понедельник, 12 марта 2012 г.

Нормативные документы об аттестации педагога-библиотекаря

Я уже сообщала, что вышел тематический номер журнала Нормативные документы образовательного учреждения, посвященный введению должности в ОУ педагога-библиотекаря. 
На портале Менеджер образования доступен для ознакомления материал из номера об аттестации педагога-библиотекаря
Скорее это рассмотрение общих правовых  вопросов, касающихся отдельных категорий педагогических работников ОУ, чем конкретные нормативные предложения, но он полезен при возникновении некоторых спорных вопросов в части защиты трудовых интересов педагога-библиотекаря, а также для создания действующей в регионе нормативно-правовой базы по аттестации персонала библиотек ОУ.  Материал привожу полностью.

Аттестация педагога-библиотекаря

Приказ Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209 “О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений” (извлечение)
<…> 
17. Аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей). 
18. Аттестации не подлежат: 
– педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;
– беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков. 
<…>
Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”» (ред. от 31.05.2011, извлечение) 
<…> 
9. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе “Требования к квалификации”, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. 
<…>
<Письмо> Минобрнауки России от 15.08.2011 № 03-515/59 “Разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений” (извлечение) 
<…> 
Ранее специальные требования к профилю полученной специальности по образованию предъявлялись по должностям концертмейстера (музыкальное), учителя-логопеда, учителя-дефектолога, логопеда (дефектологическое), педагога-психолога (психологическое). Сохраняются ли указанные требования в связи с вступлением в действие квалификационных характеристик работников образования, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н, или специальные требования к профилю образования по вышеуказанным должностям могут не предъявляться? Просьба разъяснить также порядок применения п. 9 данного Приказа: по решению какой аттестационной комиссии лица, не имеющие специальной подготовки, установленной в разделе “Требования к квалификации”, в порядке исключения могут быть приняты на соответствующие должности? 
В соответствии с Приказом от 24.03.2010 № 209 аттестационные комиссии создаются для проведения аттестации в двух целях:

  • в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей);
  • для подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.

Аттестационная комиссия, о которой идет речь в п. 9 раздела “Общие положения” квалификационных характеристик должностей работников образования, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н, призвана выполнять другую задачу – коллегиально рассматривать возможность приема на работу лиц, квалификация которых не соответствует требованиям квалификационных характеристик, и выносить соответствующую рекомендацию для работодателя.
В указанном пункте предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе “Требования к квалификации”, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Следовательно, предъявление к квалификации педагогических работников требования о наличии высшего или среднего профессионального образования, в т. ч. по определенному направлению профессиональной подготовки, не означает, что работники, у которых отсутствует требуемое образование, не могут быть приняты на соответствующие должности.
С одной стороны, отсутствие у претендента на должность педагогического работника требуемого образования может явиться причиной для отказа в заключении с ним трудового договора, если работодатель считает необходимым принять на вакантную должность специалиста с соответствующим уровнем образования.
С другой стороны, если работодатель считает возможным принять, к примеру, на должность учителя лицо, у которого отсутствует требуемое образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” или в области, соответствующей преподаваемому предмету, то он не вправе принять такое решение единолично, поскольку назначение на должность работника, не имеющего специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе “Требования к квалификации” квалификационных характеристик, предусматривает необходимость получения рекомендации аттестационной комиссии.
Принимая во внимание, что прием на работу в образовательное учреждение отнесен к компетенции образовательного учреждения, создание аттестационной комиссии для цели, предусмотренной п. 9 раздела “Общие положения” квалификационных характеристик должностей работников образования, также является полномочием образовательного учреждения.
Учитывая, что порядок назначения работника, не отвечающего установленным квалификационным требованиям, связан с наличием опыта работы и с выполнением качественно и в полном объеме возложенных на него должностных обязанностей, роль аттестационной комиссии может заключаться именно в оценке возможностей претендента выполнять предусмотренные по этой должности обязанности с учетом опыта его предыдущей работы.
Кроме того, в целях проверки возможностей работника выполнять качественно и в полном объеме предусмотренные должностные обязанности аттестационной комиссией может быть рекомендовано при заключении трудового договора предусмотреть условие об испытании работника в порядке и на условиях, установленных ст. 70 ТК РФ.
В соответствии со ст. 71 ТК РФ при неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня, с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. Решение работодателя работник имеет право обжаловать в суд.
При неудовлетворительном результате испытания расторжение трудового договора производится без учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа первичной профсоюзной организации и без выплаты выходного пособия. 
Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание и последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях.
Если в период испытания работник придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня.
При применении п. 9 раздела “Общие положения” квалификационных характеристик должностей работников образования необходимо учитывать, что предусмотренное в нем условие “в порядке исключения” при решении данного вопроса применяться не должно, поскольку это условие было исключено из аналогичного по смыслу п. 8 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 09.02.2004 № 9 (в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 25.10.2010 № 921н). Источник 
На основании федеральных нормативов, региональные министерства образования разрабатывают пакет документов для проведения аттестационных процедур на местах. С точки зрения практика, мне интересен опыт Хабаровского краевого института развития образования ими разработана Программа квалификационного экзамена по должности "педагог-библиотекарь":
1.  Нормативно-правовая база библиотеки образовательного учреждения
Правовое поле современной школьной библиотеки. Положения основных законодательных актов по вопросам организации и деятельности библиотек образовательных учреждений. Закон  РФ «Об образовании», «О библиотечном деле», об «Основах законодательства Российской Федерации о культуре». Манифест (Руководство) ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек.
Требования нормативных актов, регламентирующих основные направления профессиональной деятельности библиотек:  «Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения» (2004г.).  Актуальные вопросы изменения действующего законодательства и нормативов для обеспечения нового статуса школьных библиотек.
Нормативно-правовая база по учету и сохранности основного и учебного фондов библиотеки.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 предъявляемые к помещениям библиотек (площади, размещение рабочих зон, наличие читального зала, медиатеки).
Номенклатура дел современной библиотеки образовательного учреждения
2. Инновационное развитие библиотек ОУ. Типовые модели развития библиотек.
Школьная   библиотека – структурное звено образовательного учреждения. Стратегия развития школьной библиотеки. Цели и задачи современной библиотеки ОУ.    Формирование инновационной среды. Миссия  школьной библиотеки. Инновационные изменения статуса школьных библиотек. Школьная библиотека - информационно-библиотечный центр.
3. Формирование информационной культуры школьников.
Концепция формирования информационной культуры личности. Программно-методическое обеспечение процесса обучения основам информационной культуры, программы, созданные и используемые в крае. Основное содержание деятельности по воспитанию навыков независимого библиотечного пользователя. Обучение методике и тактике поиска информации. Формирование умений  библиографически  грамотно вести дневник чтения, личную картотеку, оформить список литературы, цитаты, ссылки и т.д. Педагогические формы и методы работы библиотеки. Массовые мероприятия, индивидуальная и групповая работа по овладению библиотечно-библиографическими знаниями. Диагностика процесса обучения и уровня обученности  основам информационной культуры.
4. Библиотечный маркетинг. Маркетинговый подход к внедрению новшеств.     Библиотечные проекты как способ изменения ситуации в школьной библиотеке. Определение понятий: проект, проектная деятельность, библиотечный проект. Типология проектов. Анализ ситуации. Проектная деятельность и ее новизна. Признаки проектной деятельности. Цели и задачи проекта. Концепция проекта. Команда проекта. Оценка результатов проекта. Участие в проектной деятельности учащихся и педагогов. Создание привлекательного имиджа библиотеки.
5. Информационные технологии в деятельности библиотекаря.
Новые информационные технологии как фактор развития образовательного сообщества. Технологии и их место в практике работы библиотеки. Барьеры, замедляющие внедрение информационных технологий в практику работы школьной библиотеки. Преимущества использования информационных технологий. Классификация информационных технологий.  Виртуальное (электронное) библиотечное обслуживание. Использование сервисов и услуг Интернета в условиях школьной библиотеки. Применение ИКТ в каталогизации: современные технологии в автоматизации  основных процессов каталогизации библиотечного фонда, особенности формирования и ведения электронных каталогов. Возможности автоматизации учета движения фонда, комплектования и книгообеспеченнности. Автоматизация основных технологических процессов организации работы с читателем, книговыдачи, учета и обеспечения массовых мероприятий, а также формирования отчетной документации. 
6. Информационно-библиографическая деятельность библиотеки образовательного учреждения
Современные подходы к информационно-библиотечной деятельности. Новые формы и методы информационно-библиографической работы: поддержка проектной, исследовательской  деятельности учащихся, интегрированных уроков. Типы и виды информационно-библиографических материалов. Информационные продукты и услуги. Подготовка и проведение комплексных мероприятий информационного характера. Обеспечение доступа к удаленным информационным ресурсам. Информационно-методическое обеспечение подготовки к единому государственному экзамену. Методическая и консультативная поддержка педагога.
7. Педагогическая деятельность школьной библиотеки.
Педагог-библиотекарь – новый аспект библиотечной профессии. Нормативно-правовые акты и документы, регламентирующие деятельность педагога-библиотекаря.
Понятие и структура педагогической деятельности. Принципы деятельности.
Цели, задачи и основные направления педагогической деятельности школьной библиотеки. Методические средства и формы осуществления педагогической деятельности. Педагогические технологии в библиотечной практике. Особенности педагогической деятельности по выявлению творческих особенностей обучающихся и формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.
Функции деятельности педагога-библиотекаря. Назначение и характеристика осуществляемых функций: воспитательной, организаторской, прогностической, предупредительно-профилактической, библиотерапевтической, организационно-коммуникативной. Профессиональный портрет педагога – библиотекаря: статус, профессиональные  качества, умения. Современные требования к имиджу библиотекарей, работающих с детьми.  
8. Поддержка и продвижение чтения.
 Педагогика детского чтения. Проблема детского чтения. Система работы библиотеки с семьей в приобщении учащихся к чтению. Методика и формы изучения информационных запросов читателей. Читательская активность. Мониторинг читательской активности. Педагогическая практика содействия развитию критического мышления. Формы и методы библиотечной работы, содействующие критическому мышлению. Современные педагогические тренинги в условиях библиотеки. Технология подготовки и проведения групповых и массовых библиотечных мероприятий.
Выставочная работа школьной библиотеки. Типология выставок. Основные функции. Книжно-иллюстративные выставки. Виды их классификации по разным основаниям. Выставки новых поступлений. Особенности внутриполочных выставок.
9. Технология работы библиотеки образовательного учреждения.
        Социально-психологические и технологические основы организации фондов в школьной библиотеке. Виды доступности фондов и их особенности. Особенности расстановки и оформления книжного фонда. Подготовка различных видов экспозиций. Проверка фонда.  Технология и организация библиотечного обслуживания читателей. Учет библиотечного обслуживания.

