А на поясе длинный меч!
Кёрай
Не прошло и года или горькая действительность практики введения должности "педагог-библиотекарь"
Кёрай
Как правильно составить заявку на поставку учебников в ОУ? Какие нормативные документы позволяют отстоять право на выделение средств для пополнения библиотечного фонда ОУ? Можно ли избежать распространенных ошибок? Эти вопросы часто задают ответственные лица в ОУ за составление заявки, будь это завуч или персонал библиотеки. Поэтому в своей статье я старалась ответить на эти вопросы и устранить некоторые Причины неэффективности заказа учебников.
В журнале "Школьная библиотека" за 2011 год №8 опубликована моя статья "Комплектование библиотек образовательных учреждений как условие реализации Федеральных государственных образовательных стандартов: методический практикум" .
Как и положено, сначала я даю ссылки на нормативы, а потом и сам алгоритм составления заявок на литературу в библиотеку ОУ. Нормативы Вам пригодятся для составления плана комплектования, анализа работы с учебным фондом, для формирования заявки и для составления программы развития библиотеки в части комплектования фондов.
Полностью материал прочитаете в №8, здесь я публикую извлечение по составлению заказа.
"После
всех бухгалтерских расчетов, ОУ получает определенную сумму, на счет, для
пополнения библиотечного фонда и методику расчета заказа.
Если
заявка выполняется централизованно по всем ОУ, то приказом отдела образования назначается
ответственный специалист /методист за формирование заказа на уровне
муниципального образования. Если
учреждение самостоятельно работает с заказом, то приказ составляется на
уровне ОУ, также с указанием ответственного лица и сроков исполнения.
Показатель
обеспеченности средствами на одного обучающегося можно рассчитать так:
выделенная сумма, делится на контингент обучающихся ОУ. В сравнении со средней
оптовой стоимостью учебника, рассчитаете приобретаемое количество учебников на
выделенные средства. Этот показатель, пригодиться при подготовке финансовых и
аналитических материалов.
Для
определения списка учебников подлежащих включению в заявку, необходимо на общем
педагогическом совете ОУ:
·
заслушать доклад о состоянии
библиотечного фонда учреждения;
·
рассмотреть списки недостающей
литературы, согласно приложения к учебному плану «Перечень
программно-методического обеспечения учебного плана на 20__/20__ учебный год» ОУ;
·
распределение
списка недостающих учебников по источникам комплектования: за счет спонсорских
средств, из средств муниципалитета, для самостоятельного приобретения законными
представителями и т.д.;
·
решение педсовета внести в протокол,
оформить выписку, проставить реквизиты и заверить.
Выписка
из протокола педсовета ОУ должна храниться у ответственного за составление
заказа и может быть представлена как доказательство общего решения педсовета в
случае возникновения претензий, конфликтных ситуаций.
Далее
оформляете бланк заказа, который должен быть выдержан в единой форме, установленного
образца, утвержденный приказом отдела образования/учреждения. Табличный вариант
бланка заказа на учебники целесообразно составлять на основе действующего, на
момент составления заказа, Федерального перечня учебников, рекомендованных
(допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию. Пояснение к приказу/пояснительной записке: «Заказ
формируется на основе ФП утв. приказом Минобрнауки от ____, № ____».
На
бланке заявки в верхнем правом углу располагается гриф «Утверждаю» с ФИО
руководителя ОУ, датой, подписью и печатью. Ниже, в центре, наименование заказа
с обязательным указанием источника финансирования. Год издания учебника
проставлять обязательно, с целью исключения выгоды в пользу поставщика.
В
моей практике был заказ, в котором год издания не был указан, поскольку в ФП
учебников он отсутствовал. Поставщик (известная российская книготорговая фирма)
усмотрел в этом выгоду и поставил учебники на 2-3 года позднее издания, чем год
исполнения заказа. Данный прецедент повлек за собой долгие административные
разбирательства.
№ позиции ФП
|
Автор, название
учебника
|
Издательство
|
Класс
|
Год издания
|
Количество
|
Сумма
|
515
|
Плешаков А.А.,
Природоведение
|
Дрофа
|
5
|
2010
|
25
|
|
ИТОГО:
|
В
конце таблицы выводится итоговая сумма заказа и общее количество учебников. В нижнем
левом углу бланка, как в любом официальном документе, принято указывать ФИО
лица составившего бланк (Исполнил:), контактный телефон. Бланк составляется в двух экземплярах один остается
в ОУ для сверки.
Методист/специалист, ответственный на уровне
муниципалитета, за заказ, собирает такие бланки с каждого ОУ и составляет
сводный заказ на учебники в формате Excel.
Далее,
работа продолжается в тандеме со специалистами экономического отдела
бухгалтерии – сверка, проставление цен, выверка итоговых сумм, подготовка и
отслеживание заказа.
