К основному контенту

Разработка Положения о МО библиотекарей образовательных учреждений: практикум


Деятельность каждого учреждения, организации или объединения определяется положением о нем. Положение – это правовой акт, определяющий порядок образования, задачи, обязанности, права, ответственность и организацию работы. 
Как правило, структура и содержание положения состоит из следующих разделов:

  1. общие положения;
  2. основные задачи;
  3. функции;
  4. права;
  5. организация работы.
Эти разделы примерные, вы вправе создавать свои, т.к. нет единых требований к Положению МО библиотекарей - простор для творчества с опорой на норматив(!).
Как составить Положение и городском/районном методическом объединении библиотекарей?
За образец можно взять положение о МО учителей города + идеи-подглядки из Интернет, так сделали библиотекари города Усолье-Сибирское при составлении своего Положения, см. образец ниже.

В начале документа оформляем Гриф "УТВЕРЖДАЮ" и здесь чем выше уровень тем лучше в социальном и материальном плане (по линии отдела образования возможна оплата руководителю ГМО и поддержка членов МО, в том числе различные поощрения) с одной стороны и большая ответственность и отчетность за фактическую работу МО в любое время и по первому требованию с другой. И поэтому здесь решать вам! Но, как показывает практика все положения о МО города/района оформляются общим приказом по отделу реквизиты которого и указываются в Грифе Утверждаю _____________ (ФИО, должность, наименование ведомства), приказои №____ от _____ . Это уже как итог работы, в самом начале необходимо составить текст Положения и утвердить его на МО.
Как и любой официальный документ (?) Положение должно опираться на действующую нормативную базу вопроса, в данном случае речь идет о следующих правовых актах:
Закон РФ "О библиотечном деле"
Закон РФ "Об образовании"
Актуальные документы в сфере библиотек и библиотечного пространства в целом.
Все нормативы даются в разделе "Общие положение" (свое название), но в любом случае в начале документа.

При желании дополнительно ссылаться на документы, положения (источник - портал РШБА):

Здесь же, вы укажете членство/принадлежность  к какой-либо профессиональной организации (РШБА, РБА, свое). В разделе "Общие положения" допустимо указать цель МО и членство. 
Примеры положений широко представлены в Интернет. Например здесь или здесь
Примерная структура Положения может состоять из следующих разделов:  (Источник)

Общие положения
Нормативная составляющая деятельности. Цели (например, ___________) и задачи (например _____________) методического  объединения, а также его место в методической системе сферы образования города/района. В Положении может быть описана структура  и состав/членство МО, избрание/назначение руководителя МО.
Функции
Функции МО, например:
  • разработка и реализация программ обучения персонала библиотек ОУ;
  • методическое обеспечение учебного процесса, в том числе педагогов города;

Основные задачи
Связь с нормативными документами МО (см. "Общие положения")
например:

Взаимодействие
Порядок взаимодействия МО библиотекарей с другими МО сферы образования, а также социальное партнерство.
Права
Основные полномочия МО. Например: право получать от руководителей материалы (сведения, планы, отчеты), необходимые для реализации целей и задач, стоящих перед МО, право выдвижение кандидатур на поощрение, в том числе отраслевыми наградами и др.
Ответственность
Степень ответственности членов МО, руководителя МО в процессе работы. 
например: 
Членам МО: обязательное присутствие на всех мероприятиях и совещаниях МО

Предлагаю принять участие в дополнении содержания примерного Положения о МО, пишите в комментариях Ваши предложения и вместе составим примерный документ.
Наше Положение далеко не идеал, в настоящее время его содержание пересматривается и дополняется в соответствии с требованием времени. 

УТВЕРЖДЕНО: ______(ФИО)
приказом ________ № ____ 
от _____ 20__г.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Городское методическое объединение библиотекарей общеобразовательных учреждений организуется в целях содействия развитию библиотечного обслуживания, профессиональной консолидации, защиты своих социальных прав.
Городское методическое объединение библиотекарей общеобразовательных учреждений является самостоятельной общественной организацией, осуществляющей свою деятельность в рамках настоящего Положения и основных документов по библиотечному делу, приказов и распоряжений Министерства образования Российской Федерации, рекомендаций Государственной научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского.
Городское методическое объединение библиотекарей общеобразовательных учреждений взаимодействует с методическими объединениями учителей и методической службой городской централизованной библиотечной системы города.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ 
Обеспечение эффективности деятельности школьных библиотек, высокого качества библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учителей и учащихся общеобразовательных учреждений. 
Внедрение в деятельность школьных библиотек инновационных (проектных) и информационных форм работы, в том числе АИБС. 
Содействие развитию профессионального мастерства библиотечных работников. 
Улучшение материально-технической базы школьных библиотек.  