Есть ли у Вас в регионе подобные программы? А может кто-то уже готовится к аттестации по новой должности? Напишите о своем опыте.

83 комментария:

  1. Ответы
    1. Наталья Степановна возможности блогосферы безграничны и мне приятно если моя работа приносит пользу. Спасибо, заходите чаще!

      Удалить
  2. Елена, вопрос шире, чем тема Вашего поста, но именно аттестация стала камнем преткновения. Зав. библиотекой одной из наших школ принудительно переводят в педагоги-библиотекари, причём сохраняют зарплату всю, кроме оплаты за категорию (а она ещё действует до 2014 года), при этом вменяют в обязанность (без доплаты) проводить 2 часа в неделю дополнительных уроков. При отказе переходить на новую должность намекали на увольнение. А библиотекарь с образованием, не старушка, инициативная. Сейчас она в шоке. Что посоветуете, Елена? В нашем региональном институте повышения квалификации нам сказали, что аттестацию педагогов-библиотекарей не проводят.

    ОтветитьУдалить
  3. Очень сложная ситуация, поскольку требует досконального изучения всей нормативной базы вопроса. В первую очередь, я затребовала бы документы на основании которых проводится "добровольный перевод", поскольку заочно читается прямое нарушение трудовых прав работника, а это причина для обращения в соответствующие правоохранительные органы или комиссию по трудовым спорам. Внимательно изучите документы Информационного бюллетеня №19, ссылка: http://new-metodist.blogspot.com/2011/09/blog-post_20.html
    Там есть пояснение:"В случае отказа работника от перевода на другую должность либо в случае, когда у работодателя отсутствует работа, соответствующая квалификации работника (в том числе тогда, когда у работника, занимавшего должность библиотекаря, отсутствует высшее образование, которое требуется для занятия должности педагога-библиотекаря, а других вакансий нет), трудовой договор по истечении двух месяцев прекращается по пункту 2 части первой статьи 81 ТК РФ.
    Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части первой статьи 81 ТК РФ производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 ТК РФ с обеспечением социально-трудовых гарантий, связанных с увольнением в связи с сокращением численности или штата работников (выплата выходного пособия, сохранение среднего заработка на период до трудоустройства и т.д.).
    Нарушение работодателем установленной законом процедуры увольнения работника по сокращению численности или штата может повлечь признание увольнения в судебном порядке незаконным и необоснованным, восстановление работника на прежней работе, выплату ему среднего заработка за время вынужденного прогула и возмещение морального вреда, а также юридическую ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства".
    У нас у многих доплату сняли за ВКК, но, как выяснилось это проблема скрывалась в произволе ответственных за тарификацию в ОУ (с молчаливого согласия руководителя!!!). Именно руководитель несет ответственность за окончательные решения ему сегодня закон позволяет.
    Но нарушать трудовые права никто не имеет права, поэтому следует бороться и не опускать руки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я бы еще посоветовала за разъяснением и помощью обратиться в РШБА, там профессионалы они дадут квалифицированный ответ.
      В любом случае нужны нормативы, а самой добиться их предоставления бывает сложно, но надо пробовать.

