К основному контенту

Дистанционное обучение персонала библиотек ОУ: впечатления

9 февраля стартовали дистанционные курсы повышения квалификации для школьных библиотекарей, те самые, о которых я упоминала в блоге. Хочу поделиться своими впечатлениями от этого обучения.
Дистанционное образование/обучение теперь приобрело статус официального, в связи с принятием Федерального закона О внесении изменений в закон РФ "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий  № 11-ФЗ от 28 февраля 2012г. 
Извлечение:
 "1.1. При реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников." Источник
Итак, первые официальные (выдача свидетельства государственного образца)  дистанционные курсы для персонала библиотек ОУ. 
В моей практике были дистанционные курсы, самые значимые из них - “Я учусь работать в блоге!”, под руководством Елены Ястребцевой, с 19 октября по 21 декабря 2009 года проводилось дистанционное обучение школьных библиотекарей, в результате появился мой блог и многие другие проекты. 
Самое сложное в дистанционном обучении - найти время и заставить себя идти до конца обучения. Многие знакомые говорят, что записываются на дистанционные курсы и бросают обучение из-за нехватки времени, постоянного откладывания на потом или "неинтересно учат". Сама бывая на курсах помню как часто разочаровывалась - громкие заглавия тем и нулевое, сухое изложение материала, разговор "ни о чем", а еще - преподаватель заявлен один, идешь на него, а в итоге оказывалось, что "он отказался, пришлось искать замену", "сами понимаете, читать тему некому", "у нас нехватка кадров, а курс надо провести". 
Поэтому, эти курсы не оправдали моих ожиданий - понравилось все!
Содержание и аннотация курсов:  
Это – пилотный проект РШБА и Московского государственного университета культуры и искусств, разработанный а рамках решений одной из стратегических задач ассоциации – создание библиотечной школы при РШБА для дистанционной подготовки, переподготовки и повышения квалификации наших специалистов, особая актуальность в которых возникла в связи с введением в 2011 году должности «педагог-библиотекарь».
Курс «Введение в систему цифровых коммуникаций» рассчитан на 102 часа и разработан по программе МГУКИ.
Автор и ведущий – профессор Кафедры электронных библиотек, информационных технологий и систем МГУКИ Вадим Константинович Степанов. Источник
Цель курса - дать работникам библиотек учреждений среднего образования целостное представление о системе цифровых коммуникаций и научить грамотно пользоваться основными инструментами,предоставленными библиотекарям Цифровой Вселенной. Теоретическая часть призвана сформировать обновленное профессиональное сознание, основанное на твердом знании уже имеющихся достижений и понимании основных тенденциях развития высоких технологий в пределах ближайших 4-5 лет. 
Прикладная составляющая курса нацелена на обучение слушателей пользованию наиболее эффективными инструментами, позволяющими библиотекам гармонично вписаться в цифровую среду, сокращая трудозатраты и, одновременно, повышая собственную привлекательность как во всей Сети, так и на уровне обслуживаемого образовательного учреждения.
Темы курса: 

  • Введение. 
  • Основные этапы и ключевые направления развития высоких технологий в ближайшей перспективе. 
  • История и организационно-технологическая структура глобальных компьютерных сетей.
  • Эффективное использование программного обеспечения для работы в Интернет. 
  • Меры безопасности при работе в Сети Поисковые системы в Интернет: найдется все (если уметь искать).
  • Справочно-библиографический аппарат библиотеки образовательного учреждения - минимум затрат, максимум эффективности 
  • Интернет-ресурсы для среднего (общего) образования.
  • Электронное книгоиздание. Устройства для чтения и их применение в библиотеках. 
  • Приложения Вэб 2.0 и их применение в библиотеке образовательного учреждения (социальные сети, блоги, фото- и видеохостинги, вики-технологии).
  • Что нам стоит сайт построить: требования к сайтам школьных библиотек.
  • Школьная библиотека эпохи цифровых коммуникаций.

Доступ к темам открывается постепенно, поэтому ознакомиться заранее нельзя.

Контроль знаний по каждому разделу включал сдачу тестов, а по некоторым разделам также и выполнение контрольных практических заданий. 

Ответы на тестовые вопросы учитываются автоматически. Сдавать тесты необходимо точно в установленные сроки. Нельзя проходить тесты заранее или позже назначенного срока. В обоих случаях используемая программная оболочка не зафиксирует результаты и, соответственно, тест не будет считаться пройденным.

Всем слушателям, успешно завершившим курс будет выдано удостоверение государственного образца о повышении квалификации от имени Института дополнительного профессионального образования Московского государственного университета культуры и искусств (ИДПО МГУКИ).

Курс признается освоенным при полном выполнении слушателем всех практических заданий и положительном (более 50% правильных ответов) результате сдачи тестов. 

