Будем помнить, что воспитание заканчивается к пяти-семи годам. Дальнейшее воздействие называется перевоспитанием. А оно возможно только при помощи самовоспитания. Перевоспитать каждый может только одного человека-самого себя. Психологическое айкидо Михаил ЛитвакДля устранения информационного вакуума в сфере профессионального общения методистов по библиотечным фондам Иркутской области блог МетодистиК@, прежнее название «Методисты по библиотечным фондам», был создан в 17 октября 2009 года. Блог появился в результате обучения на дистанционных курсах «Я учусь работать в блоге».
Создавая свой блог я позиционировала
его, прежде всего, как площадку для общения профессионалов – методистов,
библиотекарей, педагогов. География читателей вышла далеко за пределы
области и это радует.
Содержание контента это и обзоры событий в
педагогической, библиотечной сферах, и инструктивно-методические материалы, и
обучающие занятия, и размышления, заметки о чтении и книгах.
В апреле
2011 года в конкурсе образовательных блогов «Творческая инициатива 2.0»
в номинации «"Блог
сообщества педагогов, родителей, учеников" мой блог занял
первое место. В этом конкурсе приняли участие жители России, Эстонии,
Украины и Казахстана. Конкуренция была очень жесткая. Большая часть
участников (57 человек) участвовали в номинации "Блог педагога". 26
участников представили блог класса, 21 - блог собщества педагогов, родителей
и/или учащихся. Каждую работу просматривали и оценивали 11
экспертов-педагогов.
После такого результата основная часть контента блога
перешла в обучающий режим. Каким я вижу образовательный блог?
Свой блог я позиционирую как комфортную образовательную среду для
непрерывного обучения и развития персонала библиотек, педагогических кадров и административных специалистов. Принято
считать, что каждого человека можно чему – либо научить. На этом утверждении,
построена вся существующая ныне система воспитания и образования, в том числе и
система повышения квалификации. На самом деле любого специалиста ничему научить нельзя – ему можно только создать условия для самообразования и
самовоспитания. И блог идеальная площадка для этого.
Свой блог я позиционирую как
Содержание обучающего блога во многом зависит от квалификации автора, его профессиональной зрелости и мастерства в освещаемых вопросах. Методист, руководитель ГМО, педагог или библиотекарь - важно продумать тематику, цель, название, представить читательскую аудиторию блога.
Я знала что буду писать о людях библиотечной профессии, их работе, личном отношении к делу. Делала ставку на то, что материалы блога должны помогать в работе - библиотекарю, педагогу, администрации ОУ, поэтому делюсь готовыми документами, презентациями, материалами конференций и КПК на которых бываю, веду практикумы, провожу методические занятия.
В блоге образовательной
направленности главным
считаю грамотное тегирование - маркировка сообщения,
присвоение ярлыков. Вот где пригодились навыки работы библиографом. Очень
важно выстроить удобную систему навигации при помощи тегов, обозначить то, о
чем ты пишешь, а в случае упоминания конкретных лиц в сообщении обозначать персоналии.
Согласитесь, что этот, своего рода, индекс цитирования, может служить
показателем качества работы определенного человека. А как же человеческий
фактор, личные симпатии? Такое тоже может быть, поэтому степень ответственности
и объективности за содержание сообщений высока. Да и будут ли читать такой
блог? Не думаю. Такой риск неоправдан. Не вижу смысла освещать очередные
совещания и семинары с указанием числа присутствующих.
Достойны
упоминания яркие резонансные события и мероприятия, те, что могут быть
распространены в других библиотеках, коллективах, те, что приводят к переосмыслению себя в профессии и творческому поиску, например: инновационная деятельность, открытые уроки, аттестационные процедуры, конкурсные мероприятия, примеры создания авторских программ.
Указывая имена конкретных людей я помогаю им в межаттестационный период заявить о себе, своих делах, сравнить с другими. Администрации учреждений, в которых они работают, это дополнительная возможность оценить своего библиотекаря, отметить.
Развитию
и поддержке чувства профессиональной гордости, принадлежности к профессии
библиотекарь, у молодых специалистов, создана страница Верность профессии, о
тех, чьи имена ассоциируются с мастерством, наставничеством, высоким
профессионализмом, чувством долга и преданности любимому делу.