      Удалить
    2. Елена, спасибо за такой обстоятельный ответ, прорабатываем, читаем, Спасибище просто!

      Удалить
    3. Евдокия, Вы мне потом отпишитесь как и что. Держите в курсе, вместе будем думать!..

      Удалить
  4. У многих заведующих школьными библиотеками нашего города в марте 2012 года, т.е. уже сейчас, заканчивается срок предыдущей аттестации.Про должность педагога-библиотекаря все руководители ОУ дружно молчат. Мы, библиотекари, в большом недоумении и смятении: что будет с нами после того, как срок аттестации закончится? Какую зарплату нам милостиво предложат, какие условия работы и должностные обязанности??? Такое впечатление, что всем на нас просто наплевать! Между тем, все педагоги уже подтвердили в этом году свои квалификационные категории.

    ОтветитьУдалить
  5. Для того, чтобы дать Вам квалифицированный ответ необходимо изучить нормативные документы региона по этому вопросу, а Вам, на будущее следует представиться - Анонимов всерьез не воспринимают!
    Педагоги подтвердили свои квалификационные категории на основании заявлений в аттестационную комиссию, которые подаются в определенный, регламентом об аттестации срок. Такие заявления составляются, как правило, в апреле-мае, т.е. в прошлом учебном году Вы должны были подать такое заявление в АК.

    ОтветитьУдалить
  6. Прошу прощения за "Аноним".
    Мы как и педагоги ОУ, в срок подали заявления на подтверждение квалификационных категорий, но пока нам ничего вразумительного не ответили. То есть, нам вообще ничего не ответили. В областном центре отговорились тем, что "пока не в теме".

    ОтветитьУдалить
  7. Простите, но это снова Аноним. Вопрос не задаю, расскажу то, что произошло вчера. Директор нашего ОУ сообщила мне о том, что у нас в ОУ вводится эта самая новая пресловутая должность. Но не только констатировала этот факт, а объяснила, что с меня будет снята оплата занятий в системе дополнительного образования, которые я веду в размере 0,5 ставки, на том основании, что с введением новой должности это не является совмещением и входит в мои должностные обязанности. Ещё она сообщила, что я не имею права аттестоваться по новой должности в течение 2-х лет, т.к. моя квалификация по институтскому диплому - "Библиотекарь-библиограф", а по специальности "педагог-библиотекарь" не готовят в вузах вообще. Кроме того, свою высшую квалификационную категорию заведующей библиотекой я тоже не могу подтвердить, т.к. в ОУ упраздняется "простой" зав. библиотекарь...
    Нравится ли кому-нибудь это? Отняли всё - не дали ничего. Большое спасибо.

    ОтветитьУдалить
  8. "9. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе “Требования к квалификации”, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы."

    ОтветитьУдалить
  9. Зря Вы так на Анонима: ведь понятно, почему человек не хочет представляться. В школах бывают очень сложные отношения, когда сказанное слово отзывается потом крупными неприятностями. Я тоже очень переживаю по поводу вводимой должности, ведь у меня ситуация практически такая же. 26 марта закончился межаттестационный период, впереди - только надежда на то, что наши руководящие органы доведут порядок введения должности до конца и примут все необходимые документы. Иначе мы действительно лишимся всех прав, кроме права на бесплатную работу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Напрасно Вы так, когда человек спокойно и без агрессии обращается за разъяснением я всегда помогу чем могу.
      Положение в ОУ мне очень хорошо знакомо, поэтому надо знать все нюансы дела прежде чем, что-то советовать, в противном случае можно сильно навредить.
      Что касается анонимов, так уж сложилось везде - их не воспринимают, поэтому было бы предусмотрительней придумать ник.

      Удалить
  10. В пятницу мне сообщили, что я не буду подтверждать свою категорию как зав. библиотекой... Естественно, доплата снимается... А каким образом будет начисляться зарплата - никто сказать не может. Пока что мне ничего не положено, один оклад (6000р), это даже меньше, чем ежемесячные премии педагогам. Все опускают глаза, ведь у меня заработная плата будет меньше, чем у техничек, которым доплачивают за вредные условия труда. Думаю, нужно искать другую работу, пока есть такая возможность. У библиотекарей других школ города примерно такая же позиция. Самое печальное в том, что нас никто серьёзно не воспринимает: подумаешь, какие-то библиотекари... Хотя у многих из нас - высшее библиотечное образование.

    ОтветитьУдалить
  11. Вот что подсказал мне юрист: "При этом следует особо отметить, что по предложению Общероссийского Профсоюза работников образования при согласовании проекта квалификационной характеристики должности «педагог-библиотекарь» из раздела «Должностные обязанности» были исключены такие функции, как осуществление образовательного процесса в соответствии с основной образовательной программой начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, проведение учебных занятий. Эти функции являются прямыми обязанностями учителей и не могут одновременно быть включены в должностные обязанности другого работника, даже если именовать его должность «педагог-библиотекарь», поскольку одной из основных его функций остается работа с библиотечным фондом и информационными ресурсами."
    Поэтому, если я правильно поняла, то нельзя снимать оплату за ведение занятий в системе дополнительного образования, если это не связано с библиотечной тематикой, например, если вы ведёте кружок "Что? Где? Когда?" Или я поняла неправильно?
    Ещё: с человека, с Анонима, сняли 0,5 ставки за ДО. Но тарификация произошла, деньги выделены. Спрашивается: Куда они уйдут?
    Дальше: Каким образом в работе ОУ будут отражены все те занятия, которые заставят проводить педагога-библиотекаря, ведь их никаким образом нельзя отдельно тарифицировать, и, следовательно, отразить в расписании учебных занятий? Про библиотечные уроки я не говорю, т.к. сама веду их бесплатно в течение многих лет, хотя у меня есть отдельная программа "Основы информационной культуры".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы совершенно верно все понимаете: "Поэтому, если я правильно поняла, то нельзя снимать оплату за ведение занятий в системе дополнительного образования, если это не связано с библиотечной тематикой, например, если вы ведёте кружок "Что? Где? Когда?" Или я поняла неправильно?" Работа в системе ДО не является прямой обязанностью работника библиотеки, следовательно должна оплачиваться, другое дело самоуправство чиновников от образования.

