К основному контенту

Не прошло и года или горькая действительность практики введения должности "педагог-библиотекарь"

Спрашивать, когда ты уже знаешь, — это вежливость. Спрашивать, когда ты не знаешь, — это правило.  Кодекс Бусидо. Хагакурэ. Сокрытое в листве
Не прошло и года со времени введения новой должности в образовательных учреждениях РФ  "педагог-библиотекарь", а вопросов "почему?" больше, чем вразумительных на них ответов.
Вот те, немногие вопросы или точнее сказать крики о помощи, которые пришли либо на мой адрес электронной почты, либо оставлены в комментариях Методистики:

"Зав. библиотекой одной из наших школ принудительно переводят в педагоги-библиотекари, причём сохраняют зарплату всю, кроме оплаты за категорию (а она ещё действует до 2014 года), при этом вменяют в обязанность (без доплаты) проводить 2 часа в неделю дополнительных уроков. При отказе переходить на новую должность намекали на увольнение. А библиотекарь с образованием, не старушка, инициативная. Сейчас она в шоке. Что посоветуете, Елена? В нашем региональном институте повышения квалификации нам сказали, что аттестацию педагогов-библиотекарей не проводят".

"У многих заведующих школьными библиотеками нашего города в марте 2012 года, т.е. уже сейчас, заканчивается срок предыдущей аттестации.Про должность педагога-библиотекаря все руководители ОУ дружно молчат. Мы, библиотекари, в большом недоумении и смятении: что будет с нами после того, как срок аттестации закончится? Какую зарплату нам милостиво предложат, какие условия работы и должностные обязанности??? Такое впечатление, что всем на нас просто наплевать! Между тем, все педагоги уже подтвердили в этом году свои квалификационные категории". 

"Директор нашего ОУ сообщила мне о том, что у нас в ОУ вводится эта самая новая пресловутая должность. Но не только констатировала этот факт, а объяснила, что с меня будет снята оплата занятий в системе дополнительного образования, которые я веду в размере 0,5 ставки, на том основании, что с введением новой должности это не является совмещением и входит в мои должностные обязанности. Ещё она сообщила, что я не имею права аттестоваться по новой должности в течение 2-х лет, т.к. моя квалификация по институтскому диплому - "Библиотекарь-библиограф", а по специальности "педагог-библиотекарь" не готовят в вузах вообще. Кроме того, свою высшую квалификационную категорию заведующей библиотекой я тоже не могу подтвердить, т.к. в ОУ упраздняется "простой" зав. библиотекарь...

Нравится ли кому-нибудь это? Отняли всё - не дали ничего. Большое спасибо". 

"... а как быть тем работникам библиотек, которые проработали по 30 лет и более- зав.библиотеками со средним-профессиональным библиотечным образованием?" 

"... все существующие документы по библиотечному делу потеряли сущность,т.к. руководитель руководствуется примерным типовым штатным положением в оу. На какой документ сегодня нужно ссылаться,чтобы отстоять свои права?" 

"За часы кружковой работы учителям платят также, как и за уроки. А педагог-библиотекарь должен вести кружок бесплатно?" 

