К основному контенту

Накануне


Не так давно, во время последнего вебинара РШБА, мы обсуждали роль современной школьной библиотеки как условия реализации нового «Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования». Как известно, с 1 января 2010 года вступил в силу новый Стандарт начального общего образования, в пункте 27 которого отмечена роль школьной библиотеки.
В опубликованном проекте «Федерального Государственного Образовательного Стандарта среднего (полного) общего образования» также есть пункт 27, в котором говорится обучебно-методическом и информационном обеспечении реализации основной образовательной программы. И очень отрадно, что в стандарт заложены требования об обязательном техническом оснащении Информационно-библиотечного центра (в принятом стандарте для начальной школы – библиотеки) в соответствии с поставленными задачами: «обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления…».


Иными словами – в библиотеке (ИБЦ), как и в учебных кабинетах, должен быть скоростной интернет, достаточно рабочих мест (компьютеров) и доступ к интернету по локальной сети (или через wi-fi) для всех пользователей. Работники этого самого ИБЦ (библиотекари, специалисты по чтению, IT-технологиям) осуществляют «информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг…» а сами ИБЦ должны быть «укомплектованы печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана…». И что очень важно, помимо учебной, учебно-методической литературы и «материалов по всем учебным предметам и курсам» фонд школьной библиотеки (употребим здесь исторически-выверенное название того места, где хранятся издания на любых носителях) должен быть укомплектован дополнительной литературой, включая «отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спору, экологии; правилам безопасного поведения на дорогах, справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся».
Что ж, языком стандарта трудно более ёмко выразить суть того, что должно соответствовать понятию «современная школьная библиотека». Все остальное должно быть отражено в нормативных документах, отвечающих на вопросы «чего» и «сколько» должно быть в образовательном учреждении для обеспечения заявленного образовательного стандарта. Так же вне рамок стандарта лежат решения вопросов «сколько стоит» произвести необходимые изменения и какие специалисты в современной школе будут заниматься столь необходимым и важным делом. Немало соображений высказывается по поводу уровня подготовки, количества работников школьной библиотеки и разделения функциональных обязанностей  между ними – от традиционно библиотечной работы, до IT-обеспечения интегрированных уроков и формирования информационной культуры учащихся. Но это – материал для другой публикации.
Стандарт для среднего (полного) общего образования выставлен на всеобщее обсуждение и каждый желающий может высказать свои мнения и пожелания по его улучшению, не смотря на то, что официально обсуждение закончилось 15 февраля. Именно благодаря шквалу писем-протестов Председатель Правительства В.В. Путин отправил проект Стандарта на доработку.
РШБА готовит специальные методические рекомендации для директоров общеобразовательных учреждений по реализации требований ФГОС начального общего образования и рассматривает все предложения, основанные на реализации практического опыта инновационных решений в своей библиотеке, образовательном учреждении, регионе. Свои предложения нужно направлять по электронной почте rusla@rusla.ru  с темой письма «Образовательный стандарт  требования к школьной библиотеке» или оставлять на нашем Форуме.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

С праздником, милые женщины!

С весной, нас,  милые женщины! 
Такой хороший повод вспомнить о нас если бы не был в своё время придуман, то его обязательно следовало бы признать.  Весна подходящее время для этого - пробуждение природы, жизни на Земле, яркие солнечные личики - всё это от женского начала.  Пишутся красивые стихи, посвящаются песни, создаются шедевры художественного искусства воспевающие женскую красоту, мудрость и гармонию. 

Методист, учитель, школьный библиотекарь это профессии, преимущественно женские.  
Кто Она - Женщина?  Кто создал её такую? Мне ближе строки Эдуарда Асадова, которые полюбила с того момента, когда впервые их услышала от преподавателя по сценической речи ...

Любовь, Измена и Колдун

В горах, на скале, о беспутстве мечтая,
Сидела Измена худая и злая.
А рядом под вишней сидела Любовь,
Рассветное золото в косы вплетая.

С утра, собирая плоды и коренья,
Они отдыхали у горных озер
И вечно вели нескончаемый спор -
С улыбкой одна, а другая с презреньем.

Одна говорила: - На свете нужны
В…

Ответы на вопросы о должности "педагог-библиотекарь"

На сайте РШБА доступен  Информационный бюллетень № 19 "Новая должность педагогического работника "педагог-библиотекарь": статус и вопросы введения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях": нормативные правовые акты, информационно-методические материалы, комментарии. - М.: Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, 2011г. В сборнике помимо всей нормативной базы вопроса, приводятся ответы на распространенные вопросы о введении новой должности, а также поясняется почему наименование должности как "библиотекарь-педагог" не считается целесообразным и корректным. Содержание бюллетеня необходимо довести до всех работников библиотек образовательных учреждений и руководителей образовательных учреждений.

Формирование заказа на учебники: методический практикум

Как же это, друзья? Человек смотрит на вишни в цвету А на поясе длинный меч!
Кёрай

Как правильно составить заявку на поставку учебников в ОУ? Какие нормативные документы позволяют отстоять право на выделение средств для  пополнения библиотечного фонда ОУ? Можно ли избежать распространенных ошибок? Эти вопросы часто задают  ответственные лица в ОУ за составление заявки, будь это завуч или персонал библиотеки. Поэтому в своей статье я старалась ответить на эти вопросы и устранить некоторые Причины неэффективности заказа учебников.   В журнале "Школьная библиотека" за 2011 год №8 опубликована моя статья "Комплектование библиотек образовательных учреждений как условие реализации Федеральных государственных образовательных стандартов: методический практикум".  Как и положено, сначала я даю ссылки на нормативы, а потом и сам алгоритм составления заявок на литературу в библиотеку ОУ. Нормативы Вам пригодятся для составления плана комплектования, анализа работы с учебным фондом,…