      Удалить
    2. "...сняли 0,5 ставки за ДО. Но тарификация произошла, деньги выделены. Спрашивается: Куда они уйдут?" - Вы не переживайте, как показывает практика эти деньги пойдут на доплату либо администрации ОУ, либо педагогу на премию, например. Сегодня сам руководитель решает кому, сколько и за что, поставить более высокий % доплаты.

      Удалить
    3. "Каким образом в работе ОУ будут отражены все те занятия, которые заставят проводить педагога-библиотекаря, ведь их никаким образом нельзя отдельно тарифицировать, и, следовательно, отразить в расписании учебных занятий? Про библиотечные уроки я не говорю, т.к. сама веду их бесплатно в течение многих лет, хотя у меня есть отдельная программа "Основы информационной культуры". - если занятия не включены в учебный план ОУ, то тарификация по ним не проводится. Но это если официально и как должно быть, а что на самом деле будет покажет время.

      Удалить
  12. И отдельное спасибо Вам за публикацию "Не прошло и года или горькая действительность практики введения должности "педагог-библиотекарь"!!!

    ОтветитьУдалить
  13. 22.03.2012
    В Саранске прошел семинар "Профессиональная компетентность педагога-библиотекаря"

    20 марта 2012 г. состоялся семинар школьных библиотекарей городского округа Саранск, организованный МУ «Информационно-методический центр» Управления образования Администрации городского округа Саранск на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 24» по теме: «Профессиональная компетентность педагога-библиотекаря».

    На семинаре специалисты «библиотечного мира» изучили нормативно-правовую базу по тематике данного семинара, в частности: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 мая 2011 г. № 448н «О внесении изменений в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» и Информационный бюллетень № 19 Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

    Специалисты библиотек рассмотрели новую квалификацию «педагог-библиотекарь» в поле информационно-образовательных задач. Педагог нового уровня, по мнению школьных библиотекарей, должен осуществлять дополнительное образование обучающихся по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержку интереса к литературе; формировать информационную культуру личности.

    Должность «педагог-библиотекарь» ранее относилась к категории работников культуры, искусства и кинематографии, а сейчас отнесена к ряду должностей педагогических работников.

    В настоящее время у специалистов, занимающих данную должность, имеются вопросы по предоставлению социальных гарантий. Для упорядочения специфики деятельности педагога-библиотекаря необходима разработка дополнительных подзаконных актов Общероссийским Профсоюзом образования РФ совместно с Министерством образования России.

    Е.С. Семенова, методист

    МУ «Информационно-методический центр»

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, я благодарна Вам за столь доскональное пояснение проблемы. С вашего разрешения, добавлю эти комментарии к посту о проблемах введения должности и думаю пора их оформить и направить в ответственную организацию.
      Если Вы против или есть вопросы пишите мне на электронку: astapenkolena@mail.ru

      Удалить
  14. Я нахожусь практически в тупиковой ситуации. Образование высшее Библиограф детской литературы. Стаж 16 лет работаю библиотекарем в школе с интегрированными классами. Есть зав библиотекой, а я просто библиотекарь на 0,5 ставки.Работаю именно с коррекционными классами. 11 разряд по стажу и все! Ни надбавки за работу с коррекционными детьми, ни какой оплаты за ведение библиотечных часов (5 часов в неделю).Зарплата начисляется не из высшего моего образования, а как техничкам. Премиальные баллы не начисляются: это фонд учителей, а вы не он! На все мои вопросы ответ один: не положено!!!
    Решила аттестоваться. НЕ БУДЕМ МЫ ВАС АТТЕСТОВЫВАТЬ!! ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К КУЛЬТУРЕ. Скажите что мне делать? и где искать правды

    ОтветитьУдалить
  15. Валентина, в Вашей ситуации следует обратиться в комиссию по труду для разрешения спорных вопросов, поскольку необходимо просмотреть нормативы ОУ, касающиеся вопросов оплаты труда, в том числе и по работе с коррекционными классами. Какова причина отказа администрации ОУ оплачивать надбавку за эту работу? Должен быть норматив...
    Что касается аттестационных процедур, то я писала о возможностях аттестации работников культуры и приводила нормативы - Аттестация как есть, посмотрите и обращайтесь в Центральную библиотеку за помощью.
    Надеюсь помогла, немного.

    ОтветитьУдалить
  16. С января 2012 года меня перевели на должность педагога-библиотекаря. Отпуск дали 56 дней, а через неделю сказали, что постановление в бухгалтерию не пришло и вам даём 28 дней. Правильно ли со мной поступили?

    ОтветитьУдалить
  17. Александра4 июня 2012 г. в 18:30

    Стаж работы в библиотеке 5 лет. Я учитель с 1-ой категорией. С января 2012 г. меня перевели из зав. библиотекой в педагога - библиотекаря. Сначала отпуск дали 56 дней, а потом сказали, что постановление в бухгалтерию не пришло и сократили мне отпуск до 28 дней. Верно ли со мной поступили?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Александра, чтобы верно ответить на Ваш вопрос, следует изучить нормативы на которые ссылается бухгалтерия. По закону, конечно такое заявление неправомерно, но надо знать о каком постановлении идет речь.

      Удалить
  18. Здравствуйте, Елена! Подскажите, пожалуйста, как правильно поступить в моей ситуации. По образованию я учитель начальных классов, но уже 6 лет проработала в школьной библиотеке простым библиотекарем на 0,5 ставки с зарплатой в 2 с небольшим тысячи. Инвентаризацию всего фонда бибюлиотеки проводила в апреле 2011 года, в этом гоху собираюсь сменить место работы. Нужно ли проводить инвентаризацию всего фонда, если я остаюсь в этой же сфере, должность методиста по книжному фонду?

    ОтветитьУдалить
  19. Неважно в какую сферу деятельности Вы переходите, согласно действующей редакции Инструкции по учету библиотечного фонда инвентаризация проводится раз в пять лет, при смене материально-ответственного лица (это Ваша ситуация). Как Вы проведете инвентаризацию выборочную (год с момента проведения очередной инвентаризации)либо полную, решать работникам Вашей бухгалтерии.

