К основному контенту

Блог как образовательная среда или автор остается один?

Будем помнить, что воспитание заканчивается к пяти-семи годам. Дальнейшее воздействие называется перевоспитанием. А оно возможно только при помощи самовоспитания. Перевоспитать каждый может только одного человека-самого себя.  Психологическое айкидо Михаил Литвак
Для устранения информационного вакуума в сфере профессионального общения методистов по библиотечным фондам Иркутской области блог МетодистиК@, прежнее название «Методисты по библиотечным фондам», был создан в 17 октября 2009 года. Блог появился в результате обучения на дистанционных курсах «Я учусь работать в блоге». 
Создавая свой блог я позиционировала его, прежде всего, как площадку для общения профессионалов – методистов, библиотекарей, педагогов. География читателей вышла далеко за пределы области и это радует. 
Содержание контента это и обзоры событий в педагогической, библиотечной сферах, и инструктивно-методические материалы, и обучающие занятия, и размышления, заметки о чтении и книгах.
В апреле 2011 года в конкурсе образовательных блогов «Творческая инициатива 2.0» в номинации «"Блог сообщества педагогов, родителей, учеников" мой блог занял первое место. В этом конкурсе приняли участие жители России, Эстонии, Украины и Казахстана. Конкуренция была очень жесткая. Большая часть участников (57 человек) участвовали в номинации "Блог педагога". 26 участников представили блог класса, 21 - блог собщества педагогов, родителей и/или учащихся. Каждую работу просматривали и оценивали 11 экспертов-педагогов. 
После такого результата основная часть контента блога перешла в обучающий режим. Каким я вижу образовательный блог?  
Свой блог я позиционирую как комфортную образовательную среду для непрерывного обучения и развития персонала библиотек, педагогических  кадров и административных специалистов. Принято считать, что каждого человека можно чему – либо научить. На этом утверждении, построена вся существующая ныне система воспитания и образования, в том числе и система повышения квалификации. На самом деле любого специалиста ничему научить нельзя – ему можно только создать условия для самообразования и самовоспитания. И блог идеальная площадка для этого.
Содержание обучающего блога во многом зависит от квалификации автора, его профессиональной зрелости и мастерства в освещаемых вопросах. Методист, руководитель ГМО, педагог или библиотекарь - важно продумать тематику, цель, название, представить читательскую аудиторию блога. 
Я знала что буду писать о людях библиотечной профессии, их работе, личном отношении к делу. Делала ставку на то, что материалы блога должны помогать в работе - библиотекарю, педагогу, администрации ОУ, поэтому делюсь готовыми документами, презентациями, материалами конференций и КПК на которых бываю, веду практикумы, провожу методические занятия
В блоге образовательной направленности главным считаю грамотное тегирование - маркировка сообщения, присвоение ярлыков. Вот где пригодились навыки работы библиографом.  Очень важно выстроить удобную систему навигации при помощи тегов, обозначить то, о чем ты пишешь, а в случае упоминания конкретных лиц в сообщении обозначать персоналии. Согласитесь, что этот, своего рода, индекс цитирования, может служить показателем качества работы определенного человека. А как же человеческий фактор, личные симпатии? Такое тоже может быть, поэтому степень ответственности и объективности за содержание сообщений высока. Да и будут ли читать такой блог? Не думаю. Такой риск неоправдан. Не вижу смысла освещать очередные совещания и семинары с указанием числа присутствующих. 
Достойны упоминания яркие резонансные события и мероприятия, те, что могут быть распространены в других библиотеках, коллективах, те, что приводят к переосмыслению  себя в профессии и творческому поиску, например: инновационная деятельность, открытые уроки, аттестационные процедуры, конкурсные мероприятия, примеры создания авторских программ.
Указывая имена конкретных людей я помогаю им в межаттестационный период заявить о себе, своих делах, сравнить с другими. Администрации учреждений, в которых они работают, это дополнительная возможность оценить своего библиотекаря, отметить.
Развитию и поддержке чувства профессиональной гордости, принадлежности к профессии библиотекарь, у молодых специалистов, создана страница Верность профессии, о тех, чьи имена ассоциируются с мастерством, наставничеством, высоким профессионализмом, чувством долга и преданности любимому делу. 
В библиотечной блогосфере образовательные блоги это и площадки для обучения работе в блогах, с информационными сервисами и программами. Список можно просмотреть у хозяйки Миров библиотек, Любовь Михайловны Брюховой, которая вывела нас всех из сумрака блогосферы и переписала.
«МетодистиК@» сегодня это 9 тематических страниц, более 200 сообщений, 400 комментариев к ним, статистика блога составляет 65 175 посещений, в день количество просмотров блога колеблется от 150 до 200. 
Как видите, при большом количестве просмотров объем комментариев незначителен. И вот он самый главный недостаток образовательного блога - отсутствие комментариев. Чем это объяснить? На первых порах пока блог ищет своего читателя это понятно, а сейчас немного настораживает. Причина кроется в содержании контекста – обучающий, направляющий, развивающий? Скопировал материал (много копирований!), создал ссылку при необходимости вернулся к нему и все. Вопросы только тогда, когда нужны уточнения.
Общаясь с читателями, вне блога, многие называют эту причину – зачем  комментировать, когда все понятно, доступно. Бери готовое и работай. Только ощущение разговора в русле «сама с собой», иногда не отпускает. И главное, без обратной связи, сложно оценить актуальность темы и разглядеть смысл продолжения разговора. Хиты просмотров в сайдбаре, показывают популярные сообщения, но все же хочется диалога с читателем.
Что сделать в таком случае? Поменять стиль публикаций, изменить его на развлекательно-обучающий? А как же тогда читатель? Боюсь потерять.
Но я не останавливаюсь и постоянно ищу новые подходы к составлению сообщений, подборе фраз, цитат, вопросов. Словом развиваюсь и обучаюсь вместе со своими читателями.