Порядок
и сроки поставки заказа по количеству и качеству регулируются условиями
поставки (договор). Передача товара от поставщика к заказчику оформляется
товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки и перевозки
товара. Это могут быть накладные, товарно-транспортные накладные, счета,
счета-фактуры. Приемка товаров по количеству предусматривает проверку
соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных,
сопроводительных и (или) расчетных документах.
В
пакет сопроводительных документов, поставляющая организация, обязана вложить
сертификаты соответствия на поставляемые учебники.
Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам государственной
системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в
том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс, работа, услуга
соответствуют требованиям технических регламентов, стандартов или иных
нормативных документов.
После
получения заказ сверяете с сопроводительными документами и своим экземпляром
бланка заказа, в случае выявленной недостачи товара или несоответствия условиям
поставки, составляете «АКТ об обнаружении несоответствия качества и
комплектности продукции (товара) требованиям договора, удостоверяющих качество
при приемке заказа».
Примерная
форма АКТа:
___________________________
(наименование получателя)
____________________________
(адрес получателя)
АКТ
об обнаружении
несоответствия качества и комплектности продукции (товара) требованиям договора,
удостоверяющих качество при приемке заказа
"__"_________
200__ г.
Место составления акта
_________________________________________
Комиссия в составе
_____________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
При приеме товара (заказа)
__________________________________________
поступившего по ____________________
накладной № ____________________
от "___"________ 200__ г.
Грузополучатель ________________________________________________
Грузоотправитель
_______________________________________________
Обнаружены следующие несоответствия
(перечисляете):
1. Количество товара ___________________
_____________________________________________________________________
2. Качество изданий _______________________
_____________________________________________________________________
3. Количество осмотренной
продукции (товара) и
характер
выявленных дефектов:
№
п/п |
Наименование продукции (товара)
|
Ед. изм.
|
Кол-во
|
Из них забраковано
|
Характер выявленных дефектов
|
4. Продукция (товар)
выгружена из ______________________________
(вагона, контейнера,
автофургона)
в
_________________________, полностью обеспечивающий ее сохранность.
(склад, хранилище)
Подписи лиц,
участвовавших в составлении акта:
__________________ ______________________
(подпись) (фамилия)
__________________ ______________________
(подпись) (фамилия)
__________________ ______________________
(подпись) (фамилия)
При поступлении заказа в
школьные библиотеки все издания проходят процедуру приема, учета и оформления
согласно «Инструкции по учету библиотечного фонда[1]».
При
заказе художественной, отраслевой или справочно-энциклопедической литературы ознакомиться
с каталогами и прайс-листами можно на сайтах издающих организаций.
Понимание
со стороны администрации ОУ необходимости комплектования фондов школьной
библиотеки, позволит восстановить фонды за счет обновлений учебно-методических
комплексов, поступлений новинок
литературы для детей и юношества, создавая, таким образом, необходимые условия
реализации положений ФГОС и предоставляя информационно-библиотечные
ресурсы для обеспечения высокого уровня
качества образования обучающимся."
[1]
Инструкция об учете
библиотечного фонда: утв. приказом Министерства культуры Рос. Федерации 2 декабря
1998г №590.: [сайт] URL: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_63933.html
(дата обращения: 22.08.2011).
Все вопросы, предложения и замечания к материалу рассматриваются в любое время!
Автор ответил на отзыв о своей книге - Вадим Селин "Любовь со второй попытки"
А у нас год издания учебников (допустим "не ранее 2011 года издания") оговаривается в условиях договора.
ОтветитьУдалитьДа, с публикацией тебя, Леночка!
УдалитьЕлена, поздравляю! И хоть видел я статью раньше - все-таки журнал в руки попадает одному из первых - но весь глубинный смысл ощутил лишь теперь)) Успехов Вам и новых публикаций!
УдалитьСпасибо, Владимир!
УдалитьБыло бы неплохо предоставить возможность электронной подписки на журнал, так было бы оперативней, а то пока получим номер новости или проекты уже прошли.
Можно и так обозначить год издания, согласна.
ОтветитьУдалитьУважаемая Елена Леонидовна! Столкнулись с трудностями при оформлении заказа по субвенциям. Разрешают в управлении образованием только учебники. Сослались на Вашу статью в ж. ШБ №8, показали все документы, но не услышаны.Было бы проще, если бы "библиотечные фонды" в скобках имели расшифровку для непонятливых. Можете ли что либо посоветовать? Может есть консультанты в РШБА , чтобы авторитетно расшифровали чиновникам что такое "библиотечный фонд"?
ОтветитьУдалитьС уважением В. Бродская, г. Воронеж
Валентина Ивановна, спасибо, за вопрос. На самом деле выход есть - приказом того же отдела образования, внести ясность в толкование понятия "библиотечный фонд". Как я это сделала я расскажу в следующем посте, специально для Вас!
ОтветитьУдалитьСпасибо, что ответили, вопрос остаётся открытым, суммы большие. Жду вашего следующего пояснения.
УдалитьС уважением В. Бродская
Немного разберусь с итогами мастер-класса и напишу об этой проблеме.
Удалить