    ОтветитьУдалить
  20. Добрый день, Елена! Попала в затруднительное положение. Если есть возможность - помогите. Я методист по библиотечным фондам. Работаю в этой должности второй год. До этого работала в школе зав. библиотекой. Сегодня позвонили из бухгалтерии и сказали, что срок предыдущей аттестации у библиотекарей истек и им необходимо аттестоваться или они потеряют в зарплате. В районе у нас еще нет педагогов-библиотекарей (просто никто не знает как перейти в данную должность). Мой вопрос следующий: Кто проводит аттестацию библиотекарей (могу ли я по приказу председателя Комитета по народному образованию нашего района аттестовать библиотекарей и что мне для этого нужно-если да) Процесс аттестации достаточно долгий, и что можно сделать сейчас, чтобы мои библиотекари не потеряли в зарплате.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Мария!
      Посмотрите мой пост про аттестацию: http://new-metodist.blogspot.com/2011/01/blog-post_25.html
      На время действия предыдущей аттестации в зарплате библиотекари не потеряют, если не вмешается процесс оптимизации оплаты труда кадров.
      Удачи, Вам!

      Удалить
  21. Добрый день, Елена! Опять заглянула на Ваш сайт. У нас в городе произошло много "интересного" для школьных библиотекарей. С 2013 г. многие ОУ переходят в статус автономных, поэтому там спешно идёт работа по "оптимизации": т.е. убираются все "ненужные" должности. В ОУ с наполнением до 400-хсот учащихся для библиотекарей оставляют только полставки, в больших школах тоже решили следовать их примеру. В итоге получили ТАКОЙ отток специалистов, что просто мама дорогая! Библиотекари спешат искать работу, чтобы не остаться на улице. На их место на полставки берут кого угодно - и вожатых, и завхозов, и даже есть девочка-гардеробщица, которая заочно учится. В общем, про какую-то ни было РАБОТУ в школьной библиотеке, а тем паче - про инновации уже и речи даже не идёт: выдали учебники и ладно...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Марина что заглядываете ко мне!!!
      Боюсь такая ситуация постигнет всех, кто работает в школьных библиотеках. Идет уничтожение профессии и мы ничего не можем сделать...

      Удалить
  22. Здравствуйте, я вышла на работу в марте 2012 года после декретного отпуска, проработав 6 месяцев, задалась вопросом, почему я ни разу не получала стимулирующую часть заработной платы, на что услышала от директора: "Когда вы перестанете ходить на больничный, тогда и будете получать стимулирующие выплаты". На больничном я была два раза за это время (у меня часто болеет маленькая дочка), причём один из больничных я работала, но не полный день. Очень обидно было, и до сих пор я не знаю, будут ли что-то платить?

    ОтветитьУдалить
  23. Здравствуйте, я вышла на работу в марте 2012 года, проработав 6 месяцев, я задалась вопросом, почему ни разу не получала стимулирующую часть заработной платы, на что мне директор ответила: "Когда перестанете ходить на больничный, тогда будете получать стимулирующие выплаты". Очень обидно было, на больничный я уходила два раза за полгода (у меня часто болеет маленькая дочка), причём один из больничных я работала, но не полный день. И до сих пор не знаю, будут ли мне что-то платить. А заработная плата педагога-библиотекаря всего 6978 рублей.

    ОтветитьУдалить
  24. Здравствуй Елена. У меня возник вопрос о присоединение начальных школ к средним (основным) школам.Теперь они будут структурные подразделения. Как занести запись в должностной инструкции зав библиотекой (библиотекарю) о присоединение, в каких разделах?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На Ваш вопрос, Татьяна можно ответить после ознакомления с уставными документами учреждения. Как в Устав внесена запись о присоединении? Как учителям школы внесли изменения в должностные инструкции? Изучите эти документы и примите верные решения, но я бы посоветовалась с юристом.

      Удалить
  25. Наталья коллега26 ноября 2012 г. в 12:13

    Здравствуйте! Библиотекарям со средним библиотечным образованием переводят на должность библиотекаря-педагога? Я слышала, что со ср. спец. образованием на эту должность не переводят. Нужна обязательно библ. с высшим образованием. Это правда или нет?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Правда в том Наталья,что по квалификационным характеристикам должности педагог-библиотекарь должен иметь высшее образование...

      Удалить
  26. Лично я в шоке от всего этого.Услышьте мой крик души...Имею средне-специальное образование .Общий стаж в библиотечной сфере более 10 лет-я профессионал !Придя в школьную библиотеку 1,5 года назад подняла её,оформила,все сопутствующие документы сделала.В данный момент Заканчиваю работать с библиотечной программой "АВЕРС". Почти ежедневно провожу уроки внеурочной деятельности и библиотечные уроки в 1-4 классах.Нагрузка-"ОХ" Могла-бы и больше проводить -есть отдача от детей.
    Хочу иметь квалификацию библиотекарь -педагог и директор мой за это радеет,но "высшего" нет-как быть? Может какие курсы ,подучиться.Что подскажете?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Разделяю Ваши эмоции, Тата, но считаю, что если руководитель видит Ваши заслуги и стремление идти вперед, то можно составить представление (с подробным перечислением Ваших результатов работы) и предоставить в аттестационную комиссию на рассмотрение. Ассортимент курсов сегодня велик и Вы сами вправе выбирать, но делайте упор на образовательные технологии и цифровые коммуникации.
      Текст официального документа, из поста:
      "Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе “Требования к квалификации”, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы".

      Удалить
  27. Добрый день, Елена, и все!
    Наш областной Минобраз решил, по всей видимости, не торопиться с финансовыми документами для введения должности педагога-библиотекаря и оставив заведующих школьными библиотеками без права на аттестацию, "объясняя" свою позицию, со слов очевидцев, тем, что библ. работникам ОУ чуть ли не по 100 лет и "их осталось полтора человека". Это очень настораживает и несёт нам множество проблем, начиная с резкого понижения зарплаты, непонятного положения и статуса и т.п. То есть нас поставили в форс-мажорные обстоятельства, невзирая на большой стаж, высшее профессиональное образование и первую и высшую квалификационные категории. КТО должен нести ответственность за такую нерасторопность, и КАКИМ ОБРАЗОМ нам отстоять своё право на звание КВАЛИФИЦИРОВАННОГО специалиста и достойную зарплату? Ведь сейчас получается, что даже имеющие ВЫСШУЮ категорию и огромный трудовой стаж по библ. специальности превращаются в ничто - в НЕКВАЛИФИЦИРОВАННУЮ рабочую силу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "право на звание КВАЛИФИЦИРОВАННОГО специалиста и достойную зарплату" получает работник обладающий высоким уровнем компетенций и стажем работы в должности. Конечно это есть у Вас, Марина. Дело в том, что чиновники не изменились как социальный слой общества и человек наделенный чином не получает вместе с ним (чином) такие качества как мудрость, такт, ум и совесть - они не пригождаются таковым... Чем ближе человек к власти, тем менее понятны и объяснимы его поступки, к сожалению.
      Происходящие "преобразования" в библиотечной сфере сведены к одному - уничтожению библиотек и библиотекарей.