"С 1 сентября 2011 года сняли доплату за ВКК, срок действия которой заканчивается в 2013г. За разъяснением обратилась в директору ОУ она направила меня в бухгалтерию, там мне сказали, что это распоряжение регионального Министерства образования, но документ не показали. Обратилась в Министерство, мой запрос отправили в нашу бухгалтерию, бухгалтерия моему директору и вот она уже вызвала к себе и популярно все объяснила... Сняли доплату за ВКК, но поставили оплату за те уроки, которые я веду. "Так Вы обязаны мне их оплатить, поскольку они в учебном плане ОУ и ВКК обязаны платить, как и любому учителю". Нажила я себе неприятностей еще больше. Если бы я работала учителем, такого бесчинства и унижения не было бы. Учитель получает и доплаты за ВКК и за все часы уроков и любое нарушение трудовых прав жестко пресекается тем же Министерством, а мы библиотечные работники, поэтому к нам так и относятся..."
 В пятницу мне сообщили, что я не буду подтверждать свою категорию как зав. библиотекой... Естественно, доплата снимается... А каким образом будет начисляться зарплата - никто сказать не может. Пока что мне ничего не положено, один оклад (6000р), это даже меньше, чем ежемесячные премии педагогам. Все опускают глаза, ведь у меня заработная плата будет меньше, чем у техничек, которым доплачивают за вредные условия труда. Думаю, нужно искать другую работу, пока есть такая возможность. У библиотекарей других школ города примерно такая же позиция. Самое печальное в том, что нас никто серьёзно не воспринимает: подумаешь, какие-то библиотекари... Хотя у многих из нас - высшее библиотечное образование.
 Вот что подсказал мне юрист: "При этом следует особо отметить, что по предложению Общероссийского Профсоюза работников образования при согласовании проекта квалификационной характеристики должности «педагог-библиотекарь» из раздела «Должностные обязанности» были исключены такие функции, как осуществление образовательного процесса в соответствии с основной образовательной программой начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, проведение учебных занятий. Эти функции являются прямыми обязанностями учителей и не могут одновременно быть включены в должностные обязанности другого работника, даже если именовать его должность «педагог-библиотекарь», поскольку одной из основных его функций остается работа с библиотечным фондом и информационными ресурсами." 
Поэтому, если я правильно поняла, то нельзя снимать оплату за ведение занятий в системе дополнительного образования, если это не связано с библиотечной тематикой, например, если вы ведёте кружок "Что? Где? Когда?" Или я поняла неправильно? 
Ещё: с человека, с Анонима, сняли 0,5 ставки за ДО. Но тарификация произошла, деньги выделены. Спрашивается: Куда они уйдут? 
Дальше: Каким образом в работе ОУ будут отражены все те занятия, которые заставят проводить педагога-библиотекаря, ведь их никаким образом нельзя отдельно тарифицировать, и, следовательно, отразить в расписании учебных занятий? Про библиотечные уроки я не говорю, т.к. сама веду их бесплатно в течение многих лет, хотя у меня есть отдельная программа "Основы информационной культуры".

В Саранске прошел семинар "Профессиональная компетентность педагога-библиотекаря"
20 марта 2012 г. состоялся семинар школьных библиотекарей городского округа Саранск, организованный МУ «Информационно-методический центр» Управления образования Администрации городского округа Саранск на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 24» по теме: «Профессиональная компетентность педагога-библиотекаря».
На семинаре специалисты «библиотечного мира» изучили нормативно-правовую базу по тематике данного семинара, в частности: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 мая 2011 г. № 448н «О внесении изменений в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» и Информационный бюллетень № 19 Профсоюза работников народного образования и науки РФ.
Специалисты библиотек рассмотрели новую квалификацию «педагог-библиотекарь» в поле информационно-образовательных задач. Педагог нового уровня, по мнению школьных библиотекарей, должен осуществлять дополнительное образование обучающихся по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержку интереса к литературе; формировать информационную культуру личности.
Должность «педагог-библиотекарь» ранее относилась к категории работников культуры, искусства и кинематографии, а сейчас отнесена к ряду должностей педагогических работников.
В настоящее время у специалистов, занимающих данную должность, имеются вопросы по предоставлению социальных гарантий. Для упорядочения специфики деятельности педагога-библиотекаря необходима разработка дополнительных подзаконных актов Общероссийским Профсоюзом образования РФ совместно с Министерством образования России.
Е.С. Семенова, методист
МУ «Информационно-методический центр»
Понятно, почему большинство анонимных... 
Такой произвол чиновников на местах шокирует, но не удивляет. Те нормативы, которые разработаны для практического применения в ОУ и региональных Министерствах применяются не верно? Все гораздо проще - каждый понимает в меру своей ... потребности, простите за правду.
Как-то я уже говорила, что рассматриваю введение этой должности для удобства руководителей ОУ с целью привлечения молодых педагогических кадров в ОУ - отсидится в библиотеке до освобождения рабочего места педагог, а что стаж-то идет...
Все больше убеждаюсь в том, что школы теряют профессию "школьный библиотекарь".
А эти утверждения становятся неактуальными:

  • Школьная библиотека - первая библиотека в жизни ребенка
  • К школьному библиотекарю идут за отношением, а не за оценками.

Можно продолжить.
В каждом конкретном случае необходимо вмешательство юриста, но есть ли выход или верное решение этих проблем? Ведь пока мы разбираемся из библиотек уйдут практики, хорошие специалисты, которые умеют и любят работу с книгой и чтением. Или они не нужны в информационном обществе? Люди бьются как птицы в клетке и не находят выхода. Куда еще написать/прокричать о помощи, чтобы услышали? Давайте думать вместе.