Комментарии

  1. Вопрос, конечно, интересный... Наверное, в блоге должны быть сообщения как методического, так и развлекательно-обучающего характера. И. Коткина права, за постами читатель должен видеть автора - живого человека.

    ОтветитьУдалить
  2. Елена у меня есть и те и другие сообщения. Каждый выбирает по своему вкусу.
    Что касается "видеть автора", любой материал всегда пропускаю через себя.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте! Приведу пример из своей практики ведения учебного блога. Когда я публикую материалы к лекциям, рекомендации, списки литературы, описания заданий, вопросов (комментариев) почти нет. Когда я даю задания в блоге, и только там они выполняются, число комментариев для группы в человек 25 вырастает до 100. Разные сообщения предполагают разную реакцию: студенты читают тексты из списка литературы, мы обсуждаем их в аудитории; если им что-то неясно в изучаемом материале, они могут этого и не знать, поэтому после многих лекций или докладов мало вопросов от аудитории. Если Вы хотите выстроить активное общение через блог, связанное с усвоением какого-то материала, то надо разрабатывать задания. Например, правилами обучения обязывать учащихся комментировать работы друг друга. Не всегда просто добиться того, что люди в аудитории готовы что-то обсуждать и слышать друг друга, а в блоге это еще сложнее, думаю, так как все привыкли к необязательно "отлично", "бред", "спасибо".
    Успехов!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, Марина, за отклик!
    Все о чем Вы пишите понятно. Лекций я не веду, со студентами не общаюсь в живую, только со специалистами-практиками. Задания для выполнения в блоге это будет немного позже.
    Спасибо, за подробные подсказки!!! Думаю они пригодятся не только мне, но и начинающим блогерам.

    ОтветитьУдалить
  5. Елена, очень понятны Ваши сомнения и переживания. Так хочется любому блогеру получать отклик, но увы и ах! Это не всегда случается. Выясняя причины этой проблемы среди своих библиотекарей столкнулась вот с чем: не все, кто читают блоги имею аккаунт в Гугл (и др. "удобные" аккаунты), поэтому оставить комментарии становится затруднительно. Второе: не все могут оставлять комментарии - боятся что-то "не то" написать, и третье: многие из блогеров читают блоги не заходя в сами блоги (Reader, почтовые рассылки и т.д.), поэтому и не оставляют комментарии. Как видите, не всегда "виноват" автор.