      Удалить
  28. обязательно ли высшее образование педагогу -библиотекарю

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Текст официального документа, из поста:
      "Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе “Требования к квалификации”, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы".

      Удалить

      Удалить
  29. Лена, скажите,внесены ли какие-либо изменения в законодательные акты, в связи с введением должности педагога-библиотекаря? Или только в ЕКТС?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. только если где-то в регионах, на федеральном уровне только ЕКТС

      Удалить
  30. Добрый день, Елена! Регулярно общаюсь с работниками школьных библиотек и вижу такую вот "картину": во многих регионах России уже введены или должности педагога-библиотекаря, или зама по информационно-библиотечной работе. Это, конечно, радует. Зам.,конечно, лучше, т.к. зарплата начисляется в процентном отношении от директорской. У нас в городе одно ОУ тоже решило ввести должность педагога-библиотекаря (иначе специалист, учитель)отказывается работать за маленькую зарплату и без всяких учительских льгот. Но финансовых документов - ноль, поэтому о хорошей зарплате и длинном отпуске даже речи не идёт.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Все верно, Марина. У этой должности двоякая история и никакой защиты и льгот для библиотекарей нет.

      Удалить
  31. Добрый день всем! Я вот что хочу заметить по поводу вопроса, как быть тем, у кого нет высшего библиотечного или высшего педагогического образования. Конечно, директор ОУ может назначить на должность "педагог-библиотекарь" человека, не имеющего необходимого образования, равно как и вообще принять на работу в библиотеку человека без соответствующего образования. Просто очень часто неспециалисты считают, что в библиотеках только и работы, что читать и от безделья маяться. Всё это - следствие отсутствия библиотечного образования, когда человек ПРОСТО НЕ ВИДИТ работы. Я не виню таких "специалистов" - иногда их просто жаль. Не так давно одна коллега, имеющая за плечами библиотечный факультет академии искусств и стаж работы в должности и заведующей, и ведущего специалиста, и зам. директора б-ки, около 30 лет, попала под "обстрел" другой коллеги-библиотекаря, волею судьбы заброшенной в нашу профессию, но, тем не менее, за 5 лет работы получившей высшую категорию без соответствующего образования. Было смешно и грустно видеть, насколько человек "не в теме", и насколько он пытается "учить" специалиста. Дело закончилось тем, что специалист задала несколько элементарных, с точки зрения профессионалов, вопросов, а её оппонент продемонстрировала такое незнание, что повергла в шок всех присутствующих. Что я хочу сказать: не позорьте руководство, которое назначает вас на должности, а добросовестно изучите хотя бы азы библиотечной профессии, а уж потом требуйте к себе "должного отношения" и всего прочего.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Под каждым словом подписываюсь, Марина!!!
      Я таких "спецов" встречаю и не только в библиотечной профессии, жаль их... Таковых никто не воспринимает, вот они и требуют к себе особого внимания, смешные.

      Удалить
  32. В. Назарова, Свердловская область.11 февраля 2013 г. в 18:29

    Здравствуйте, Елена! Хочу обратиться к Вам с вопросом. Но вначале скопирую и процитирую вот что: нашла в интернете.
    "6. Кто принимает решение о продлении срока действия имеющейся у работника квалификационной категории?

    Продление действия квалификационных категорий Положением РФ не предусмотрено, т.к. исключено Минюстом РФ.

    Решение о продлении срока действия квалификационной категории до одного года в исключительных случаях (например, временная нетрудоспособность, нахождение в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком, нахождение в командировке по специальности за рубежом, возобновление педагогической работы после ее прекращения в связи с ликвидацией образовательного учреждения и др.) может приниматься руководителем соответствующего органа управления образованием на основании личного заявления работника."

    У нас ничего не решено про аттестацию школьных библиотекарей и должность педагога-библиотекаря тоже не введена. Могут ли нам продлить категорию, ведь у нас - тоже ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ СЛУЧАЙ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Для того чтобы срок действия категории был продлен, нужно сослаться на действующий документ, а его нет, как Вы верно заметили, поэтому специалисты библиотек ОУ под исключительные случаи не подходят, к моему глубокому сожалению.

      Удалить
  33. В одной из школ нашего города состоялась проверка, в ходе которой было предложено "исправить в течение 3-х лет ситуацию с библиотекарем, не имеющим высшего образования". Исправить ситуацию можно только приняв другого сотрудника, а бывшего, проработавшего более 30 лет, имеющего награды и заслуги, уволить. Только вот вопрос: "А у нас, что, конкурсы есть на должность школьного библиотекаря? Или желающих очередь большая?" В нашем 200-тысячсном городе по пальцам можно пересчитать библиотечных специалистов с "вышкой", это ни для кого не секрет, да и из них только ТРИ человека работают в школьных библиотеках. Если же говорить про высшее образование вообще, то сейчас люди стараются устроиться именно на ДЕНЕЖНУЮ работу, а работа в ШБ к таковой не относится. Вот тебе, как говорится, бабушка, и Юрьев день, получилось. Печально!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Марина часто нас "подвигают" с работы люди, которым нет значения как ты выкладывался и насколько ты справляешься с обязанностями. Печально все это...

      Удалить
  34. Здравствуйте! Внимательно читаю все ваши комментарии по поводу введения должности «педагог-библиотекарь». В нашем городе перешли на эту должность большее количество библиотекарей. Но, к большому сожалению, ничего не изменилось в оплате труда, кроме оклада. Он вырос, стал как у учителя, а все остальные доплаты, оказывается, нам не положены, пока не пройдем аттестацию. Неразбериха со стимулирующими доплатами, перестали платить за учебный фонд, региональные добавки сначала сняли, а потом снова дали, так как пошли жалобы в обком Профсоюза. Выживают, как кто может, а еще, если директор школы посчитает, что вы «достойны», то что-то получите, а если чем-то не угодны, то извините, ничего не докажешь, он решает все в своем учреждении. Ситуация, просто абсурдная. Все между собой созваниваются, сговариваются и дают один ответ: «Библиотекаря как не назови, он и есть «библиотекарь»». Я понимаю, что, когда ввели эту должность, то хотели как лучше, но почему не доведут до логического завершения начатое, чтобы нас не унижали. Спасибо, что выслушали.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. С введением этой должности поторопись, о людях никто не подумал, анализ кадровой ситуации не был проведен вот и результаты.
      Большинство людей оказались выброшены на улицу и предоставлены сами себе.
      Директора "на своей территории" решают на свое усмотрение и часто не думая о последствиях.
      Мне искренне жаль, что такая хорошая, в начале, задумка привела к такому.

