Читательский клуб

Верность профессии

Они научили меня ценить верность… и никогда не забывать о тех, кого любишь. Хатико: Самый верный друг


Зарождение идеи


Профессиональный журнал «Школьная библиотека», в 2003 году, открыл новую рубрику «Моя судьба – профессия библиотекарь». Автор и одновременно герой первой публикации этой рубрики стала  Наталья Ивановна Гендина, заслуженный деятель науки РФ, директор НИИ ИТ СС КемГУКИ, доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы, член Постоянного комитета ИФЛА по информационной грамотности, член редколлегии “Школьной библиотеки”, ведущая рубрики “Информационная культура личности”. 
Затем одноименная страничка появилась на официальном портале школьных библиотек.  Создан блог "Моя профессия - библиотекарь".
На Всероссийском форуме школьных библиотекарей «Михайловское 2010» центральным мероприятием стало вручение школьным библиотекарям специальной премии «За верность профессии». Премия обещает стать традиционной. 
"Задача премии – инициировать социальную поддержку профессии в регионах, катализировать процесс притока средств со стороны органов местной власти, бизнес-сообщества. В премии сделан акцент именно на социальную защиту, профессиональную и методическую поддержку конкретного школьного библиотекаря в условиях кризиса. Эта общественная инициатива способна стать мощным толчком к поддержке школьных библиотек различными структурами (власть, местные НКО, СМИ, бизнес и др.), тем самым остановить отток кадров, когда при низкой оплате труда библиотекари вынуждены искать работу в других секторах".
В каждом регионе есть школьные библиотекари достойные этой награды. Вот и в нашем городе есть люди, которых объединяет любовь и верность к своему делу, своей профессии, а самое главное – любовь к своему родному краю. 
В библиотеках образовательных учреждений города Усолье-Сибирское, работают профессионалы с многолетним стажем. Каждая индивидуальность, творческая личность, интеллектуал. Они "просто делают свою работу. И оттого что любят ее, живут ею, тот, кто оказывается поблизости, становится счастливее. Следовательно, мудрее и - куда уж тут деваться! - умнее". 
Лучше всего о своей профессиональной судьбе школьные библиотекари рассказали в эссе "Моя профессия школьный библиотекарь", которые были опубликованы в одноименном сборнике изданном в 2009 году. Как методист, считаю важным говорить о профессиональной верности библиотечных специалистов города, чтобы знали, равнялись, стремились к развитию.
Вместе с представлением, публикую (с согласия авторов!) отрывки эссе из сборника "Моя профессия - школьный библиотекарь".

Имена в профессии - школьный библиотекарь г.Усолье-Сибирское

Салий Татьяна Петровна, Почетный работник образования, заведующая библиотекой МОУ «СОШ №17», руководитель школы молодого специалиста ГМО, I КК, стаж работы в школьной библиотеке– 29 лет.

"Работать всегда нелегко, если действительно работать, а не отсиживать рабочее время. Нужно успеть всё – подобрать материал для массового мероприятия или библиотечного урока, просмотреть его, написать нужное, оформить; проверить сохранность учебников по классам, подсчитать, оформить, довести до сведения директора, учителей, детей; заполнить дневник работы; расставить по полкам книги… господи, да как же много всего нужно сделать, и ничего не забыть, и везде успеть. И всё это на одного библиотекаря. Но ведь работаем и стараемся всё успеть. Вот так и живём, надеемся всё успеть и не ждём тишины, поскольку в школе тишины не дождаться ни в прямом, ни в переносном смысле". Сентябрь, 2009г.
Левичева Ирина ВикторовнаПочетный работник образования РФ, заведующая библиотекой МОУ «СОШ №3», I КК, член проектной группы «Ступени» муниципального исследовательского проекта «Проектирование как функция развития и совершенствования муниципальной методической службы города» 2006-2009гг., стаж работы в школьной библиотеке - 28 лет.

"Я и книга. Это мой папа, и его чтения вслух, вечер, мама что-то кроит, она портниха. Тишина, и голос отца, читающего что-то очень интересное. Моим детям очень повезло  с дедушкой, в семье у нас живет «Фенька» из книги Пантелеева «Веселый трамвай», ей уже 26 лет, зовут её Таня, и у неё растет сын, но  на нарицательное Фенька она не обижается, так, любя, ее называл дедушка. Очень много зависит от семьи, от отношения к книге в доме. Совсем недавно одна из школьниц, девятиклассница спросила меня, как заставить себя любить читать. Трудный вопрос. У моих детей он не возникал. Почему? Думается, в самом раннем детстве закладывается эта самая любовь к чтению, когда тебе читают сказки, учат вместе с тобой считалки, потешки, «заражают» тебя красивыми картинками в тех самых книжках, ненароком не дочитывают в самых интересных местах. У взрослых много нужных хитростей, благодаря которым ребенок играючи осваивает трудную науку - стать читателем. Такие родители идут в библиотеку и ведут своих детей. Покупают книги, выбирать, позволяя малышу, какая радость – САМ. Из таких совместных поступков все у них получается".  Май, 2008г.

