четверг, 15 сентября 2011 г.

Пишем авторскую программу: Занятие №1 - Подготовительный этап

Хорошее начало — половина дела
Платон
Программы и курсы создаются авторами учебников, пособий, ведущими педагогами, но, многие из них не подходят вам по ряду причин: отличия материально-технической базы ОУ, особенности обучения и уровня подготовки персонала, различия в социально-культурном обеспечении и национальном характере контингента обучающихся. В связи с чем, многие учителя создают свои авторские программы, либо адаптируют существующие под свои условия обучения. Очень часто причиной создания авторской программы  является: "чтобы было что показать на аттестации...".
Для работников школьных библиотек актуальность создания авторской программы обусловлена новыми требованиями к профессии, о чем мы говорили раннее.
Задумались о создании собственной авторской программы? Что нужно сделать?

На первом этапе вы: 
  • изучаете нормативную основу вопроса;
  • выявляете, при необходимости, потребности и интересы обучающихся вашего ОУ или социальный заказ от законных представителей;
  • определяете, чем не устраивают существующие УМК/методики; 
  • просматриваете список авторских программ педагогов города/региона либо банк данных программ на предмет выявления похожих по тематике/содержанию.
Как правило, в каждом регионе должен быть нормативный документ, устанавливающий порядок создания и рассмотрения авторских программ. Такой документ является основополагающим для автора программы. В Иркутской области это Положение об авторских педагогических разработках, утв. приказом № 1163 от 25.06.2004г. ГлавУОиПО  Иркутской области. В документе прописана структура, понятийный аппарат, порядок создания и утверждения авторской педагогической программы.
Бывает так что при разработке некоторых программ необходимо получить согласие законных представителей обучающихся, например религиозной направленности. В таком случае результаты анкетирования/опроса следует приложить к программе. 
Далее следует изучить известные, в своей области, методики, пособия, авторские программы и обосновать чем  они вас не устраивать и почему вы решили создать свою собственную. Это обоснование войдет в пояснительную записку к программе. Такой анализ методик и УМК позволит определить тип будущей программы (Положение об авторских педагогических разработках, утв. приказом № 1163 от 25.06.2004г. ГлавУОиПО  Иркутской области): 
  • адаптационная (связанная с приспособлением разработки к конкретным условиям);
  • комбинаторная (новая конструкция создается, благодаря различным сочетанием известных способов, форм, средств);
  • радикальная (содержащая принципиальную новизну).
Если вас устроила чья-либо авторская программа и вы решили ее использовать с своем ОУ, то после получения устного согласия от автора программы будет уместно заключить с ним некое Соглашение на право использования данной программы в образовательном процессе на __/___ учебный год, с указанием реквизитов ОУ, что  придаст официальный тон взаимоотношениям  и будет служить нормативным документом, защищающим авторские права.
На этом этапе вы подбираете список литературы/источников для вашей программы.
В случае, если программа подразумевает наличие нескольких авторов, продумываете алгоритм создания программы и формируете команду по подготовке совместной программы.
В подготовительный этап может войти и придумывание названия программы, но это не обязательно и  может растянуться на некоторое время.
Решающим шагом на этом этапе должно стать твердое убеждение уверенности в своих силах, тогда удача станет вашим попутчиком. И никакая экспертиза вам и вашей программе не страшна.

2 комментария:

Отвечу на Ваши комментарии, вопросы и прислушаюсь к советам.
Оставляю без внимания комментарии анонимного характера.
Оставить комментарий очень просто:
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL.
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить и комментируйте!
Спасибо!

Архив блога

Просмотров·страницы