      Удалить
  35. Светлане.
    А я обратилась в своё время в горком профсоюза с вопросом, почему за права школьных библиотекарей ннкто не то, что не борется, но их даже не видят, кроме одного - права на огромные должностные обязанности и такие же требования! Знаете, у меня сложилось впечатление, что упорно поддерживается и навязывается мнение о нашей ненужности, никчемности, необязательности должного к нам отношения со стороны педагогов, что люди правильно делают, не желая признавать значимость нашей деятельности, ставя нас на одну планку с техническим персоналом. Кто бы когда бы ни обращался даже к юристам "Моего профсоюза", всегда один и тот же ответ: "НЕ ПОЛОЖЕНО". Это уже не смешно, господа. КТО ЖЕ ДОЛЖЕН нам что-то "положить", как не РУКОВОДИТЕЛЬ образовательного учреждения, если сейчас все решения принимает только он? Или руководители ждут, когда библиотекари, наконец, соберут необходимые документы и напрямую обратятся в прокуратуру? Но тогда, согласитесь, ситуация может полностью выйти из-под контроля. Скоро 2 года, как президент обрадовал новой должностью педагога-библиотекаря, но много ли их появилось7 И ещё меня удивляет и шокирует тот факт, что нас, стажистов с 20-30-летним опытом работы, с профессиональной "вышкой" новый порядок аттестации ставит на один уровень с непрофессионалами-новичками.
    Как говорится: Кому выражать благодарность?!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы, Марина, смелый человек. У нас никто в прокуратуру не пойдет - боятся, да и не верят в правосудие люди. Какой смысл? Всеми правами - казнить или миловать наделен руководитель и на его усмотрение вводится или нет новая должность. О том как и за что платить тоже все мутно... Если в хороших отношениях с начальством, то и оклад и стимулирующие высокие, если нет, то и оплата соответствующая... Как бы ты ни старался. Это жизнь, как мне часто отвечают чиновники и законы на их стороне, к сожалению.

      Удалить
    2. да. Я с вами согласен. Если ты в хороших отношениях с начальством, тех. персонал получает больше, чем педагог....

      Удалить
  36. Так-то оно так, но существует незримый предел, переходить который нельзя никому. Сейчас его переходят сплошь и рядом. Надо помнить и ближнем и о том, что за свои поступки и проступки отвечает только тот, кто их совершил. Смелые - те, кто не боятся преступать.

    ОтветитьУдалить
  37. Коллеги! Спасибо за смелые вопросы и квалифицированные ответы. Поделюсь сложной ситуацией. Коллегу, прослужившую верой и правдой своей школьной библиотеке загнали в угол. О сути проблемы: после пристрастной инвентаризации учебного фонда директор требует полной компенсации недостающих учебников. А домой , как вы понимаете, она их не уносила. Что- то потеряно детьми, что-то сдано в макулатуру. Списывать не разрешается. Как быть?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нужно изучить нормативы, прежде чем давать совет, потому что много вопросов: на основании чего списывать нельзя?, имеет ли место быть желание просто убрать человека из библиотеки? какие доказательства вины были предъявлены библиотекарю? есть ли договор о материальной ответственности? ключи от хранилища были только у библиотекаря или есть дубликат?

      Удалить
  38. Ольга. сочувствую Вашей коллеге! Но, чтобы не происходило подобного, я делала следующее: все учебники (с 1 по 8-й класс) выдавались только классному руководителю и строго под роспись в соответствующем журнале выдачи учебников. Ученики 9-11-х классов получали учебники сами, но тоже - под роспись в читательском формуляре. Должникам учебники не выдавались вообще. В течение 1-й недели сентября директор получала от меня документ с данными о выдаче-сдаче учебников. Ежегодно я составляла списки должников, а утерянные учебники покупали те, кто их потерял.
    Далее. Вашей коллеге необходимо найти письмо Минобраза об обновленном фонде учебников. Сейчас обновлённый фонд считается с 2004 г. То есть, всё то, что старше, подлежит списанию. А с директором необходимо искать компромисс. Полная материальная ответственность наступает только в том случае, если работник халатно относился к своим должностным обязанностям по сохранности книжного фонда, а это должно быть документально зафиксировано. Кроме того, о полной мат. ответственности должен быть также подписан документ. Если этого нет, то у директора нет и оснований требовать от Вашей коллеги возмещения ущерба. Проконсультируйтесь с юристом по этому вопросу. К слову, когда наш директор завела разговор о ПОЛНОЙ мат. ответственности, я как раз и спросила про документ, на основании которого я признаюсь таким лицом. Больше по этому поводу ко мне вопросов не было. Почему директор Вашей коллеги так себя повела? Надо выяснить причину и найти компромисс.

    ОтветитьУдалить
  39. И ещё такой момент: в макулатуру сдаются только списанные книги. Видимо, Ваша коллега или не знала это, или просто не занималась систематически списанием учебного фонда. Это плохо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. учебный фонд подлежит списанию по устареванию, по причине ветхости (невозможно использовать в учебном процессе) - систематически, Вы правы, Марина.

      Удалить
  40. Марина - Ольге.10 мая 2013 г. в 18:30

    Ольга! Добрый день! Как дела у Вашей коллеги? Как разрешилась ситуация? Напишите, пожалуйста!

    ОтветитьУдалить
  41. Здравствуйте! Скажите пожалуйста, чем отличаются должностные обязанности зав. библиотекой и просто библиотекаря? Особенно меня интересует материальная ответственность. У меня высшее педагогическое образование, 7 лет стажа работы в школьной библиотеке. В этом учебном году после очередного понижения стало стыдно ходить на работу. никому не говорю, что работая в библиотеке огромной школы, состоящей из 3 корпусов, получаю 6700. Если бы не учительская ставка, сразу бы уволилась. Особенно обидно было узнать, что мне не положена премия ко дню учителя. Хочется увидеть Ваш комментарий, хотя усиленно ищу работу. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  42. Добрый день, Лариса!
    Вот должностные обязанности
    можно сравнить, но это инструкция шаблон на основе которой составляются должностные инструкции для своего ОУ. Если кратко, то заведующий библиотекой относится к административному персоналу, а библиотекарь к учебно-вспомогательному, уровень материальной ответственности устанавливается в договоре о материальной ответственности (часто его и в природе нет, а ответственность есть) либо в соответствующем пункте должностных инструкций (у большинства библиотечных работников школ и этого нет) - все зависит от руководителя школы. Сами понимаете, там где в грамотном специалисте заинтересованы, там и все условия, и оплата, но сегодня настолько все "оптимизированно", что порой нарушения чести и достоинства сотрудников школьных библиотек входит в привычку, а ведь классификатор должностей работников образования никто не отменял.
    Работу искать нужно, я сама активно ищу, поскольку надежды на позитивные перемены закончились.