В
библиотечной блогосфере образовательные блоги это и площадки для обучения
работе в блогах, с информационными сервисами и программами. Список можно просмотреть у хозяйки Миров библиотек, Любовь Михайловны Брюховой, которая вывела нас всех из сумрака блогосферы и переписала.
«МетодистиК@»
сегодня это 9 тематических страниц, более 200 сообщений,
400 комментариев к ним, статистика блога составляет 65 175 посещений, в
день количество просмотров блога колеблется от 150 до 200.
Как видите, при
большом количестве просмотров объем комментариев незначителен. И вот он самый главный недостаток образовательного блога - отсутствие комментариев. Чем это
объяснить? На первых порах пока блог ищет своего читателя это понятно, а сейчас
немного настораживает. Причина кроется в содержании контекста – обучающий,
направляющий, развивающий? Скопировал материал (много копирований!), создал ссылку при необходимости
вернулся к нему и все. Вопросы только тогда, когда нужны уточнения.
Общаясь с читателями, вне блога, многие называют эту причину –
зачем комментировать, когда все понятно, доступно. Бери готовое и работай.
Только ощущение разговора в русле «сама с собой», иногда не отпускает. И главное, без обратной связи, сложно оценить актуальность темы и разглядеть смысл продолжения разговора. Хиты просмотров в сайдбаре, показывают популярные сообщения, но все же хочется диалога с читателем.
Что сделать в таком случае? Поменять стиль публикаций, изменить его на развлекательно-обучающий? А как же тогда читатель? Боюсь потерять.
Но я не
останавливаюсь и постоянно ищу новые подходы к составлению сообщений, подборе
фраз, цитат, вопросов. Словом развиваюсь и обучаюсь вместе со своими читателями.
Вопрос, конечно, интересный... Наверное, в блоге должны быть сообщения как методического, так и развлекательно-обучающего характера. И. Коткина права, за постами читатель должен видеть автора - живого человека.
ОтветитьУдалитьЕлена у меня есть и те и другие сообщения. Каждый выбирает по своему вкусу.
ОтветитьУдалитьЧто касается "видеть автора", любой материал всегда пропускаю через себя.
Здравствуйте! Приведу пример из своей практики ведения учебного блога. Когда я публикую материалы к лекциям, рекомендации, списки литературы, описания заданий, вопросов (комментариев) почти нет. Когда я даю задания в блоге, и только там они выполняются, число комментариев для группы в человек 25 вырастает до 100. Разные сообщения предполагают разную реакцию: студенты читают тексты из списка литературы, мы обсуждаем их в аудитории; если им что-то неясно в изучаемом материале, они могут этого и не знать, поэтому после многих лекций или докладов мало вопросов от аудитории. Если Вы хотите выстроить активное общение через блог, связанное с усвоением какого-то материала, то надо разрабатывать задания. Например, правилами обучения обязывать учащихся комментировать работы друг друга. Не всегда просто добиться того, что люди в аудитории готовы что-то обсуждать и слышать друг друга, а в блоге это еще сложнее, думаю, так как все привыкли к необязательно "отлично", "бред", "спасибо".
ОтветитьУдалитьУспехов!
Спасибо, Марина, за отклик!
ОтветитьУдалитьВсе о чем Вы пишите понятно. Лекций я не веду, со студентами не общаюсь в живую, только со специалистами-практиками. Задания для выполнения в блоге это будет немного позже.
Спасибо, за подробные подсказки!!! Думаю они пригодятся не только мне, но и начинающим блогерам.
Елена, очень понятны Ваши сомнения и переживания. Так хочется любому блогеру получать отклик, но увы и ах! Это не всегда случается. Выясняя причины этой проблемы среди своих библиотекарей столкнулась вот с чем: не все, кто читают блоги имею аккаунт в Гугл (и др. "удобные" аккаунты), поэтому оставить комментарии становится затруднительно. Второе: не все могут оставлять комментарии - боятся что-то "не то" написать, и третье: многие из блогеров читают блоги не заходя в сами блоги (Reader, почтовые рассылки и т.д.), поэтому и не оставляют комментарии. Как видите, не всегда "виноват" автор.
ОтветитьУдалитьHelenKa, как хорошо что Вами озвучены эти причины, я не стала их указывать, ждала в комментариях. Да они очевидны. И еще одно важное "почему" - фильтрация в ОУ! Блоги читают там где есть Интернет, бегом, не успевая комментировать.
ОтветитьУдалитьДа, и еще. Когда видишь "ваш комментарий будет опубликован после одобрения" больше ничего писать не хочется. Отмените модерацию - это сделает ваш блог более приветливым, что ли
ОтветитьУдалитьМодерация мне удобна для своевременных ответов на комментарии. Никакой цензуры нет.
ОтветитьУдалитьЕлена,блоги блогам рознь. Ваш читаю всегда с удовольствием,потому что знаю-будет пища для размышлений,будет анализ,будет профессионализм.Малое количество комментариев-не показатель качества блога.Только вперед!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Ирина! Комментарии не показатель, Вы правы, но всегда жду отклика!
ОтветитьУдалитьЕлена, у Вас замечательный блог - информативный, наполненный позитивным контентом, читателей под сотню и много посещений. Мне кажется, очень важно, чтобы в Сети была информация об активной жизни школьных библиотек. Ну а комментарии, действительно, не показатель. :)
ОтветитьУдалитьСпасибо, Елена!!! Я чувствую поддержку читателей всегда.
ОтветитьУдалитьВ посте рассказала о том как устроен мой блог, его философия, если позволите и минусы, с моей субъективной точки зрения, образовательного блога.
Елена, думаю, что комментарии привлечет не просто выкладка пусть даже самого классного материала, а и тех моментов, в которых вы сомневаетесь, о чем болит голова у многих, который должен вызвать диалог-дискуссию. В некоторых бибблогах появляются отвлеченные психологические тесты и т.д., это кого-то привлекает, кто-то равнодушен. Но все-таки считаю, что блог создан для профессионального общения, размещения профильных материалов и их должно быть где-то 95% и лишь 5% на развлекаловку. Но это моё мнение, каждый строит контент по своему. А насчет капчи и публикации после одобрения - это у меня лично тоже вызывает некоторую неоткрытость автора для диалога, ведь все комменты сразу приходят на электронку, даже если там пришла всякая бяка - ее никогда не поздно удалить :))) Удачи, мы вас ценим как ПРОФЕССИОНАЛА!!!
ОтветитьУдалитьЦеню Ваше мнение Елена, тем более, что мы одной профессии.
ОтветитьУдалитьА насчет капчи, теперь задумалась, видимо правда надо прислушаться к мнению большинства.
Многое в привлекательности блога зависит все же от позиции автора. Привлекает всегда - "мы на равных", "делюсь тем, что умею и знаю", "радуюсь за успехи других", др. подобное. Замечательно, что автор блога задался этими вопросами - очень важно для себя понять, что есть самое важное именно для меня-автора конкретного блога, что может стать "изюминкой" и будет его отличать от других
ОтветитьУдалитьСпасибо, Елена Николаевна!
ОтветитьУдалитьВаше мнение всегда особенное, именно Вы заразили блогерством!
Не в комментах счастье:-)
ОтветитьУдалитьМало комментариев, зато много просмотров. Я иногда тоже перечитывая "безкомментные" посты в своем блоге, сама думаю о том, что и добавить то нечего. Но очень часто информация, представленная в этих постах без комментариев, воплощается библиотеками в реальное дело. И какое удовлетворение от этого получаю! Никакие комментарии не заменят :)
ОтветитьУдалитьМедведь-краевед, спасибо, что заглянули. Согласна, далеко не в комментах...
ОтветитьУдалитьОЛЬГА, а еще подходят и благодарят за материалы, которые помогли в работе, натолкнули на размышления.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Елена.
ОтветитьУдалитьРегулярно читая несколько блогов, сама пишу комментарий впервые. Считаю, что ни к чему засорять интернет, если не могу сказать того, что ещё не сказано.
Ваши посты, чаще всего, не носят дискуссионного характера и не требуют комментариев, потому что Вы большинством материалов "поднимаете целину", а мы с мысленной благодарностью используем Ваши наработки. Огромное Вам за них спасибо! А для всплеска комментариев размещайте такие посты, как этот.
Я благодарна, Вам, Надежда, за право первого комментария! Сама напросилась этим постом на отклики, что называется.
ОтветитьУдалитьСпасибо, за оценку моего вклада в развитие профессиональных стремлений!
Лена, Медведь-краевед, перефразируя известное выражение, скажу: не в комментах, конечно, счастье, но и без комментов счастья тоже нет :)
ОтветитьУдалитьБез сомнения, мы все ждём реакции на свои посты.
А комментируем обычно что?
1. То, что для нас в этот момент актуально.
2. То, что эмоционально "зацепило".
3. То, что очень сильно удивило или поразило.
4. То, что дискуссионно.
5. И ещё, когда хочется ободрить и поддержать коллегу.
6. И когда автор душевно, развёрнуто, интересно, без дежурных фраз отвечает на комменты, умело создавая почву для следующих комментариев - это мало у кого получается, увы... Мы все знаем блоги, где комменты не менеее интересно читать, чем сами посты, благодаря атмосфере, созданной хозяином блога и умелому ненавязчивому управлению дискуссией.
А любая модерация комментариев меня всегда останавливает, потому что, это потеря времени (которого и так не хватает) и отсутствие открытости. Права HelenKa, блог без модерации более приветлив. Я у себя все модерации давно убрала. Блоггер отлично отлавливает спам. Ну а хулиганы один раз были, нецензурно выражались - удалила коммент и всё. Это было всего одинн раз за два года.
А вообще, мы стали меньше комментировать, и я в том числе: времени просто ни на что не хватает - даже в блог к СЕБЕ иногда некогда зайти. Блоги чаще всего читаю в ридере, думаю, что так делают многие, особенно те, у кого с компьютером (как у меня ) проблемы. Каждый блог пока загрузишь, с ума сойдёшь :) А ридер позволяет просматривать быстрее. И ещё у меня с лета что-то случилось с аккаунтом гугл, я теперь могу комментировать только те блоги, где открыты комментарии через url и анонимные - а у многих эти строчки закрыты. Я, когда Перепись 2011 делала, во многих блогах даже при желании не смогла написать комментарий. Где был чат -выручал, писала там. А чата нет - уходила не солоно хлебавши...
Вот, Лена, какой я тебе комментарий написала, читать наверное замучилась :)
Вы меня снова удивили, любимая моя, Л.М.!
ОтветитьУдалитьНу это надо же столько написать, да каждое слово в тему!
Модерацию убираю, сдаюсь!
Хочу вложить свои пять копеек вышесказанному. Признаться есть блоги, комментируя которые, возвращаюсь прочитать ответ! Это мое благодарение автору, что ли. Мне интересен диалог с ним, мне интересен он как личность!
Вот ведь как повернулось - писала пост о своем понимании образовательного блога, а зацепила всех заключением о минусах таковых блогов.
И еще часто читая пост я интересуюсь мнением народа - комментами и чаще истина открывается только там. Вот так!
Ура! Модерацию уберут! Как-то приятнее на свой комментарий опубликованный сразу посмотреть:)
ОтветитьУдалитьА возвращаюсь я в места, где идёт оживлённая дискуссия, всегда - интересно что народ пишет, чем обсуждение закончится, да и ответ на свой коммент небезинтересен. Но вот провоцировать на интереснное обсуждение не всем и не всегда удаётся - это высший пилотаж! Тебе сегодня, Леночка, удалось. Поздравляю!
"Ваш комментарий опубликован" - вот, совсем другое дело!
ОтветитьУдалитьКстати вот и ответ на ещё один вопрос: в какие блоги я выползаю из ридера? В те, где ожидаю интересные комментарии, оживлённую дискуссию - в ридере ведь они не видны!
Да, решилась убрать всю модерацию, хоть и немного не привычно отслеживать и комментировать сразу, но мнение большинства - приказ!
ОтветитьУдалитьТеперь жду комменты на все посты!
http://rabota-830.narod.ru сайт, где можно заработать неплохие деньги за выполнения разных заданий, от 250 до 320 руб. в час
ОтветитьУдалить