Успех обучения зависит и от личной мотивации и заинтересованности обучающего, если человек понимает что ему это надо, тогда и подход к обучению соответствующий. 
Слушатели курсов общались в Новостном форуме, обсуждали что получается, делились  впечатлениями по каждой теме, рассказывали о проблемах в освоение тем, слушали лекции в режиме онлайн. 
Отличные оценки в начале курса, немного испортились (из-за невнимательности) в последующих тестах. Синдромом отличницы никогда не страдала. 
В блогосфере с осени 2009, много читаю статей по дванольному развитию в том числе, но, как оказалось, очень не хватало теории по тем вопросам которые изучали на курсах, особенно это сказалось при прохождении тестов.  
Грамотная подача материала по организационно-технологической структуре глобальных компьютерных сетей, программному обеспечению обеспечила доступность понимания всех технических нюансов процесса гуманитариям по образу мышления, таким как я. Отдельное спасибо, Вадиму Константиновичу! Хотя необходимый мне видеоролик с сайта RuTube, так и не удалось скачать, защита не дает, скорей всего.  
Самое главное для меня, в процессе обучения пришло осознание неизбежности крутых перемен в библиотечном мире, того, что вызывало сомнения и споры...
В связи с введением закона о дистанционном обучении, ассортимент курсов будет пополняться и, в конечном итоге, Вам решать какие курсы выбрать, своим библиотекарям и читателям блога я рекомендую обучение на этих курсах, если они получат продолжение. А я думаю это случиться, поскольку желающих обучиться много, да и содержание стоит того.
Обучение заканчивается в 20 числах апреля, думаю блогеры еще напишут свои впечатления об этом, подождем. 
От себя добавлю - спасибо РШБА и Вадиму Константиновичу за актуальное и содержательное дистанционное обучение! 
Удачных, Вам обучающих курсов!

Комментарии

  1. Елена, я рад, что все именно так сложилось! Вам желаю успешно все завершить и двигаться дальше, обучая других, а курсам - быть! Спасибо за поддержку!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Владимир! А мы, в свою очередь, рады поддержать отличную идею для распространения в массы!

      Удалить
  2. я в своей гимназии проводила городской семинар по теме "Сетевые сервисы в помощь продвижению чтения".Не все это принимают.Работают по старинке. В следующем году мне обещали дать возможность в курсе "Технологии" работать с детьми по этой теме.Мне кажется это очень перспективно,а главное интересно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы правы, Марина, люди предпочитают работать как раньше - тихо, не высовываясь, не изменяясь, но при этом желают достойной оплаты труда. Убедить людей в необходимости перемен, начиная с себя очень сложно.
      Использование сервисов в работе с детьми благое дело, я вижу как это нравиться им, на примере своей дочери, мы с ней в ВикиСибириаде конкурсную работу создавали и сервисы она изучала сама. Дети более восприимчивы к новому.

      Удалить
  3. Нина Барсукова, г. Ульяновск11 апреля 2012 г., 3:17

    Да, курсы вызывают самые лучшие отклики. У нас учится на них И.И. Кирина. На встече с Губернатором по проблемам развития школьных библиотек 25 апреля мы запланировали её выступление по итогам обучения на курсах и открытие своих курсов с её активным участием, ведь она, как и Вы, Елена, там отличница! Вы молодец!

    ОтветитьУдалить
  4. Нина Аркадьевна, благодарю за комментарий, Вы редкая, а потому долгожданная птица в моем блоге.
    Отдельное спасибо, за "отличницу", статус которой пострадал от моей же невнимательности при тестировании. Но это не главное. Курсы отличные! Как говорится - проверено на себе!

    ОтветитьУдалить
  5. Я первый раз на этих курсах обучалась дистанционно. Полностью согласна, что курсы весьма полезные и перед библиотекарями четко встает проблема - надо что-то менять в работе, надо самим меняться! Таковы требования времени! По окончанию курса, тоже подведу итоги в своем блоге. Осталовь одно занятие. Удачного завершения, Елена!

    ОтветитьУдалить
  6. И Вам, успехов, Елена Олеговна! Интересно будет почитать ваши впечатления!

    ОтветитьУдалить
  7. Наверное, любое обучение замечательно. Но результаты подводить все же надо по прошествии некоторого времени - ск. участников из обученных использует изученное и освоенное в своей деятельности, какой резонанс вызвало оно у окружающих коллег из числа педагогов, появились ли качественные изменения в тех из участников пед. процесса - учащихся, для которых, собственно, и проводятся такие глобальные перестройки сознания библиотекарей школ. Елена вспомнила обучение библиоблоггинь 2009 года, давайте вспомним их Лестницу успеха - когда по завершении одного года подводились такие итоги, и не забудем провести нечто подобное (то, что найдет отражение в реальных успехах)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Попробуем подвести итоги обучения чуть позже, если не растеряем связи. Спасибо, за идею, Елена Николаевна!