    ОтветитьУдалить
  6. HelenKa, как хорошо что Вами озвучены эти причины, я не стала их указывать, ждала в комментариях. Да они очевидны. И еще одно важное "почему" - фильтрация в ОУ! Блоги читают там где есть Интернет, бегом, не успевая комментировать.

    ОтветитьУдалить
  7. Да, и еще. Когда видишь "ваш комментарий будет опубликован после одобрения" больше ничего писать не хочется. Отмените модерацию - это сделает ваш блог более приветливым, что ли

    ОтветитьУдалить
  8. Модерация мне удобна для своевременных ответов на комментарии. Никакой цензуры нет.

    ОтветитьУдалить
  9. Елена,блоги блогам рознь. Ваш читаю всегда с удовольствием,потому что знаю-будет пища для размышлений,будет анализ,будет профессионализм.Малое количество комментариев-не показатель качества блога.Только вперед!

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибо, Ирина! Комментарии не показатель, Вы правы, но всегда жду отклика!

    ОтветитьУдалить
  11. Елена, у Вас замечательный блог - информативный, наполненный позитивным контентом, читателей под сотню и много посещений. Мне кажется, очень важно, чтобы в Сети была информация об активной жизни школьных библиотек. Ну а комментарии, действительно, не показатель. :)

    ОтветитьУдалить
  12. Спасибо, Елена!!! Я чувствую поддержку читателей всегда.
    В посте рассказала о том как устроен мой блог, его философия, если позволите и минусы, с моей субъективной точки зрения, образовательного блога.

    ОтветитьУдалить
  13. Елена, думаю, что комментарии привлечет не просто выкладка пусть даже самого классного материала, а и тех моментов, в которых вы сомневаетесь, о чем болит голова у многих, который должен вызвать диалог-дискуссию. В некоторых бибблогах появляются отвлеченные психологические тесты и т.д., это кого-то привлекает, кто-то равнодушен. Но все-таки считаю, что блог создан для профессионального общения, размещения профильных материалов и их должно быть где-то 95% и лишь 5% на развлекаловку. Но это моё мнение, каждый строит контент по своему. А насчет капчи и публикации после одобрения - это у меня лично тоже вызывает некоторую неоткрытость автора для диалога, ведь все комменты сразу приходят на электронку, даже если там пришла всякая бяка - ее никогда не поздно удалить :))) Удачи, мы вас ценим как ПРОФЕССИОНАЛА!!!

    ОтветитьУдалить
  14. Ценю Ваше мнение Елена, тем более, что мы одной профессии.
    А насчет капчи, теперь задумалась, видимо правда надо прислушаться к мнению большинства.

    ОтветитьУдалить
  15. Многое в привлекательности блога зависит все же от позиции автора. Привлекает всегда - "мы на равных", "делюсь тем, что умею и знаю", "радуюсь за успехи других", др. подобное. Замечательно, что автор блога задался этими вопросами - очень важно для себя понять, что есть самое важное именно для меня-автора конкретного блога, что может стать "изюминкой" и будет его отличать от других

    ОтветитьУдалить
  16. Спасибо, Елена Николаевна!
    Ваше мнение всегда особенное, именно Вы заразили блогерством!

    ОтветитьУдалить
  17. Мало комментариев, зато много просмотров. Я иногда тоже перечитывая "безкомментные" посты в своем блоге, сама думаю о том, что и добавить то нечего. Но очень часто информация, представленная в этих постах без комментариев, воплощается библиотеками в реальное дело. И какое удовлетворение от этого получаю! Никакие комментарии не заменят :)

    ОтветитьУдалить
  18. Медведь-краевед, спасибо, что заглянули. Согласна, далеко не в комментах...