 Бархатова Валентина АлександровнаПочетный работник общего образования РФ, заведующая библиотекой МОУ «Гимназия №1», ВКК, член проектной группы «Ступени» муниципального исследовательского проекта «Проектирование как функция развития и совершенствования муниципальной методической службы города» 2006-2009гг, участник I Съезда школьных библиотекарей РФ 2007г., автор программы "Информационная культура гимназиста", стаж работы в школьной библиотеке - 23 года.
"На протяжении всех лет работы я постоянно в поиске новых форм работы с учителями и учениками. Какие замечательные аукционы идей проводили мы на педсоветах, а с детьми аукционы знаний. Наградой для победителей была хорошая книга.  Всем известно, что дети любят загадки. Без вопросов ответы бесполезны, для них не подготовлена почва, и они падают, как семена на  асфальт.  Для привлечения к чтению книг и учебников, развития интеллекта решила взять основным направлением проблемный подход в пропаганде книги, знаний, и надо сказать мне это удалось. Я разработала цикл интеллектуальных игр для учеников с первого по 11-й класс. Для начального звена цикл «В гостях у мудрой совы», в среднем звене «Умники и умницы», старшеклассникам по душе игра «Что? Где? Когда?». В результате мы вышли на исследовательскую работу. Это работа требует много времени, но моих деток это не пугает. Вечерами и в выходные мы работаем индивидуально. И все это приносит замечательные плоды. Мы с детьми победители областных олимпиад, научно-практических конференций, конкурсов. С некоторыми из них вышли на Всероссийский уровень. Неоднократно побывали в Москве, в Новосибирске. Общались с известными учеными. Убеждена в том, что эти встречи останутся в памяти детей навсегда. Многие из выпускников уже студенты, но не забывают они свою первую библиотеку. 10 июня ежегодно мы встречаемся в читальном зале, а в течение года они забегают ко мне взять что-нибудь почитать и поделиться успехами". Май, 2008г.
Волкова Валентина ЮрьевнаПочетный работник общего образования РФ, заведующая библиотекой МОУ «СОШ №10», ВКК, член проектной группы «Ступени» муниципального исследовательского проекта «Проектирование как функция развития и совершенствования муниципальной методической службы города» 2006-2009гг., автор программы "Я в сибирском родился краю", стаж работы в школьной библиотеке – 17 лет.
 "Каждое утро среди только что проснувшихся улиц я иду в школу. Не на урок… Я – библиотекарь. Знаю, что только стоит мне открыть дверь в школу, за мной побегут и несмышленые первоклашки, и более взрослые ребята. Кому-то надо срочно взять книгу, кому-то написать реферат, ответить на вопросы. Кивая на ходу всем: «Здравствуйте!»,- и отвечая на вопросы, я буду брать у детей книги. «Валентина Юрьевна, можно я Вам отдам, вычеркните, пожалуйста!» Звонок ... А вот и наши «прогульщики», они не выучили урок или за плохое поведение были выдворены «вон». Тех, кто хочет прогулять, я отправляю на урок, а кому «некуда податься» - тот пусть уж лучше читает «для ума и  сердца «авось да «западет» умная мысль в голову, все лучше, чем бродить по коридорам. Так начинается рабочее утро каждого школьного библиотекаря.  Без нас трудно представить духовную жизнь школы. Едва научившись читать, к нам, хранителям знаний, приходят самые маленькие, и мы, улыбнувшись их широко открытым, заполняем первый в жизни документ - читательский формуляр (в11-ом многие из них просят подарить его на память). А пока знакомим с новыми, или уже потрепанными, зачитанными до дыр, разбухшими от постоянного чтения, книгами. Мы еще не догадываемся, что от книги, которую он выберет сам или поможем выбрать мы, зависит, может быть, его судьба. Ведь герои книг - геологи или врачи, летчики или мореплаватели- с них мы берем пример, или задумываемся о поступках, о смысле жизни. И вот уже в душе рождается мечта: быть таким же, о ком прочитал". Май, 2008г.
Скажутина Татьяна Ильинична, заведующая библиотекой МОУ «СОШ №16», ВКК, стаж работы в школьной библиотеке – 15 лет
"Одним из приоритетных направлений в моей работе является краеведение. На базе библиотеки  школы работает кружок по краеведению «Островок», где ребята занимаются научно - исследовательской  и поисковой работой. Принимают участие в конкурсах и викторинах. Мы в своей работе должны быть не только профессионалами, но и хорошими психологами. Встречая своих читателей и беседуя с ними, я уверена в том, что они придут снова. Процесс общения с читателем я считаю одним из ведущих. Главное для меня – привлечь внимание к книгам, сделать каждого посетителя активным читателем. Этому способствуют в моей работе интерактивные книжные выставки: « В гостях у времен года», «Выбирайте профессию», «Писатели – юбиляры», «Учимся – учиться», а главное обновление книжного фонда. Библиотекарь – профессия творческая и многогранна. Ежедневно мы узнаем столько нового, интересного, мы находимся в постоянном движении, в круговороте школьной жизни. И каждый раз я с гордостью рассказываю учащимся о своей профессии, о профессии библиотекаря. К сожалению, за годы моей работы в школе так никто из выпускников и не выбрал мою профессию. В начальной школе дети подражают мне, играя в  профессии, выдают книги, записывают, лечат в книжкиной больнице. Результаты анкетирования старшеклассников показали такие ответы: что  профессия библиотекаря сложная, не престижная, надо много знать, всю жизнь учиться, маленькая зарплата,  и  некоторые честно признаются - это не для них".   Октябрь, 2009г.