      Удалить
  8. Настораживает закрытость данного обучающего курса. Дванольность предполагает готовность делиться знаниями и умениями.

    ОтветитьУдалить
  9. Закрытость обучения объясняется наличием персональной страницы слушателя курса, с оценками по обучению, а также для самостоятельного изучения материала, а не кто-то за тебя выполняет задания.
    А делится знаниями слушатели обязаны по завершении курса обучения, выступая в роли тьюторов на местах, обучая других. Это было главным условием при отборе слушателей курсов.

    ОтветитьУдалить
  10. Закрытость данного курса - отсутствие подробной информации о содержании курса и ходе обучения для тех, кто не входит в ряды обучаемых. Листы с оценками конкретного человека мало интересны.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Подробная информация о содержании курса раскрыта в посте, бала презентована автором курса Вадимом Константиновичем 1 февраля на вебинаре, а также на сайте РШБА есть информация, я ссылку указала. Свои впечатления слушатели расскажут в блогах, на сайтах либо семинарах после обучения.
      Листы с оценками интересны лично мне, как слушателю - на что я способна, насколько материал освоен и моему преподавателю, как итоговый результат.

      Удалить
  11. Очень жаль, что пропустила информацию об этих курсах. Или запись на курсы была по персональному приглашению?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Группа слушателей формировалась по представлениям от регионов, по принципу 1-2 человека. От нашего региона прошел один человек.

      Удалить
  12. Елена! Как с Вами связаться? Я бы хотела пройти курсы повышения квалификации библиотекарей дистанционно. Это возможно?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, можно связаться по электронке astapenkolena@mail.ru, но дело в том, что эти курсы (о которых написан пост) прошли в апреле 2012г. Чем я Вам могу помочь?

      Удалить
  13. скажите, пожалуйста, а есть сейчас эти курсы?

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Отвечу на Ваши комментарии, вопросы и прислушаюсь к советам.
Оставляю без внимания комментарии анонимного характера.
Оставить комментарий очень просто:
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL.
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить и комментируйте!
Спасибо!

Популярные сообщения из этого блога

Ответы на вопросы о должности "педагог-библиотекарь"

На сайте РШБА доступен  Информационный бюллетень № 19 "Новая должность педагогического работника "педагог-библиотекарь": статус и вопросы введения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях": нормативные правовые акты, информационно-методические материалы, комментарии. - М.: Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, 2011г. В сборнике помимо всей нормативной базы вопроса, приводятся ответы на распространенные вопросы о введении новой должности, а также поясняется почему наименование должности как "библиотекарь-педагог" не считается целесообразным и корректным. Содержание бюллетеня необходимо довести до всех работников библиотек образовательных учреждений и руководителей образовательных учреждений.

С праздником, милые женщины!

С весной, нас,  милые женщины! 
Такой хороший повод вспомнить о нас если бы не был в своё время придуман, то его обязательно следовало бы признать.  Весна подходящее время для этого - пробуждение природы, жизни на Земле, яркие солнечные личики - всё это от женского начала.  Пишутся красивые стихи, посвящаются песни, создаются шедевры художественного искусства воспевающие женскую красоту, мудрость и гармонию. 

Методист, учитель, школьный библиотекарь это профессии, преимущественно женские.  
Кто Она - Женщина?  Кто создал её такую? Мне ближе строки Эдуарда Асадова, которые полюбила с того момента, когда впервые их услышала от преподавателя по сценической речи ...

Любовь, Измена и Колдун

В горах, на скале, о беспутстве мечтая,
Сидела Измена худая и злая.
А рядом под вишней сидела Любовь,
Рассветное золото в косы вплетая.

С утра, собирая плоды и коренья,
Они отдыхали у горных озер
И вечно вели нескончаемый спор -
С улыбкой одна, а другая с презреньем.

Одна говорила: - На свете нужны
В…

Нормативные документы об аттестации педагога-библиотекаря

Я уже сообщала, что вышел тематический номер журнала Нормативные документы образовательного учреждения, посвященный введению должности в ОУ педагога-библиотекаря.  На портале Менеджер образования доступен для ознакомления материал из номера об аттестации педагога-библиотекаря.  Скорее это рассмотрение общих правовых  вопросов, касающихся отдельных категорий педагогических работников ОУ, чем конкретные нормативные предложения, но он полезен при возникновении некоторых спорных вопросов в части защиты трудовых интересов педагога-библиотекаря, а также для создания действующей в регионе нормативно-правовой базы по аттестации персонала библиотек ОУ.  Материал привожу полностью.
Аттестация педагога-библиотекаря
Приказ Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209 “О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений” (извлечение) <…>  17. Аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится …