Если желание сильно — исполнение не замедлит.
Александр Грин. "Зеленая лампа"
ИТАР-ТАСС Фурсенко попросил премьер-министра поддержать введение в российских школах должностей библиотекарей-педагогов
Латухина К. «Не сторожами же работать»
ЗУЕВА Е.М., зав. НМО НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, отличник образования, засл. работник культуры. ШКОЛЕ НУЖЕН ПЕДАГОГ-БИБЛИОТЕКАРЬ:
"В Минсоцздравразвитии верно заметили, что введение в образовательных учреждениях должности «библиотекарь-педагог» сотрудникам школьных библиотек ничего не даст. Более того, это понизит статус школьного библиотекаря, поскольку приведѐт к окончательной (официальной!) ликвидации должности «заведующий библиотекой». Ничего нового не принесет это также читателям и школе в целом.
НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, с 1979 года выполняющая функции научно-методического центра для педагогических, а с 1984 г. и школьных библиотек, предлагает иной подход. Он базируется на успешном опыте ряда библиотек ОУ России. Так, в системе образования Республики Саха (Якутия) в течение ряда лет должность называлась «педагог-библиотекарь», а содержание работы самой школьной библиотеки было четко ориентировано на формирование информационной и общеучебных компетенций школьников, а также развивающую и воспитательную деятельность на базе библиотеки, книги, современных носителей информации.
НПБ им. К.Д. Ушинского РАО предлагает внедрить в школах инновационную модель
школьной библиотеки - «Библиотечно-образовательный центр» (БОЦ), где и ввести
должность «педагог-библиотекарь», причем, не формально, а с соответствующим содержанием работы.
Основными задачами библиотеки, функционирующей в режиме БОЦ, становятся:
- проектирование библиотеки как педагогической среды обучения и воспитания
школьников;
- создание и использование библиотечно-информационных ресурсов как педагогического
потенциала библиотечной образовательной деятельности;
- широкое использование традиционных и инновационных библиотечных и педагогических
форм и методов работы с учащимися в целях их образования, воспитания и развития.
Педагогическую деятельность школьного библиотекаря определят три ведущих
компонента, присущие структуре деятельности любого школьного педагога:
конструктивный, организаторский и коммуникативный. Это потребует от библиотечного
специалиста овладения комплексом проектировочных, конструктивных, коммуникативных, организаторских и гностических умений, позволяющих создать в школьной библиотеке особую педагогическую среду. В ней профессиональный школьный педагог-библиотекарь призван быть не только организатором индивидуальной и коллективной деятельности школьников и своих взаимоотношений с читателями, но и непосредственно педагогом:
- междисциплинарным преподавателем основ информационной культуры;
- компетентным специалистом в сфере развития речевой деятельности учащихся
различных возрастов;
- воспитателем духовно-нравственной, эстетической, художественной культуры;
- консультантом в плане самореализации и социальной адаптации учеников.
Среди основных направлений практической педагогической деятельности
библиотекарей ОУ можно выделить:
- формирование информационной культуры личности учащихся;
- развитие речевой деятельности школьников;
- содействие взрослению ребенка-читателя, т.е. переходу с одного возрастного уровня на
следующий;
- социализацию и формирование гражданской грамотности школьников;
- развитие критического мышления;
- организацию и поддержку исследовательской и проектной работы учащихся;
- помощь в освоении поликультурного пространства образования;
- медиаобразование;
- духовно-нравственное, экологическое, правовое, историческое, художественное
воспитание школьников и т.д.
Педагоги-библиотекари общеобразовательных учреждений могли бы иметь в
качестве базисного как библиотечное, так и педагогическое образование. В каждом из этих
вариантов потребуется дополнить недостающий блок знаний через систему повышения
квалификации работников образования.
НПБ им. К.Д. Ушинского РАО разработан учебно-методический план и программа
курса в структуре системы повышения квалификации библиотечных работников ОУ по
теме «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОЙ
БИБЛИОТЕКИ».
Далее приводится учебно-тематический план, в который включены следующие темы для изучения:
- Введение в проблему. Педагогические ресурсы библиотек ОУ.
- Цели, задачи и направления педагогической деятельности школьной библиотеки.
- Формирование информационной культуры школьников как основная педагогическая задача школьной библиотеки.
- Обучение читателей-школьников критическому мышлению.
- Содействие переходу читателя-школьника от одного возраста к другому.
- Роль библиотеки в развитии культурной сферы образования.
- Деятельность библиотек в области медиаобразования и воспитании медиаграмотности учащихся.
- Формирование гражданской грамотности учеников библиотечными средствами
- Педагогические технологии в образовательной библиотечной практике.
- Педагогическое мастерство библиотекаря.
У меня вопрос, что делать если базисное образование педагогическое? Где обучение основам библиотечно-библиографической деятельности? Ведь никто единиц, как мы понимаем, не добавит, только название профессии поменяется, правильно? Кто тогда будет выполнять основную работу по приему, обработке поступающих изданий, в том числе учебных? Одним вопросом не обошлось... И этого ли ждали? Что для нас важнее - библиотекарь-педагог или педагог-библиотекарь? Опять же вопрос?
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Отвечу на Ваши комментарии, вопросы и прислушаюсь к советам.
Оставляю без внимания комментарии анонимного характера.
Оставить комментарий очень просто:
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL.
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить и комментируйте!
Спасибо!