К основному контенту

Контент-фильтрация в библиотеках и образовательных учреждениях

Именно сегодня, в Международный день защиты информации, хочу поговорить с вами об информационной безопасности.
Международный день защиты информации отмечается 30 ноября, с 1988 года. Этот год не случайно стал родоначальником праздника, именно в этот год была зафиксирована первая массовая эпидемия червя, получившего название по имени своего создателя - Морриса. Именно тогда специалисты задумались о необходимости комплексного подхода к обеспечению информационной безопасности.
А информацию надо защищать, особенно от несформировавшейся детской психики, когда ребенок не умеет управлять своими эмоциями, поступками, не умеют работать с информацией.
Руководствуясь нормативными документами в сфере противодействия экстремистской деятельности и здравым смыслом, в библиотеках и образовательных учреждениях РФ, должны предприниматься меры по обеспечению информационной безопасности, в том числе при работе с Интернет-ресурсами.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ N 114-ФЗ от 25 июля 2002 года.:

"Экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы".
29 ноября на вебинаре, проводимом Архангельской областной научной ордена «Знак Почета» библиотекой им. Н.А.Добролюбова, рассматривались правовые документы, касающиеся обеспечения информационной безопасности и технические возможности блокирования Интернет-контента,  на примере работы своей библиотеки. 
Каждая библиотека должна располагать Списком экстремистских материалов и исключать из фондов то, что  входит в этот список .
Следует помнить, что список постоянно обновляется. 
С разрешения авторов, размещаю презентацию полностью, для вашего ознакомления. 
Вебинар: «Библиотеки: исполнение закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»
View more presentations from Елена.
Фильтрация в ОУ
C 2011 года введены в действие Правила подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет, утвержденные 11 мая 2011 г. Министром образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко. Данные Правила устанавливают общие требования к подключению и являются обязательными к исполнению органами исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере образования. 
Согласно п. 3 Правил общеобразовательные учреждения могут использовать средства контент-фильтрации, рекомендованные Минобрнауки России.
Во исполнение п. 6 Правил начиная с 2012 года органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, необходимо будет направлять сведения об установке средств контент-фильтрации.

Идеология контентной фильтрации – не запрещать, а защищать юного пользователя от агрессивной, а часто и незаконной информации, распространяемой в сети Интернет. Источник 


Зачем нужна контентная фильтрация?
В 2007 году в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» было осуществлено подключение более 50 000 образовательных учреждений Российской Федерации к сети Интернет. Однако наряду с полезной и необходимой информацией, способствующей получению новых знаний и построению эффективного процесса обучения, пользователи получили доступ к ресурсам, содержащим неэтичный и агрессивный контент (содержание). Порнография, терроризм, пропаганда наркотических средств, националистический экстремизм, маргинальные секты, неэтичная реклама, игровые сайты, online-казино и многое другое, — яркие примеры содержания Интернет-сайтов, доступ к которым зачастую никак не был ограничен. С целью защиты учащихся образовательных учреждений РФ от противоправного и агррессивного контента, в 2006-2007 годах была разработана и внедрена федеральная Система исключения доступа к Интернет-ресурсам, несовместимым с задачами воспитания и образования обучающихся РФ(СИД). 


Как осуществляется фильтрация?
В концепции СИД предусмотрена двухуровневая система фильтрации. На уровне оператора связи, предоставляющего Интернет в школу, ограничить доступ к ресурсам, запрещенные законодательством Российской Федерации: содержащие порнографию, пропаганду наркотических средств, сайты, посвященные экстремизму. 
Кроме того, программное обеспечение, поставленное во все школы в пакете «Первая помощь 1.0», позволяет настроить более гибкую фильтрацию, учитывающую как возрастные категории пользователей, так и социокультурные особенности региона. 
Таким образом, даже в пределах одной школы, в разных кабинетах, на разных компьютерах, возможно настроить работу фильтра индивидуально. 

В каждом субъекте Федерации органами управления образованием приняты регламенты доступа в Интернет, на основании которых и настраивается программное обеспечение. 
Функционирование Системы исключения доступа основано на обращениях к базе данных категоризированных ресурсов Центра Анализа Интернет-Ресурсов (ООО «МегаВерсия»), разработавшего и внедрившего СИД. На настоящий момент база данных составляет более 6 млн. записей. Однако, поскольку Интернет – это активная и динамично развивающаяся среда, в которой постоянно появляются все новые и новые сайты, то и база также ежедневно пополняется в среднем 2-5 тысячами ресурсов. В базу попадают сайты, которые прошли проверку, на основании которой ресурсу присвоена та или иная категория (новостные, корпоративные, порнография, игровые, хобби и т.д.) Всего в системе более 60 категорий сайтов. 