Комментарии

  1. Елена, ситуация тяжелая, но вполне ожидаемая. Одни непродуманные решения рождают другие - и так по кругу. Мне очень понравились в блоге Педагог-библиотекарь Елены Ивановой приведенные ею 100 вещей, которых ДЕТЯМ будет не хватать, если у них в школе не будет библиотеки - как раз, на мой взгляд, в тему http://schlibrarian.blogspot.com/2012/03/100-2011.html

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, за ссылку, Елена Николаевна!
    Пытались изменить статус библиотечного специалиста, а получилось дали в руки директорам инструмент для уничтожения профессии "школьный библиотекарь". Все решает руководитель ОУ на свое усмотрение, вот и проводят реформу и выполняют требования ФГОС...

    ОтветитьУдалить
  3. С сожалением слежу за таким развитием ситуации. У нас как-то потише. Все мои бывшие коллеги остались в своих старых должностях, людей не третируют,дают возможность выбора. Но досадно, что школьные библиотекари все так же остаются какой-то инопланетной кастой.

    ОтветитьУдалить
  4. Вы, знаете, Ирина, была бы хоть организация по защите трудовых прав, только такая которая защищает, а не уничижает, как пишут люди, можно было бы пойти и потребовать ответа, а так по документам руководитель имеет право.
    Мне так жаль, что помочь практически нечем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена,да,согласна. У нас реорганизовали институт усовершенствования учителей,который курировал наше МО. Вернее, был специалист-куратор. Благодаря этому хоть собирались легально,приказы в школы рассылали,чтобы людей отпускали. Сейчас нет никого. Не знаю,решат ли что-нибудь. А так им пока приходится в собственном соку вариться.

      Удалить
    2. И это только одна сторона медали, теперь когда нет специалиста, работа передается кому-либо, как правило, далекому от проблем библиотечных специалисту и тот их решает "на отвяжись". Сделал, но только для галочки, а как там они в библиотеке или без нее в школе, это не интересует никого...

      Удалить
  5. Наталья Татиевская написала в гугл-группу, как мне кажется, важную вещь - об "отделении" библиотекаря-рук. структурного подразделения от педагога-библиотекаря (т.е. один руководитель, другой - преподаватель):
    "Педагог- библиотекарь - это дополнительная единица. Главное сохранить должность зав. библиотекой. Дополнительные ставки, в школьные библиотеки, должны вводиться независимо от кол-ва учащихся. Нам довели такую информацию, а вот когда она станет реально существующей - это конечно вопрос интересный. Мы проходим аттестацию, на соответствие занимающей должности зав. библ. - руководитель структурного подразделения. важно чтоб это было записано в кол. договоре!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да мы понимаем что надо сохранить ставку зав.библиотекой или структурного подразделения, но в конечном итоги все решения принимаются руководителем ОУ, от него зависит какой штат работников будет в библиотеке.

      Удалить
  6. Да, думали и мечтали о повышении статуса, дополнительных единицах в штатное расписание. Из за слабой методической поддержки в Самарской области в январе 2011 года упразднили должность заведующей библиотекой, а как руководителя структурного подразделения не вводили вообще.Аттестацию не проводили ни разу. Оклад ставки библиотекаря составляет 3800 рублей, идет доплата 300 рублей до минимального размера. Город молодой, рождаемость выросла, количество классов увеличивается, зарплату и ставки не то что поднимают, а снижают. Парадокс какой-то. А библиотекари в основном имеют высшее образование, много лет проработали в школьных библиотеках, опыт богатый. Какое хорошее слово - то б о г а т ы й. Жаль что относится только к опыту.
    Пока только слегка предложили нескольким библиотекарям вести уроки. А вместе с тем многие библиотекари, умницы, давно ведут преподавательскую деятельность. Только страдает от этого наша профессия. НЕ МОЖЕТ человек совмещать библиотечное дело и ведение урока истории, английского, технологии и пр. предметов. Библиотека становится не удел. К сожалению не успеваю изложить свои мысли далее, Срочные дела.

    ОтветитьУдалить
  7. Читала и наслаждалась подбором слов: "хорошее слово - то б о г а т ы й. Жаль что относится только к опыту", "только слегка предложили нескольким библиотекарям вести уроки", "К сожалению не успеваю изложить свои мысли далее, Срочные дела".
    Спасибо, Валентина Николаевна, за комментарий. У нас в регионе такая же ситуация.

    ОтветитьУдалить
  8. Анонимный14 июня 2012 г., 19:07

    Проработала в детской библиотеке почти 10 лет -не зная заботы. Когда перешла в школьную библиотеку и не подозревала какой это труд !Если кто не знает -специфика работы существенно разная.Да ,на первом месте образовательное,информационное,культурное просвещение,а плюс к этому огромная ответственность за учебники :формирование учебного фонда,его сохранность,информирование по учебникам учителей,родителей и т.д.,отчёты по учебникам и т. д.Мало этого в этом году осваиваем новую программу АВЕРС-БИБЛИОТЕКА-всё должно быть в компьютере.Титанический труд сидеть не вылезая и за комп.А ещё каждый день,бесплатно! внеурочная деятельность.Плюс к этому работа с фондом ,выдача лит-ры.ремонт лит-ры,справки и т.д................Когда будет признание нашей работе????????

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень понимаю, Вас поскольку сама работала в школьной библиотеке и проблемы эти мне знакомы не понаслышке. Все это печально, но не стоит отчаиваться пока мы говорим об этом - мы идем к выходу из тупиковой ситуации. Поддержка коллег помогает не опускать руки и знать что МЫ ЛУЧШИЕ!
      Новая программа для библиотек - такой я еще не слышала. Сколько их еще впереди?

      Удалить
  9. Анонимный28 июня 2012 г., 21:29

    У нас в ставропольском крае в школах снимают должность зав. библиотекой, переводят на библиотекарь.

    ОтветитьУдалить
  10. да, работать тяжело, когда руководитель уничтожает библиотеку, да и библиотекарь становится не нужным, как человек..просто унизительно за 32года работы

    ОтветитьУдалить
  11. А я теперь не школьный библиотекарь-с высшим профессиональным образованием и 29-летним стажем работы, кланяюсь за это в ножки УО, главе г. Новотроицка, Мин-ву образования и Мин-ву культуры РФ, которым мы не нужны!!! Оренбургская область.

    ОтветитьУдалить
  12. Этот пост стал одним из самых комментируемых в блоге - люди пишут о том, что происходит на местах и временами становиться не по себе от этого беспредела. Получается мы бессильны перед чиновничьим произволом и ничего не можем, кроме как поговорить.
    Я каждый такой крик души пропускаю через себя, но помочь людям не могу. У нас в регионе идет такая же война на выживание как отдельных представителей профессии, так и профессии в целом. Жаль.

    ОтветитьУдалить
  13. Школьный библиотекарь всегда должен был отвечать требованиям двух Министерств: культуры и образования. А вот льгот ни от одного, ни от другого не имел никогда, не имеет и сегодня. И никто, никогда не будет решать наши вопросы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы правы, Елена!
      Скорее соглашусь с Вами, поскольку положительной динамики не вижу!

      Удалить
  14. А у меня положительная динамика!

    Половина педколлектива завидует. :-)))
    Т.к. у учителей - шестидневка. А педагог-библиотекарь с двумя выходными работает. Потому что на 0,75 ставки.
    21 класс-комплект. Более 450 учащихся. Тем не менее, в декабре штатное расписание поменяли.
    Подарили на новый год второй выходной! :-)))))
    Вся школа который год мечтает, а сбылось только у меня.

    Правда, зарплата стала меньше, чем в сентябре была (даже с учётом декабрьской прибавки - о которой узнала задним числом и случайно). Но это уже так, мелочи жизни.

    ОтветитьУдалить
  15. Вам позавидовать можно, Ольга!
    Большинство комментариев рассказывают о печальных библиотечных историях.
    Поздравляю, Вас!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Cпасибо! :-))))))))))))))))

      По школе ходят упорные слухи, что скоро могу и третий выходной заработать:
      ожидается очередное повышение зарплаты учителям и директору, и у меня есть все шансы получить перевод с 0,75 на 0,5 ставки. :-)))
      Кажется, с 1 июня (должны ж за 2 месяца предупредить-порадовать).

      Пока бумаг не приносили - видно, напечатать некому, секретарь-то на больничном. Как раз до пятницы...

      Удалить
  16. С 1 сентября повысили оклады работникам культуры, в т.ч. и библиотекарям в городе Омске. Конечно же, работникам школьной библиотеки, которые относятся к категории работников культуры - НЕТ.

    ОтветитьУдалить
  17. Ольга, библиотечные работники школ относятся к категории работников культуры, но работают в сфере образования, поэтому повышения и не было. Работодатель платит заработную плату...

    ОтветитьУдалить
  18. нет мы все таки школьные библиотекари и праздник у нас в мае

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Ивановна30 ноября 2013 г., 23:18

      Да я с вами согласна, что мы не относимся к категории работников культуры, даже праздник сделали в мае. И в зарплате мы на позицию ниже нежели у наших коллег. У нас она 2,200

      Удалить
  19. Я работаю школьным библиотекарем около 20 лет на 0,5 ставки. И каждое лето ещё работаю в летнем лагере и на пришкольном участке с детьми, так как у меня пед. образование, но за эту же мизерную зарплату библиотекаря.