    ОтветитьУдалить
  19. ОЛЬГА, а еще подходят и благодарят за материалы, которые помогли в работе, натолкнули на размышления.

    ОтветитьУдалить
  20. Здравствуйте, Елена.
    Регулярно читая несколько блогов, сама пишу комментарий впервые. Считаю, что ни к чему засорять интернет, если не могу сказать того, что ещё не сказано.
    Ваши посты, чаще всего, не носят дискуссионного характера и не требуют комментариев, потому что Вы большинством материалов "поднимаете целину", а мы с мысленной благодарностью используем Ваши наработки. Огромное Вам за них спасибо! А для всплеска комментариев размещайте такие посты, как этот.

    ОтветитьУдалить
  21. Я благодарна, Вам, Надежда, за право первого комментария! Сама напросилась этим постом на отклики, что называется.
    Спасибо, за оценку моего вклада в развитие профессиональных стремлений!

    ОтветитьУдалить
  22. Лена, Медведь-краевед, перефразируя известное выражение, скажу: не в комментах, конечно, счастье, но и без комментов счастья тоже нет :)
    Без сомнения, мы все ждём реакции на свои посты.
    А комментируем обычно что?
    1. То, что для нас в этот момент актуально.
    2. То, что эмоционально "зацепило".
    3. То, что очень сильно удивило или поразило.
    4. То, что дискуссионно.
    5. И ещё, когда хочется ободрить и поддержать коллегу.
    6. И когда автор душевно, развёрнуто, интересно, без дежурных фраз отвечает на комменты, умело создавая почву для следующих комментариев - это мало у кого получается, увы... Мы все знаем блоги, где комменты не менеее интересно читать, чем сами посты, благодаря атмосфере, созданной хозяином блога и умелому ненавязчивому управлению дискуссией.

    А любая модерация комментариев меня всегда останавливает, потому что, это потеря времени (которого и так не хватает) и отсутствие открытости. Права HelenKa, блог без модерации более приветлив. Я у себя все модерации давно убрала. Блоггер отлично отлавливает спам. Ну а хулиганы один раз были, нецензурно выражались - удалила коммент и всё. Это было всего одинн раз за два года.

    А вообще, мы стали меньше комментировать, и я в том числе: времени просто ни на что не хватает - даже в блог к СЕБЕ иногда некогда зайти. Блоги чаще всего читаю в ридере, думаю, что так делают многие, особенно те, у кого с компьютером (как у меня ) проблемы. Каждый блог пока загрузишь, с ума сойдёшь :) А ридер позволяет просматривать быстрее. И ещё у меня с лета что-то случилось с аккаунтом гугл, я теперь могу комментировать только те блоги, где открыты комментарии через url и анонимные - а у многих эти строчки закрыты. Я, когда Перепись 2011 делала, во многих блогах даже при желании не смогла написать комментарий. Где был чат -выручал, писала там. А чата нет - уходила не солоно хлебавши...

    Вот, Лена, какой я тебе комментарий написала, читать наверное замучилась :)

    ОтветитьУдалить
  23. Вы меня снова удивили, любимая моя, Л.М.!
    Ну это надо же столько написать, да каждое слово в тему!
    Модерацию убираю, сдаюсь!
    Хочу вложить свои пять копеек вышесказанному. Признаться есть блоги, комментируя которые, возвращаюсь прочитать ответ! Это мое благодарение автору, что ли. Мне интересен диалог с ним, мне интересен он как личность!
    Вот ведь как повернулось - писала пост о своем понимании образовательного блога, а зацепила всех заключением о минусах таковых блогов.
    И еще часто читая пост я интересуюсь мнением народа - комментами и чаще истина открывается только там. Вот так!

    ОтветитьУдалить
  24. Ура! Модерацию уберут! Как-то приятнее на свой комментарий опубликованный сразу посмотреть:)

    А возвращаюсь я в места, где идёт оживлённая дискуссия, всегда - интересно что народ пишет, чем обсуждение закончится, да и ответ на свой коммент небезинтересен. Но вот провоцировать на интереснное обсуждение не всем и не всегда удаётся - это высший пилотаж! Тебе сегодня, Леночка, удалось. Поздравляю!

