К основному контенту

Перспективы использования Web 2.0 в библиотеке и бесплатные социальные сети


Публикую извлечение из лекции: "Приложения Вэб 2.0 и их применение в библиотеке образовательного учреждения" курсов повышения квалификации под руководством Вадима Степанова по теме: Введение в систему цифровых коммуникаций: учебный курс для сотрудников библиотек образовательных учреждений:

"С начала нового тысячелетия в Сети нарастающими темпами развивается явление, получившее, с легкой руки  вице-президента издательства O’Reilly Дейла Дагерти (Dale Dougherty), условное название «Вэб 2.0» (Web 2.0). В статье Тима О'Рэйли (Tim O'Reilly) «Что такое Web 2.0» (oreilly.com/pub/a/web2/archive/what-is-web-20.html?page=1), опубликованной в русском переводе в журнале «Компьютерра» (www.computerra.ru/think/234100) впервые подробно разъяснялось значение данного термина и обосновывалось его употребление. Размытость оснований для выделения нового явления закономерно привела к тому, что не все специалисты приняли толкование Дагерти/О'Рэйли, однако сам термин моментально прижился в сетевом лексиконе и ныне широко используется, в том числе и в названиях солидных научных изданий и международных конференций. При этом представление о содержании понятия Вэб 2.0 у разных авторов отличается в очень значительной степени.

В нашем понимании термином «Вэб 2.0» может быть определена концепция содержательного наполнения Всемирной паутины совокупными усилиями Интернет-пользователей. Само по себе явление это знаменует некий последующий (второй) этап в развитии Всемирной паутины  –  отсюда столь привычная для компьютерного сообщества связь с версией – 2.0. Определяющим является тот факт, что если на первом этапе развития WWW основными поставщиками содержательного (контентного) наполнения являлись организации, переносившие в Интернет свои традиционные «аналоговые» функции или учреждавшие новые цифровые услуги (например, создание поисковых систем), то в настоящее время огромная часть контента формируется самими Интернет-пользователями, для которых эта деятельность является сугубо добровольной и, как правило, не связана с основной профессией.

Применение приложений Вэб 2.0 непосредственно в библиотечной практике весьма разнородно и до настоящего времени не имеет ярко выраженной «библиотечной» специфики. Наиболее заметным явлением стали сетевые дневники, ведущиеся как отдельными библиотекарями, так и целыми библиотеками. К наиболее значимым библиотечным блогам на наш взгляд сегодня относятся «Мышь библиотечная» (rusu-library.blogspot.com), «Планета е-книг» (blog.rgub.ru/ekniga) , «Идеи, технологии, решения» (ideafor.info), «День за днём, книга за книгой» (kraevushka.livejournal.com), «Книги, библиотеки, и…» (book.uraic.ru/blog), «Лампа. Ночь. Библиотека» (kotbibliofil.blogspot.com). С обширным перечнем библиотечных блогов стран СНГ можно ознакомиться по адресу  http://www.library.ru/3/biblionet/?rub=35. Характерно, что одними из самых активных в отечественной библиотечной блогосфере являются библиотекари образовательных учреждений. Можно с уверенностью утверждать, что в настоящее время в Сети представлено не менее 200 блогов, ведущихся школьными библиотекарями. Их, в частности, не сложно вычленить из общего списка библиотечных блогов, поддерживаемого Любовью Брюховой в рамках ее блога "Миры Библиотек" (http://myblogluba.blogspot.com/p/blog-page_1974.html).


Главное преимущество и смысл профессиональных блогов по нашему убеждению заключается в возможности вести неформальный обмен мнениями, способствуя максимально быстрому распространению идей. По сравнению с обсуждениями в традиционной «бумажной» периодике, общение в блогах позволяет моментально откликаться на актуальные события, столь же быстро получая комментарии от лиц, проявляющих интерес к обсуждаемой теме. Естественно, что содержательный уровень сообщений в блогах значительно уступает статьям, публикуемым в профессиональной периодике. Как правило, блоггеры делятся мыслями и наблюдениями, которые не заслуживают отдельной статьи, но, вместе с тем, стоят того, чтобы поделиться ими с окружающими. За счет этого наиболее популярные блоги превращаются в места обмена мнениями - своеобразные  средства массовой информации, на вэб-страницах которых ведется живое обсуждение наиболее злободневных вопросов библиотечной практики. Не будет преувеличением также утверждать, что в своих лучших проявлениях блогосфера позволяет реализоваться наиболее активным, ищущим и технически грамотным членам профессионального сообщества. 
 

Перспективы использования приложений Вэб 2.0 в библиотечной практике пока не выглядят сверх – или даже просто оптимистичными. Как уже было отмечено выше, социальные медия применительно к их использованию библиотеками не выполняют своей основной роли - они не служат привлечению читателей. Излагаемые общие методики по созданию и продвижению библиотек средстваим Вэб 2.0 до настоящего времени не приводят к заметному притоку посетителей, что является их главной задачей.



Автор этих строк не разделяет идею превращения Вэб 2.0 в эффективный инструмент управления знаниями, каковым он видится некоторым специалистам. Следует помнить, что содержательное наполнение Вэб 2.0 создается в основном непрофессионалами, в результате чего формируется недостоверный по содержанию и незавершенный по форме информационный массив, лишенный к тому же юридической чистоты. Приложения Вэб 2.0, строго говоря, выступают антиподом библиотеки как общественного института, призванного быть собирателем и хранителем подлинного знания. В стремительно расширяющемся информационном макрокосмосе библиотекам более пристала роль экспертов, отделяющих истинное знание от бесполезной информационной шелухи, чем роль полупрофессиональных собирателей блоггеровских откровений и им подобных информационных суррогатов". 