    ОтветитьУдалить
  20. Добрый день! Если можно так сказать. Прочла все комментарии, а порадоваться за коллег ни одного региона не могу. Возникает вопрос: "До каких пор мы будем жаловаться друг другу?" Где наш доблестный Профсоюз образования РФ???? Которому мы платим ежемесячно взносы, ему, а не Профсоюзу культуры. Почему при принятии законов он беспокоится только об учителях (кстати, в нашей школе большинство учителей со стажем, регалиями и т.п вышли из него - отчислять много приходится), а школьные библиотекари остаются вне удел.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В своё время я специально проанализировала ответ на вопросы школьных библиотекарей в "Моём профсоюзе". Вывод такой: что бы мы ни спросили, ответ всегда один: "Не положено. Вашей должности нет в списке. Не распространяется". Несколько лет назад я вышла из профсоюза педработников: а зачем оно мне надо, если я - не НАША?! Думаете, заплакали там ? Держите карман шире! Ну, ушла и ушла. И никакой реакции.

      Удалить
  21. С нас теперь тоже поснимали категорийность. Ни с кого не сняли, ни с завучей, ни с бухгалтеров. А в Профсоюз я вот обратилась. И пока ноль действий. Может действительно Профсоюз только для учителей. А мы не нужны никому. Сняли деньги и молчок везде. Тупиковая ситуация. Говорю, тогда вновь меня проаттестуйте на высшую категорию, тоже документов нет на основании чего это должны сделать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. К сожалению, такова реальность и нет помощи...

      Удалить

Отправить комментарий

Отвечу на Ваши комментарии, вопросы и прислушаюсь к советам.
Оставляю без внимания комментарии анонимного характера.
Оставить комментарий очень просто:
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL.
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить и комментируйте!
Спасибо!

Популярные сообщения из этого блога

Ответы на вопросы о должности "педагог-библиотекарь"

На сайте РШБА доступен  Информационный бюллетень № 19 "Новая должность педагогического работника "педагог-библиотекарь": статус и вопросы введения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях": нормативные правовые акты, информационно-методические материалы, комментарии. - М.: Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, 2011г. В сборнике помимо всей нормативной базы вопроса, приводятся ответы на распространенные вопросы о введении новой должности, а также поясняется почему наименование должности как "библиотекарь-педагог" не считается целесообразным и корректным. Содержание бюллетеня необходимо довести до всех работников библиотек образовательных учреждений и руководителей образовательных учреждений.

С праздником, милые женщины!

С весной, нас,  милые женщины! 
Такой хороший повод вспомнить о нас если бы не был в своё время придуман, то его обязательно следовало бы признать.  Весна подходящее время для этого - пробуждение природы, жизни на Земле, яркие солнечные личики - всё это от женского начала.  Пишутся красивые стихи, посвящаются песни, создаются шедевры художественного искусства воспевающие женскую красоту, мудрость и гармонию. 

Методист, учитель, школьный библиотекарь это профессии, преимущественно женские.  
Кто Она - Женщина?  Кто создал её такую? Мне ближе строки Эдуарда Асадова, которые полюбила с того момента, когда впервые их услышала от преподавателя по сценической речи ...

Любовь, Измена и Колдун

В горах, на скале, о беспутстве мечтая,
Сидела Измена худая и злая.
А рядом под вишней сидела Любовь,
Рассветное золото в косы вплетая.

С утра, собирая плоды и коренья,
Они отдыхали у горных озер
И вечно вели нескончаемый спор -
С улыбкой одна, а другая с презреньем.

Одна говорила: - На свете нужны
В…

Формирование заказа на учебники: методический практикум

Как же это, друзья? Человек смотрит на вишни в цвету А на поясе длинный меч!
Кёрай

Как правильно составить заявку на поставку учебников в ОУ? Какие нормативные документы позволяют отстоять право на выделение средств для  пополнения библиотечного фонда ОУ? Можно ли избежать распространенных ошибок? Эти вопросы часто задают  ответственные лица в ОУ за составление заявки, будь это завуч или персонал библиотеки. Поэтому в своей статье я старалась ответить на эти вопросы и устранить некоторые Причины неэффективности заказа учебников.   В журнале "Школьная библиотека" за 2011 год №8 опубликована моя статья "Комплектование библиотек образовательных учреждений как условие реализации Федеральных государственных образовательных стандартов: методический практикум".  Как и положено, сначала я даю ссылки на нормативы, а потом и сам алгоритм составления заявок на литературу в библиотеку ОУ. Нормативы Вам пригодятся для составления плана комплектования, анализа работы с учебным фондом,…