Публикую извлечение из лекции: "Приложения Вэб 2.0 и их применение в библиотеке образовательного учреждения" курсов повышения квалификации под руководством Вадима Степанова по теме: Введение в систему цифровых коммуникаций: учебный курс для сотрудников библиотек образовательных учреждений:
"С начала нового тысячелетия в Сети нарастающими темпами развивается явление, получившее, с легкой руки вице-президента издательства O’Reilly Дейла Дагерти (Dale Dougherty), условное название «Вэб 2.0» (Web 2.0). В статье Тима О'Рэйли (Tim O'Reilly) «Что такое Web 2.0» (oreilly.com/pub/a/web2/archive/what-is-web-20.html?page=1), опубликованной в русском переводе в журнале «Компьютерра» (www.computerra.ru/think/234100) впервые подробно разъяснялось значение данного термина и обосновывалось его употребление. Размытость оснований для выделения нового явления закономерно привела к тому, что не все специалисты приняли толкование Дагерти/О'Рэйли, однако сам термин моментально прижился в сетевом лексиконе и ныне широко используется, в том числе и в названиях солидных научных изданий и международных конференций. При этом представление о содержании понятия Вэб 2.0 у разных авторов отличается в очень значительной степени.
В нашем понимании термином «Вэб 2.0» может быть определена концепция содержательного наполнения Всемирной паутины совокупными усилиями Интернет-пользователей. Само по себе явление это знаменует некий последующий (второй) этап в развитии Всемирной паутины – отсюда столь привычная для компьютерного сообщества связь с версией – 2.0. Определяющим является тот факт, что если на первом этапе развития WWW основными поставщиками содержательного (контентного) наполнения являлись организации, переносившие в Интернет свои традиционные «аналоговые» функции или учреждавшие новые цифровые услуги (например, создание поисковых систем), то в настоящее время огромная часть контента формируется самими Интернет-пользователями, для которых эта деятельность является сугубо добровольной и, как правило, не связана с основной профессией.
Применение приложений Вэб 2.0 непосредственно в библиотечной практике весьма разнородно и до настоящего времени не имеет ярко выраженной «библиотечной» специфики. Наиболее заметным явлением стали сетевые дневники, ведущиеся как отдельными библиотекарями, так и целыми библиотеками. К наиболее значимым библиотечным блогам на наш взгляд сегодня относятся «Мышь библиотечная» (rusu-library.blogspot.com), «Планета е-книг» (blog.rgub.ru/ekniga) , «Идеи, технологии, решения» (ideafor.info), «День за днём, книга за книгой» (kraevushka.livejournal.com), «Книги, библиотеки, и…» (book.uraic.ru/blog), «Лампа. Ночь. Библиотека» (kotbibliofil.blogspot.com). С обширным перечнем библиотечных блогов стран СНГ можно ознакомиться по адресу http://www.library.ru/3/biblionet/?rub=35. Характерно, что одними из самых активных в отечественной библиотечной блогосфере являются библиотекари образовательных учреждений. Можно с уверенностью утверждать, что в настоящее время в Сети представлено не менее 200 блогов, ведущихся школьными библиотекарями. Их, в частности, не сложно вычленить из общего списка библиотечных блогов, поддерживаемого Любовью Брюховой в рамках ее блога "Миры Библиотек" (http://myblogluba.blogspot.com/p/blog-page_1974.html).
Главное преимущество и смысл профессиональных блогов по нашему убеждению заключается в возможности вести неформальный обмен мнениями, способствуя максимально быстрому распространению идей. По сравнению с обсуждениями в традиционной «бумажной» периодике, общение в блогах позволяет моментально откликаться на актуальные события, столь же быстро получая комментарии от лиц, проявляющих интерес к обсуждаемой теме. Естественно, что содержательный уровень сообщений в блогах значительно уступает статьям, публикуемым в профессиональной периодике. Как правило, блоггеры делятся мыслями и наблюдениями, которые не заслуживают отдельной статьи, но, вместе с тем, стоят того, чтобы поделиться ими с окружающими. За счет этого наиболее популярные блоги превращаются в места обмена мнениями - своеобразные средства массовой информации, на вэб-страницах которых ведется живое обсуждение наиболее злободневных вопросов библиотечной практики. Не будет преувеличением также утверждать, что в своих лучших проявлениях блогосфера позволяет реализоваться наиболее активным, ищущим и технически грамотным членам профессионального сообщества.