Кто определяет, соответствует ли тот или иной ресурс целям и задачам образования?
Во-первых, основные принципы работы Системы представлены Министерством Образования и Науки РФ в методических рекомендациях. На основании рекомендаций в каждом субъекте РФ были разработаны регламенты доступа учащихся к ресурсам Интернет. Дополнительно, в 2008 году ЦАИР по заказу Федерального агентства по образованию РФ был разработан и запущен сервис для экспертов системы образования с возможностью оценки интернет-ресурсов.

СИД – система с обратной связью: на странице блокировки есть функция «Сообщить о неверной категоризации ресурсов». Любой пользователь (будь то ученик или учитель) может обратиться с запросом о неверной (сомнительной) категоризации того или иного ресурса. Решение об ограничении доступа к ресурсам принимает Экспертное сообщество

Представители органов, осуществляющие надзор в сфере исполнения законодательства РФ, проводя проверки в ОУ набирают в строке браузера,  например: "как сделать взрывчатку" и если в открывшемся списке есть такие на которые можно выйти с компьютеров в ОУ, то после всех штрафов и предписаний руководителю, их обязаны блокировать. Чаще всего блокируют социальные сети,  дневники (блоги!).  Поэтому у многих в учреждениях нет возможности работать в блоге.
О важности ведения блога нужно говорить администрации и ответственным лицам отвечающим за информационную безопасность. Думаю, при грамотном подходе и аргументации, можно решить любые проблемы. 

Документы: 
Классификатор тематический

Типовые правила использования сети Интернет в общеобразовательном учреждении
Примерные формулировки для внесения изменений в должностные инструкции отдельных работников образовательных учреждений
Типовая инструкция для сотрудников образовательных учреждений о порядке действий при осуществлении контроля использования обучающимися сети Интернет


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ответы на вопросы о должности "педагог-библиотекарь"

На сайте РШБА доступен  Информационный бюллетень № 19 "Новая должность педагогического работника "педагог-библиотекарь": статус и вопросы введения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях": нормативные правовые акты, информационно-методические материалы, комментарии. - М.: Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, 2011г. В сборнике помимо всей нормативной базы вопроса, приводятся ответы на распространенные вопросы о введении новой должности, а также поясняется почему наименование должности как "библиотекарь-педагог" не считается целесообразным и корректным. Содержание бюллетеня необходимо довести до всех работников библиотек образовательных учреждений и руководителей образовательных учреждений.

С праздником, милые женщины!

С весной, нас,  милые женщины! 
Такой хороший повод вспомнить о нас если бы не был в своё время придуман, то его обязательно следовало бы признать.  Весна подходящее время для этого - пробуждение природы, жизни на Земле, яркие солнечные личики - всё это от женского начала.  Пишутся красивые стихи, посвящаются песни, создаются шедевры художественного искусства воспевающие женскую красоту, мудрость и гармонию. 

Методист, учитель, школьный библиотекарь это профессии, преимущественно женские.  
Кто Она - Женщина?  Кто создал её такую? Мне ближе строки Эдуарда Асадова, которые полюбила с того момента, когда впервые их услышала от преподавателя по сценической речи ...

Любовь, Измена и Колдун

В горах, на скале, о беспутстве мечтая,
Сидела Измена худая и злая.
А рядом под вишней сидела Любовь,
Рассветное золото в косы вплетая.

С утра, собирая плоды и коренья,
Они отдыхали у горных озер
И вечно вели нескончаемый спор -
С улыбкой одна, а другая с презреньем.

Одна говорила: - На свете нужны
В…

Формирование заказа на учебники: методический практикум

Как же это, друзья? Человек смотрит на вишни в цвету А на поясе длинный меч!
Кёрай

Как правильно составить заявку на поставку учебников в ОУ? Какие нормативные документы позволяют отстоять право на выделение средств для  пополнения библиотечного фонда ОУ? Можно ли избежать распространенных ошибок? Эти вопросы часто задают  ответственные лица в ОУ за составление заявки, будь это завуч или персонал библиотеки. Поэтому в своей статье я старалась ответить на эти вопросы и устранить некоторые Причины неэффективности заказа учебников.   В журнале "Школьная библиотека" за 2011 год №8 опубликована моя статья "Комплектование библиотек образовательных учреждений как условие реализации Федеральных государственных образовательных стандартов: методический практикум".  Как и положено, сначала я даю ссылки на нормативы, а потом и сам алгоритм составления заявок на литературу в библиотеку ОУ. Нормативы Вам пригодятся для составления плана комплектования, анализа работы с учебным фондом,…