суббота, 12 февраля 2011 г.

Что желать изволите?..

Если желание сильно — исполнение не замедлит.
Александр Грин. "Зеленая лампа"

Разговор о признании необходимости изменения статуса школьного библиотекаря продолжается. Вначале, даю материал, который является комментарием к публикациям:
ИТАР-ТАСС  Фурсенко попросил премьер-министра поддержать введение в российских школах должностей библиотекарей-педагогов
Латухина К. «Не сторожами же работать»



ЗУЕВА Е.М., зав. НМО НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, отличник образования,  засл. работник культуры. ШКОЛЕ НУЖЕН ПЕДАГОГ-БИБЛИОТЕКАРЬ:
"В Минсоцздравразвитии  верно заметили, что  введение в образовательных учреждениях должности  «библиотекарь-педагог» сотрудникам школьных библиотек ничего не даст. Более того, это  понизит статус школьного библиотекаря, поскольку приведѐт к окончательной (официальной!) ликвидации должности «заведующий библиотекой».  Ничего нового не принесет это также  читателям и школе в целом.
       НПБ им. К.Д. Ушинского РАО,  с 1979 года выполняющая функции научно-методического центра для педагогических, а с 1984 г. и школьных библиотек, предлагает иной подход. Он базируется на  успешном опыте  ряда библиотек ОУ России. Так, в системе образования Республики Саха (Якутия) в течение ряда лет должность  называлась «педагог-библиотекарь»,  а  содержание работы самой школьной библиотеки  было четко ориентировано на формирование информационной и общеучебных компетенций школьников, а также развивающую и воспитательную деятельность на базе библиотеки, книги, современных носителей информации.
        НПБ им. К.Д. Ушинского РАО предлагает  внедрить в школах инновационную модель
школьной библиотеки    -    «Библиотечно-образовательный центр» (БОЦ),   где и ввести
должность «педагог-библиотекарь», причем, не формально, а с  соответствующим содержанием работы.
Основными задачами  библиотеки, функционирующей в режиме БОЦ, становятся:
- проектирование библиотеки как педагогической среды обучения и воспитания
школьников;
- создание и использование библиотечно-информационных ресурсов как педагогического
потенциала библиотечной образовательной деятельности;
- широкое использование традиционных и инновационных библиотечных и педагогических
форм и методов работы с учащимися в целях их образования, воспитания и развития.
Педагогическую деятельность школьного библиотекаря определят три ведущих
компонента, присущие структуре деятельности любого школьного педагога:
конструктивный, организаторский и коммуникативный. Это  потребует от библиотечного
специалиста овладения комплексом проектировочных, конструктивных, коммуникативных, организаторских и гностических умений, позволяющих создать в школьной библиотеке особую педагогическую среду. В ней профессиональный школьный педагог-библиотекарь призван быть  не только организатором индивидуальной и коллективной деятельности школьников и своих взаимоотношений с читателями, но и непосредственно педагогом:
- междисциплинарным преподавателем основ информационной культуры;
- компетентным специалистом в сфере развития речевой деятельности учащихся
различных возрастов;
- воспитателем духовно-нравственной, эстетической, художественной культуры;
-  консультантом  в плане самореализации и социальной адаптации учеников.
Среди основных  направлений практической педагогической  деятельности
библиотекарей ОУ  можно выделить:
- формирование информационной культуры личности учащихся;
- развитие речевой деятельности школьников;
- содействие взрослению ребенка-читателя, т.е. переходу с одного возрастного уровня на
следующий;
- социализацию и формирование гражданской грамотности школьников;
- развитие критического мышления;
- организацию и поддержку исследовательской и проектной работы учащихся;
- помощь в освоении поликультурного пространства образования;
- медиаобразование;
- духовно-нравственное, экологическое, правовое, историческое, художественное
воспитание школьников  и т.д.
Педагоги-библиотекари общеобразовательных учреждений могли бы иметь  в
качестве базисного как библиотечное, так и педагогическое образование. В каждом из этих
вариантов потребуется дополнить недостающий блок знаний через систему повышения
квалификации работников образования.
НПБ им. К.Д. Ушинского РАО разработан учебно-методический план  и программа
курса в структуре системы    повышения квалификации библиотечных работников ОУ по
теме «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОЙ
БИБЛИОТЕКИ».
Далее приводится учебно-тематический план, в который включены следующие темы для изучения:

  1. Введение в проблему. Педагогические ресурсы библиотек ОУ.
  2. Цели, задачи и направления педагогической  деятельности школьной библиотеки.
  3. Формирование информационной культуры школьников как основная педагогическая задача школьной библиотеки.
  4. Обучение читателей-школьников критическому мышлению.
  5. Содействие переходу читателя-школьника от одного возраста к другому.
  6. Роль библиотеки в  развитии культурной сферы образования.
  7. Деятельность библиотек в области медиаобразования и воспитании медиаграмотности учащихся.
  8. Формирование гражданской грамотности учеников библиотечными средствами
  9. Педагогические технологии  в образовательной библиотечной практике.
  10. Педагогическое мастерство библиотекаря.
У меня вопрос, что делать если базисное образование педагогическое? Где обучение основам библиотечно-библиографической деятельности? Ведь никто единиц, как мы понимаем, не добавит, только название профессии поменяется, правильно? Кто тогда будет выполнять основную работу по приему, обработке поступающих изданий, в том числе учебных? Одним вопросом не обошлось... И этого ли ждали? Что для нас важнее - библиотекарь-педагог или педагог-библиотекарь? Опять же вопрос?


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Отвечу на Ваши комментарии, вопросы и прислушаюсь к советам.
Оставляю без внимания комментарии анонимного характера.
Оставить комментарий очень просто:
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL.
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить и комментируйте!
Спасибо!

Архив блога

Просмотров·страницы