Перспективы использования приложений Вэб 2.0 в библиотечной практике пока не выглядят сверх – или даже просто оптимистичными. Как уже было отмечено выше, социальные медия применительно к их использованию библиотеками не выполняют своей основной роли - они не служат привлечению читателей. Излагаемые общие методики по созданию и продвижению библиотек средстваим Вэб 2.0 до настоящего времени не приводят к заметному притоку посетителей, что является их главной задачей.
Автор этих строк не разделяет идею превращения Вэб 2.0 в эффективный инструмент управления знаниями, каковым он видится некоторым специалистам. Следует помнить, что содержательное наполнение Вэб 2.0 создается в основном непрофессионалами, в результате чего формируется недостоверный по содержанию и незавершенный по форме информационный массив, лишенный к тому же юридической чистоты. Приложения Вэб 2.0, строго говоря, выступают антиподом библиотеки как общественного института, призванного быть собирателем и хранителем подлинного знания. В стремительно расширяющемся информационном макрокосмосе библиотекам более пристала роль экспертов, отделяющих истинное знание от бесполезной информационной шелухи, чем роль полупрофессиональных собирателей блоггеровских откровений и им подобных информационных суррогатов".
Есть над чем задуматься, правда?
А еще, посмотрите видео о бесплатных социальных сетях.
А еще, посмотрите видео о бесплатных социальных сетях.
А в завершении поста, прошу высказать свое мнение:
Для школьных библиотек я бы отметила "b", хотя реально пока только "a", для массовых - "c".
ОтветитьУдалитьСложное это дело привлечение читателей в библиотеки, когда есть электронные библиотеки в Интернет.
ОтветитьУдалитьХотелось бы привлекать новых читателей в библиотеку, но это программа максимум. (Впрочем с посетителями проблем нет, толпами, а вот ЧИТАТЕЛИ...) Пока мы только учимся разговаривать с продвинутыми и не очень читателями в соцсетях, библиотекарь и библиотека для них открываются с "другой двери". Программа-минимум напоминать о книге везде, где можно
ОтветитьУдалитьКак верно Вы подметили: "с посетителями проблем нет, толпами, а вот ЧИТАТЕЛИ". Я не верю, что при помощи соцсетей можно привлечь к чтению, особенно к чтению в библиотеке.
ОтветитьУдалитьВот-вот, Люда, как всегда точна в формулировке! Детей в школьной библиотеке полно, правда, они, всё больше, листают журналы - "листатели-глотатели". А настоящих ЧИТАТЕЛЕЙ, как изумрудов - немного!
ОтветитьУдалитьНо они ЕСТЬ!
Школьная библиотека вряд ли блогом завлечёт читателей, а вот для рекламы библиотеки, позиционирования её как современного института, для размещения анонсов и новостей, рассказов и фотоотчётов о прошедших интересных мероприятиях, для мгновенной обратной связи блоги и странички в соцсетях библиотеке нужны.
Ни один ответ из предложенных я не отметила. Ближе всего "продвинуть среди сетевого сообщества предоставляемые библиотеками услуги", но не платные (платных у нас нет).
Этот вопрос я взяла из теста по лекции №8, именно в нем я сделала ошибку и решила спросить общественность. Оказалось большинство думает как я - невозможно привлечь через блог к чтению. Хотя виной всему невнимательность прочтения вопроса, который звучит так: "Главная задача работы библиотек с социальными медиа состоит в том, чтобы...", а не "Как Вы считаете...". По сути, да, библиотека всегда должна работать над привлечением к чтению, другое дело получается или нет.
ОтветитьУдалитьВот и бережем свои изумруды, Любовь Михайловна. Вам ли не знать о сокровищах земли уральской.