    ОтветитьУдалить
  25. "Ваш комментарий опубликован" - вот, совсем другое дело!
    Кстати вот и ответ на ещё один вопрос: в какие блоги я выползаю из ридера? В те, где ожидаю интересные комментарии, оживлённую дискуссию - в ридере ведь они не видны!

    ОтветитьУдалить
  26. Да, решилась убрать всю модерацию, хоть и немного не привычно отслеживать и комментировать сразу, но мнение большинства - приказ!
    Теперь жду комменты на все посты!

    ОтветитьУдалить
  27. Анонимный27 мая 2012 г., 19:09

    http://rabota-830.narod.ru сайт, где можно заработать неплохие деньги за выполнения разных заданий, от 250 до 320 руб. в час

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Отвечу на Ваши комментарии, вопросы и прислушаюсь к советам.
Оставляю без внимания комментарии анонимного характера.
Оставить комментарий очень просто:
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL.
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить и комментируйте!
Спасибо!

Популярные сообщения из этого блога

Ответы на вопросы о должности "педагог-библиотекарь"

На сайте РШБА доступен  Информационный бюллетень № 19 "Новая должность педагогического работника "педагог-библиотекарь": статус и вопросы введения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях": нормативные правовые акты, информационно-методические материалы, комментарии. - М.: Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, 2011г. В сборнике помимо всей нормативной базы вопроса, приводятся ответы на распространенные вопросы о введении новой должности, а также поясняется почему наименование должности как "библиотекарь-педагог" не считается целесообразным и корректным. Содержание бюллетеня необходимо довести до всех работников библиотек образовательных учреждений и руководителей образовательных учреждений.

С праздником, милые женщины!

С весной, нас,  милые женщины! 
Такой хороший повод вспомнить о нас если бы не был в своё время придуман, то его обязательно следовало бы признать.  Весна подходящее время для этого - пробуждение природы, жизни на Земле, яркие солнечные личики - всё это от женского начала.  Пишутся красивые стихи, посвящаются песни, создаются шедевры художественного искусства воспевающие женскую красоту, мудрость и гармонию. 

Методист, учитель, школьный библиотекарь это профессии, преимущественно женские.  
Кто Она - Женщина?  Кто создал её такую? Мне ближе строки Эдуарда Асадова, которые полюбила с того момента, когда впервые их услышала от преподавателя по сценической речи ...

Любовь, Измена и Колдун

В горах, на скале, о беспутстве мечтая,
Сидела Измена худая и злая.
А рядом под вишней сидела Любовь,
Рассветное золото в косы вплетая.

С утра, собирая плоды и коренья,
Они отдыхали у горных озер
И вечно вели нескончаемый спор -
С улыбкой одна, а другая с презреньем.

Одна говорила: - На свете нужны
В…

Формирование заказа на учебники: методический практикум

Как же это, друзья? Человек смотрит на вишни в цвету А на поясе длинный меч!
Кёрай

Как правильно составить заявку на поставку учебников в ОУ? Какие нормативные документы позволяют отстоять право на выделение средств для  пополнения библиотечного фонда ОУ? Можно ли избежать распространенных ошибок? Эти вопросы часто задают  ответственные лица в ОУ за составление заявки, будь это завуч или персонал библиотеки. Поэтому в своей статье я старалась ответить на эти вопросы и устранить некоторые Причины неэффективности заказа учебников.   В журнале "Школьная библиотека" за 2011 год №8 опубликована моя статья "Комплектование библиотек образовательных учреждений как условие реализации Федеральных государственных образовательных стандартов: методический практикум".  Как и положено, сначала я даю ссылки на нормативы, а потом и сам алгоритм составления заявок на литературу в библиотеку ОУ. Нормативы Вам пригодятся для составления плана комплектования, анализа работы с учебным фондом,…