    ОтветитьУдалить
  43. Всем - добрый день! Насчёт грамотных специалистов. Слежу за мытарствами своих коллег и вижу, что ОЧЕНЬ ЧАСТО руководители образовательных учреждений просто не хотят тратить часть фонда заработной платы на работников библиотек, даже если считают, что у них работает специалист высочайшей квалификации и мастер своего дела. Печальное заключение, но это - реальность сегодняшнего дня. Администрация готова смириться с тем, что в школьной библиотеке не ведётся никакая деятельность, что сама библиотекарь - "ни о чём" и т.д., лишь бы не вступать в конфликт с учителями. А сейчас, когда библиотекари лишены права даже на аттестацию, ситуация закончится тем, что люди будут просто уходить, ведь найти работу с таким же небольшим заработком можно. Разница лишь в том, что у них не будет такой ответственности и таких огромных должностных обязанностей.

    ОтветитьУдалить
  44. Добрый день всем, всем! Перечитала все комментарии, практически все касается и меня - ведь я библиотекарь. Работаю в школе 26 лет, среднее специальное библиотечное образование. Была зав. библиотекой,с 2011 года - началось. Убрали зав. библиотекой, т.к - библиотека не может в школе быть структурным подразделением?!. Дальше пошло. поехало. Сегодня - библиотекарь без категории, без аттестации. Аттестовать бы рады. да документов нет для библиотекаря вот так и работаю. Думала Россия большая, быть может, хоть где-то о бедном библиотекаре СЛОВО замолвили, но пока не нашла. Рада Вам дорогие коллеги!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Раиса! У нас в городе в 6-ти школах ввели ставку "педагога-библиотекаря". Люди начали радоваться, а потом, когда им сообщили, что НИЧЕГО - ни зарплата, ни отпуск, ни продолжительность рабочей недели - не изменится, призадумались. Изменится, оказывается, только коэффициент при расчёте будущей пенсии - он станет НИЖЕ! Только в одной школе библиотекарю сказали об отпуске в 56 дней. Она ходит и радуется, а мы вразумляем её: ну НЕТ ведь никаких документов сверху - так кто тебе такой отпуск даст?! Не верит нам пока. Девочки консультировались у юриста, он сообщил, что да, действительно, педагог-библиотекарь только оклад учительский и получит. И всё. И ещё люди никак понять не могут, что на халяву им никто работать не разрешит, тем более, что введённый новый профессиональный стандарт педагога предъявляет высокие требования к профессии. А у нас новоиспечённые педагоги - биб-ри абсолютно ВСЕ даже без специального образования. У большинства нет и высшего. Не знаю, чем люди думают. Или уж требования к ним такие, что можно просто отсиживать рабочее время.

      Удалить
  45. Российская Федерация
    Федеральный закон

    Об образовании в Российской Федерации

    Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года
    Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года
    Статья 27. Структура образовательной организации

    1. Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами.

    2. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения).

    ОтветитьУдалить
  46. Раиса, как ведите, школьная библиотека является структурным подразделением ОУ. Всё решается директором...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Одна из коллег потребовала у директора ОУ изменения своей должности заведующего библиотекой на руководителя структурного подразделения. И именно этот документ им предоставила. В нашем управлении образования в ответ на этот документ задали вопрос: " А КЕМ будет руководить такой "руководитель структурного подразделения"? В данном случае я совершенно с ними согласна, хотя руками и ногами всегда стою за нашу профессию!

      Удалить
    2. Все верно, Марина, руководитель - административный персонал и подразумевается руководство штатными единицами, а таковых в наличии нет.

      Удалить
  47. Как можно работать качественно и учителем и библиотекарем.Отвести 6 уроков и в библиотеку .Выдать книги.учебники,поработать с электронным каталогом,заполнить картотеки .написать отчеты,провести вставки и мероприятия. И в результате ни там,ни там порядка нет Это фантазии ,что в библиотеке нечего делать сиди и книги читай. Многие кто так думает и приходят в библиотеку -сбегают через месяц.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы правы! Работать качественно просто нет возможности и мне жаль, что я сама приложила руку к тому, что профессия "школьный библиотекарь" исчезла.

      Удалить
  48. Здравствуйте, Елена. Посоветуйте, пожалуйста, мне в решении моей проблемы. Дело в том, что я имею 24 года библиотечного стажа работы в школьной библиотеке. Имею два высших образования: библиотечное и педагогическое. С 1 сентября 2015 года меня перевели из заведующего библиотекой в должность педагог-библиотекаря. Имею ли я право подать на аттестацию на первую категорию, если до этого заведующие библиотеками у нас не проходили аттестацию. Срок действия моей первой категории истек еще 2012 году?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Рина. Для полноценного ответа на Ваш вопрос следовало бы изучить нормативные документы по аттестации Вашего региона. Однако я полагаю, что за 24 года работы накоплен опыт и достигнуты определенные результаты деятельности именно они и подлежат качественной оценке во время аттестационной экспертизы на присвоение квалификационной категории. На новой должности Вы менее года, а результаты (по примеру нашего региона) на аттестацию должны быть минимум за два года. Учитывая определенную смежность в выполнении профессиональных обязанностей между зав. библиотекой и педагогом-библиотекарем Ваша комиссия могла бы пойти на уступки и провести аттестацию, но здесь опять же, все от нормативов зависит.

      Удалить
  49. Здравствуйте, Елена. Подскажите пожалуйста я работаю воспитателем и мне предложили в школе должность педагог библиотекар. Образование воспитатель и педагог- психолог высшее. Какие сейчас функции выполняет педагог- библиотекарь ? На мои вопросы не могут ответить т.к.все в отпусках, только одно сказали, что всю базу надо забить в программу. Про аттестацию поняла, что нужно отработать 2 года.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Наталья! Функции и обязанности связаны с работой с библиотечным фондом образовательного учреждения, проведением уроков информационной культуры, привитие и повышение читательского интереса обучающихся. Внесение учебных пособий и учебников в базы данных, скорее всего 1С. Подробнее посмотрите здесь - http://new-metodist.blogspot.ru/2011/09/blog-post_20.html
      Про аттестацию все верно, но опираться следует на действующие нормативы Вашего города/региона.

      Удалить

Отвечу на Ваши комментарии, вопросы и прислушаюсь к советам.
Оставляю без внимания комментарии анонимного характера.
Оставить комментарий очень просто:
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL.
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить и комментируйте!
Спасибо!

Архив блога

Просмотров·страницы