Есть над чем задуматься, правда?
А еще, посмотрите видео о бесплатных социальных сетях.





А в завершении поста, прошу высказать свое мнение: 
Главная задача работы библиотек с социальными медиа состоит в том, чтобы


Комментарии

  1. Для школьных библиотек я бы отметила "b", хотя реально пока только "a", для массовых - "c".

    ОтветитьУдалить
  2. Сложное это дело привлечение читателей в библиотеки, когда есть электронные библиотеки в Интернет.

    ОтветитьУдалить
  3. Хотелось бы привлекать новых читателей в библиотеку, но это программа максимум. (Впрочем с посетителями проблем нет, толпами, а вот ЧИТАТЕЛИ...) Пока мы только учимся разговаривать с продвинутыми и не очень читателями в соцсетях, библиотекарь и библиотека для них открываются с "другой двери". Программа-минимум напоминать о книге везде, где можно

    ОтветитьУдалить
  4. Как верно Вы подметили: "с посетителями проблем нет, толпами, а вот ЧИТАТЕЛИ". Я не верю, что при помощи соцсетей можно привлечь к чтению, особенно к чтению в библиотеке.

    ОтветитьУдалить
  5. Вот-вот, Люда, как всегда точна в формулировке! Детей в школьной библиотеке полно, правда, они, всё больше, листают журналы - "листатели-глотатели". А настоящих ЧИТАТЕЛЕЙ, как изумрудов - немного!
    Но они ЕСТЬ!

    Школьная библиотека вряд ли блогом завлечёт читателей, а вот для рекламы библиотеки, позиционирования её как современного института, для размещения анонсов и новостей, рассказов и фотоотчётов о прошедших интересных мероприятиях, для мгновенной обратной связи блоги и странички в соцсетях библиотеке нужны.
    Ни один ответ из предложенных я не отметила. Ближе всего "продвинуть среди сетевого сообщества предоставляемые библиотеками услуги", но не платные (платных у нас нет).

    ОтветитьУдалить
  6. Этот вопрос я взяла из теста по лекции №8, именно в нем я сделала ошибку и решила спросить общественность. Оказалось большинство думает как я - невозможно привлечь через блог к чтению. Хотя виной всему невнимательность прочтения вопроса, который звучит так: "Главная задача работы библиотек с социальными медиа состоит в том, чтобы...", а не "Как Вы считаете...". По сути, да, библиотека всегда должна работать над привлечением к чтению, другое дело получается или нет.
    Вот и бережем свои изумруды, Любовь Михайловна. Вам ли не знать о сокровищах земли уральской.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Отвечу на Ваши комментарии, вопросы и прислушаюсь к советам.
Оставляю без внимания комментарии анонимного характера.
Оставить комментарий очень просто:
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL.
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить и комментируйте!
Спасибо!

Популярные сообщения из этого блога

С праздником, милые женщины!

С весной, нас,  милые женщины! 
Такой хороший повод вспомнить о нас если бы не был в своё время придуман, то его обязательно следовало бы признать.  Весна подходящее время для этого - пробуждение природы, жизни на Земле, яркие солнечные личики - всё это от женского начала.  Пишутся красивые стихи, посвящаются песни, создаются шедевры художественного искусства воспевающие женскую красоту, мудрость и гармонию. 

Методист, учитель, школьный библиотекарь это профессии, преимущественно женские.  
Кто Она - Женщина?  Кто создал её такую? Мне ближе строки Эдуарда Асадова, которые полюбила с того момента, когда впервые их услышала от преподавателя по сценической речи ...

Любовь, Измена и Колдун

В горах, на скале, о беспутстве мечтая,
Сидела Измена худая и злая.
А рядом под вишней сидела Любовь,
Рассветное золото в косы вплетая.

С утра, собирая плоды и коренья,
Они отдыхали у горных озер
И вечно вели нескончаемый спор -
С улыбкой одна, а другая с презреньем.

Одна говорила: - На свете нужны
В…

Ответы на вопросы о должности "педагог-библиотекарь"

На сайте РШБА доступен  Информационный бюллетень № 19 "Новая должность педагогического работника "педагог-библиотекарь": статус и вопросы введения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях": нормативные правовые акты, информационно-методические материалы, комментарии. - М.: Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, 2011г. В сборнике помимо всей нормативной базы вопроса, приводятся ответы на распространенные вопросы о введении новой должности, а также поясняется почему наименование должности как "библиотекарь-педагог" не считается целесообразным и корректным. Содержание бюллетеня необходимо довести до всех работников библиотек образовательных учреждений и руководителей образовательных учреждений.

Формирование заказа на учебники: методический практикум

Как же это, друзья? Человек смотрит на вишни в цвету А на поясе длинный меч!
Кёрай

Как правильно составить заявку на поставку учебников в ОУ? Какие нормативные документы позволяют отстоять право на выделение средств для  пополнения библиотечного фонда ОУ? Можно ли избежать распространенных ошибок? Эти вопросы часто задают  ответственные лица в ОУ за составление заявки, будь это завуч или персонал библиотеки. Поэтому в своей статье я старалась ответить на эти вопросы и устранить некоторые Причины неэффективности заказа учебников.   В журнале "Школьная библиотека" за 2011 год №8 опубликована моя статья "Комплектование библиотек образовательных учреждений как условие реализации Федеральных государственных образовательных стандартов: методический практикум".  Как и положено, сначала я даю ссылки на нормативы, а потом и сам алгоритм составления заявок на литературу в библиотеку ОУ. Нормативы Вам пригодятся для составления плана комплектования, анализа работы с учебным фондом,…