Климашова Любовь Владимировна, заведующая библиотекой МОУ "СОШ № 2", ВКК, стаж работы в школьной библиотеке -   лет.


Тихамирова Екатерина Ивановна, заведующая библиотекой МОУ «СОШ №13», I КК, участник Всероссийского конкурса "Школьный библиотекарь года - 2009", стаж работы в школьной библиотеке – 14 лет.
"Со стороны кто-то, может быть, и позавидует библиотекарю: вроде бы, у него работа лёгкая. Нет, работа это напряженная, временами изнурительная. И всё же быть библиотекарем - счастье! Хочется надеяться и верить, что профессия библиотекаря будет одной из самых престижных и востребованных. Я люблю быть в библиотеке рано утром. Пройдёшь вдоль полок, дотронешься до корешков переплётов, и почудится что ты в  особом заколдованном мире сказок, приключений, романтики. Расколдовать книгу легко, стоит только раскрыть её. Мир покажется безграничным. Захочется поделиться со всеми жаждой жить. Я выбрала профессию библиотекаря, потому что, общаясь с книгами и читателями, становишься щедрее, увлечённее, лучше. Потому что от библиотеки волнами расходятся круги знания, добра и справедливости, желания жить и действовать. Так что же такое школьная библиотека? Это духовный воспитатель человека, наставник в чтении. Лицо школьной библиотеки зависит от внешнего вида, от фонда, от того, как встречают и провожают детей.
Школьный библиотекарь должен быть всесторонне развитый, ни на день не отставать от жизни. Он должен быть выдержанным и воспитанным, А главное-это превратить библиотеку  в привычное и необходимое место для детей.
Без библиотеки школа не может существовать. Школа и библиотека – две родные сестры". Октябрь, 2009г.

Куприянчук Галина Ивановназаведующая библиотекой МОУ «СОШ №15», руководитель ГМО библиотечных специалистов города, член проектной группы «Ступени» муниципального исследовательского проекта «Проектирование как функция развития и совершенствования муниципальной методической службы города» 2006-2009гг., участник I Съезда школьных библиотекарей РФ 2007г., автор программы "Край, в котором ты живешь", ВКК, стаж работы в школьной библиотеке – 10 лет.

"Я люблю свою работу и радуюсь, когда самый балованный мальчишка увлечённо читает, когда старшеклассникам нашла всё для очередного реферата, когда вместе с учениками принимаем участие в конкурсе или работаем над  вопросами очередной викторины. Испытываю чувство удовлетворения, если в библиотеке педагог находит дополнительный материал для урока. А как интересно готовить литературный вечер, урок мужества или встречу с интересным человеком, просто почитать и обсудить интересную книгу. Я люблю своих читателей, больших и маленьких, любознательных и любопытных, этих вихрастых, задиристых девчонок и мальчишек, люблю отвечать на бесконечные детские «Почему» и помогать находить на них ответы. Слово «библиотекарь» у обывателей вызывает улыбку. Работа по этой специальности не популярна, очень мало ценится. Пусть наша профессия скромна и незаметна, не является престижной и высокооплачиваемой, но я люблю свою работу и не променяю ее ни на что другое. Именно библиотекарь держит в руках ключи от мудрости. Ведь он – собиратель, хранитель и проводник достижений человеческой мысли". Май, 2008г.

Ваши отзывы и пожелания приветствуются!



2 комментария:

  1. Вы молодец,Елена,что начали эту рубрику. Страна должна знать своих героев. Сколько у вас почетных работников образования! Это показатель того,что вас ценят в образовании.

    ОтветитьУдалить
  2. Эта страничка задумана, в том числе, и для увеличения количества Почетных работников образования среди школьных библиотекарей!!!

    ОтветитьУдалить

Отвечу на Ваши комментарии, вопросы и прислушаюсь к советам.
Оставляю без внимания комментарии анонимного характера.
Оставить комментарий очень просто:
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL.
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить и комментируйте!
Спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Просмотров·страницы