечаю.
      Документ на который Вы можете сослаться Приказ Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. N 448н г. Москва «О введении в «Единый квалификационного справочник должностей…» новой должности "Педагог-библиотекарь"». Он размещен на странице РШБА по этой ссылке внизу: http://rusla.ru/rsba/provision/federzakon.php

      Удалить
    2. "Требования к квалификации. Высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы.".
      прямая ссылка на документ - https://rg.ru/2011/07/13/doljnosti-dok.html

      Удалить
  23. Мне, в мою бытность зав. школьной библиотекой, пришлось аттестоваться у людей, которые к библиотеке вообще отношения не имели. У них не было даже высшего образования, не говоря о нашем профессиональном: у одной - дошкольное, у двух остальных - начальная школа. О чём речь могла идти? Я отказалась аттестоваться у них: предоставила и диплом, и результаты обучения в аспирантуре при Челябинской академии искусства. Вопросов, слава Богу, больше не возникло. Как и этих "экспертов": больше они не рискнули аттестовать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, добрый день! Опубликовала Ваши первые сообщения, они у меня в электронной почте все отобразились.
      Может был сбой при публикации.

      Удалить
  24. Сейчас вообще какая-то непонятная ситуация с должностью педагога-библиотекаря: многие директора предпочитают высшему профессиональному библиотечному образованию просто ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ образование. Но мы же понимаем, что в этом случае ни о какой профессиональной подготовке, по определению, даже речи не может идти! У нас уже есть прецеденты, когда человеку с высшим библ. образованием было отказано, а на место педагога-библиотекаря приняли учителя физики. И КАКОЙ из него библиотекарь, даже если он - хороший педагог? По квалификационным характеристикам нужно ЛИБО библиотечное высшее образование, либо - педагогическое. Закон 761н, "Квалификационные характеристики педагогических работников", по моему, если не ошибаюсь.
    Марина, первое сообщение

    ОтветитьУдалить
  25. Пишу второй раз, т.к. первый мой ответ был почему-то удалён. По поводу должности педагога-библиотекаря вообще непонятная ситуация сложилась: если раньше в квалификационных характеристиках было требование либо высшее профессиональное (библиотечное) образование, либо педагогическое, то сейчас директора школ стали требовать от специалиста-библиотекаря в высшим библиотечным ещё и высшее пед. образование. Есть случаи, когда специалистам с высшим библиотечным предпочитают просто педагогов на пенсии: не так давно взяли на эту должность пенсионерку с образованием учителя физики. Но мы же понимаем, что в этом случае ни о какой квалификации даже речи идти не может. Тем более, о получении специалистом второго высшего - педагогического - образования. ЗАЧЕМ? За зарплату в три копейки? Это даже не смешно! Знаю, что все девочки, которым пришлось переучиться на педагога, в ПЕДАГОГИ и ушли!
    Марина, второе сообщение

    ОтветитьУдалить
  26. Спасибо за ответы. Мне отказывают в аттестации, основываясь на данный закон, что и вы дали ссылку. ""Требования к квалификации. Высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы."". Вот эту запятую ОНИ ЧИТАЮТ как И: и говорят, что должно быть ДВА высших образования. Где бы найти трактовку ЭТОЙ ЗАПЯТОЙ (это ИЛИ, И ???) Спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Впервые сталкиваюсь с подобным пониманием и трактовкой положений нормативного документа, а главное отсутствием знания норм русского языка. Особенно странно, если работники образования, отказывающие в аттестации, являются педагогами по диплому об образовании.
      Существуют правила пунктуации русского языка, но мне думается не в них дело, а в том что чиновники отказывают по иной причине, которая и скрывается за неграмотным прочтением данного приказа.
      Конечно, это "или"!
      Можно обратиться с вопросом к юристам Учительской газеты и они дадут аргументированный ответ.
      Я поищу вариант ответа для Вас.

      Удалить
    2. Спасибо, Елена!

      Удалить
    3. Давайте будем читать Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих". Требования к квалификации. Высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное)образование без предъявления требований к стажу работы.

      Удалить
    4. Лариса, показала Ваш вопрос юристам, давно не видела таких изумленных глаз...
      Документ понимается именно так, как написан, со всеми знаками препинания русского языка, а именно, как перечисление вариантов - "педагогическое, библиотечное".

      Удалить
    5. Спасибо! Марине, Елене! Читали, как не читать! Нет, видимо законы читаются везде по разному, и правила русского языка везде разные- после моих споров с министерством образования мне сказали: НУЖНО ДВА ОБРАЗОВАНИЯ!!!!!!

      Удалить
    6. ДВА образования. Давайте дружно посмеёмся.

      Удалить
  27. Лариса, напишите мне на электронную почту - нужен Ваш адрес для связи.

    ОтветитьУдалить
  28. 15 июня 2016 г. вышел приказ Минобрнауки России №715 Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров.
    Департаменту государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России поручено разработать план мероприятий по реализации Концепции и представить его на утверждение руководству Министерства до 30 сентября 2016 года.
    Скажите, пожалуйста, не было ничего нового после 30 сентября 2016 года?

    ОтветитьУдалить
  29. Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, льготы по коммунальным платежам у педагога-библиотекаря такие же как у учителей или другие?

    ОтветитьУдалить
  30. Здравствуйте, может библиотекарь работать в школьной библиотеке без пед.образования.

    ОтветитьУдалить
  31. Уважаемые библиотекари, у кого нет библиотечного образования можно пройти дистанционно курсы по направлению "Педагог -библиотекарь" . Ищите сайты переподготовка педагогических работников.
    Требования по должностной инструкции к Педагогу - библиотекарю - высшее профессиональное образование:
    - педагогическое;
    - библиотечное.
    Педагог - библиотекарь по закону " Об образовании" на сегодня имеет право:
    - на отпуск 56 календарных дней;
    - льготы по коммунальным платежам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Светлана! Льготы по коммунальным платежам - это Вы имеете в виду сельскую местность? Тогда так и пишите, пожалуйста, а то ведь люди звонят в соответствующие органы и интересуются.

      Удалить
  32. Здравствуйте Светлана! По образованию я товаровед, закончила техникум. На данный момент решила пройти проф.переподготовку. На различных курсах мне предлагают программу проф.переподготовки "Педагог библиотекарь" со сроком обучения от 256 часов. Подскажите как относится к таким предложениям. Я не педагог и не библиотекарь, вправе ли они вообще переобучать на такую специальность, требуя лишь наличие ЛЮБОГО высшего или средне-специального образования.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Марина! Спасибо, за внимание к материалам моего блога, значит актуальности они не теряют))))
      Отвечая на Ваш вопрос, радуюсь, что люди разных профессий тянутся к школьной библиотеке, что касается курсовой переподготовке, то следует обратить внимание на официальные документы образовательного учреждения, предоставляющего услуги по переподготовке (лицензии, аккредитации...), по возможности изучить учебный план или содержание курса. Желаю удачи, в обучении.

      Удалить
    2. Спасибо за ответ!

      Удалить

Отвечу на Ваши комментарии, вопросы и прислушаюсь к советам.
Оставляю без внимания комментарии анонимного характера.
Оставить комментарий очень просто:
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL.
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить и комментируйте!
Спасибо!

Архив блога

Просмотров·страницы