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ 
Осуществляет организацию научно-методической работы:
  •  изучает нормативную и методическую документации по вопросам, касающимся библиотечного дела и сферы образования; 
  • определяет ее основные направления;
  •  участвует в исследованиях по проблемам функционирования школьных библиотек, в том числе по проблемам чтения детей и подростков;
  •  проводит комплекс работ по внедрению в деятельность библиотек нормативной документации, методических рекомендаций ведущих методических центров;
  • принимает участие в организации и проведении научно-практических конференций и семинаров;
  •  оказывает консультативную помощь библиотекарям, особенно молодым специалистам.
Выявляет, изучает, способствует внедрению опыта работы творчески работающих библиотекарей.Обеспечивает рациональную организацию труда:-         Составляет годовой план работы городского методического объединения и представляет его в __________ для обеспечения согласованности методической работы;
-                     Анализирует планы и отчеты работ библиотек общеобразовательных учреждений города для оптимизации деятельности.
Разрабатывает и организует систему повышения квалификации библиотечных работников, проведение стажировок, занятий, семинаров, практикумов по основам библиотечного дела с учетом специфики общеобразовательных учреждений.

ПРАВА
 Для реализации основных задач организует один раз в месяц методический день, в рамках которого проводятся заседания ГМО.
 В установленном порядке знакомится с передовым опытом работы отдельных библиотек города.
Анализирует деятельность библиотек общеобразовательных учреждений.
Представляет в _____________________  ходатайства о поощрении библиотекарей общеобразовательных учреждений.
Поддерживает положительный имидж школьного библиотекаря.
 «Положение о городском методическом объединении библиотекарей образовательных учреждений» утверждено на заседании городского методического объединения библиотекарей общеобразовательных учреждений «___» _____ 20 __г.
Теория по содержанию и составлению Положений:
Разработка Положения о подразделении
Разработка положения об учебном центре

Присоединяйтесь к обсуждению!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ответы на вопросы о должности "педагог-библиотекарь"

На сайте РШБА доступен  Информационный бюллетень № 19 "Новая должность педагогического работника "педагог-библиотекарь": статус и вопросы введения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях": нормативные правовые акты, информационно-методические материалы, комментарии. - М.: Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, 2011г. В сборнике помимо всей нормативной базы вопроса, приводятся ответы на распространенные вопросы о введении новой должности, а также поясняется почему наименование должности как "библиотекарь-педагог" не считается целесообразным и корректным. Содержание бюллетеня необходимо довести до всех работников библиотек образовательных учреждений и руководителей образовательных учреждений.

С праздником, милые женщины!

С весной, нас,  милые женщины! 
Такой хороший повод вспомнить о нас если бы не был в своё время придуман, то его обязательно следовало бы признать.  Весна подходящее время для этого - пробуждение природы, жизни на Земле, яркие солнечные личики - всё это от женского начала.  Пишутся красивые стихи, посвящаются песни, создаются шедевры художественного искусства воспевающие женскую красоту, мудрость и гармонию. 

Методист, учитель, школьный библиотекарь это профессии, преимущественно женские.  
Кто Она - Женщина?  Кто создал её такую? Мне ближе строки Эдуарда Асадова, которые полюбила с того момента, когда впервые их услышала от преподавателя по сценической речи ...

Любовь, Измена и Колдун

В горах, на скале, о беспутстве мечтая,
Сидела Измена худая и злая.
А рядом под вишней сидела Любовь,
Рассветное золото в косы вплетая.

С утра, собирая плоды и коренья,
Они отдыхали у горных озер
И вечно вели нескончаемый спор -
С улыбкой одна, а другая с презреньем.

Одна говорила: - На свете нужны
В…

Формирование заказа на учебники: методический практикум

Как же это, друзья? Человек смотрит на вишни в цвету А на поясе длинный меч!
Кёрай

Как правильно составить заявку на поставку учебников в ОУ? Какие нормативные документы позволяют отстоять право на выделение средств для  пополнения библиотечного фонда ОУ? Можно ли избежать распространенных ошибок? Эти вопросы часто задают  ответственные лица в ОУ за составление заявки, будь это завуч или персонал библиотеки. Поэтому в своей статье я старалась ответить на эти вопросы и устранить некоторые Причины неэффективности заказа учебников.   В журнале "Школьная библиотека" за 2011 год №8 опубликована моя статья "Комплектование библиотек образовательных учреждений как условие реализации Федеральных государственных образовательных стандартов: методический практикум".  Как и положено, сначала я даю ссылки на нормативы, а потом и сам алгоритм составления заявок на литературу в библиотеку ОУ. Нормативы Вам пригодятся для составления плана комплектования, анализа работы с учебным фондом,…