К основному контенту

Причины неэффективности заказа учебников

Дилетанты, сделав все, что в их силах, обычно говорят себе в оправдание, что работа еще не закончена. Разумеется! Она никогда и не может быть закончена, ибо неправильно начата.
Иоганн Вольфганг Гете

Часто слышу жалобы школьных библиотекарей и учителей на некачественное выполнение заказа на поставку учебников в ОУ. Пришли учебники в школу, но они не годятся для использования в образовательном процессе, потому что по ним не занимаются в данном учреждении, а средства выделены и часто это бюджетные деньги.  Почему это происходит? 
Кроме очевидного, в большинстве случаев, отсутствие профессионализма ответственного "специалиста" за формирование заявки, называются - неграмотное составление заказа (ошибки в заказе), спешка, отсутствие анализа потребности ОУ в учебниках. 
Кто должен ответить за неэффективное расходование средств?
Вопрос серьезный, ведь существует система формирования заявки и ответственные за ее выполнение прописаны в документах, кроме того важно провести анализ использования поставленных учебников в ОУ.
В моей практике работы списывались ни разу не открытые пачки учебников, поставленных по линии Министерства образования несколько лет назад во все ОУ города, с целью использования в процессе обучения, но не востребованные учителями. И вот новая история - учебники пришли, деньги освоены, но по ним никто не занимается, они не нужны. Родители и педагоги возмущены халатным отношением к работе "горе-специалиста". Кто понесет ответственность? Ведь если деньги выделяют на учебники для школ, значит должна существовать система контроля за использованием средств. Существует ли в вашем регионе такая?
Жду ваших "историй" о подобных приключениях и ответов нам вопрос: "В чем причина ошибок и Кто виноват?"


Новая библиотека для новой школы - гостевой пост от Ирины Дейнеко

Комментарии

  1. Согласна, что первой причиной подобных фактов является непрофессинализм библиотекаря. Но, как человек много лет занимающийся формированием заказа учебников на город, хочу сказать и несколько слов в оправдание библиотекарей. У нас тоже четко прописан порядок заказа учебников. И библиотекарь обязан составлять заказ на основе заказа учителей и администрации школы. И очень часто бывает, что учителя не желают слушать доводы библиотекаря в пользу (или наоборот в мину) того или иного "желания" учителя. Администрация школы тоже очень часто занимает безответственную позицию: "Раз учитель хочет (ключевые слова "учитель" и "хочет") сделай так". И не каждый библиотекарь в данной ситуации может (да и должен ли?)доказывать свою правоту. Ведь кто как ни администрация и учителя должны быть заинтересованы в качественном заказе. И именно потом от таких учителей и администрации и слышно нарекания в сторону библиотекаря. А прислушались бы в свое время...

    ОтветитьУдалить
  2. HelenKa речь идет о непрофессионализме "специалиста" отвечающего за заказ учебников по городу/району! Это, как правило работник органов управления образования...
    А все что Вы перечислили совершенно верно и имеет место быть довольно часто. "И не каждый библиотекарь в данной ситуации может (да и должен ли?)доказывать свою правоту." В таком случае важно максимально себя обезопасить - в протоколе возле наименования учебника должна стоять подпись учителя заказывающего этот учебник. Хотя, как говорят практики это мало помогает, но хоть что-то.

    ОтветитьУдалить
  3. Тема поста - наиактуальнейшая! ПРоблема, на мой взгляд, с заказом "ненужного" - все в том же, в отсутствии *или формальном присутствии) четко продуманной всеми в школе (библиотекарем, учителями и администрацией) программы на год!

    ОтветитьУдалить
  4. Согласна, Елена Николаевна! В образовательных учреждениях учебный план составляется в спешке, согласовать с каждым времени нет, отсюда и результат...

    ОтветитьУдалить
  5. Ответственность за выбор учебника – на учителе. Это закреплено в "КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ" (2010 год):
    Учитель
    Должностные обязанности. «…Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы…»
    Библиотекарь, методист только помогают в выборе. А утвердить выбор учебника может завуч, который должен видеть перспективу хотя бы на пару лет вперед.

    ОтветитьУдалить
  6. По документам все так,Надежда, а вот на деле нет. Речь идет о недобросовестном отношении к работе, когда ни кого не спросив заказал (ответственный специалист) от себя и вроде дело сделал...
    Если выделяют деньги на учебники,то, считаю должен быть контроль за их использованием.

    ОтветитьУдалить
  7. А я всё время думаю, что лучше бы СНИЗИЛИ ЦЕНЫ на учебники и вернулись к прежней схеме, когда учебники нам родители покупали сами. И бюджет бы деньги сэкономил; и пометки в них можно было бы делать ученику какие хочешь; и повторять по ним, когда что-то забыл; и для подготовки к олимпиадам, экзаменам и др. учебники за все классы были бы под рукой; и лишняя головная боль из школ бы ушла; и библиотекарь бы освободилась для работы с читателями, и тд и тп... По-моему - одни плюсы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Полностью с вами согласна, тем более, что за всю огромную работу по заказу учебников ( в нашем городе начали с середины февраля и до сих пор идут доделки и переделки по издательствам)нет НИКАКОЙ оплаты!!!По документам - положена, но в реале директор просто каждый год говорит мне одно и то же: "НЕТ денег!" А время, затраченное на оформление заказа учебников, идёт в ущерб непосредственной работе по подготовке различных мероприятий с детьми...

      Удалить
  8. А мне жаль родителей, таких денег сейчас стоит комплект приобрести, а если в семье не один ученик, тогда разориться можно. И не каждый родитель отдаст в библиотеку учебник купленный на свои деньги!

    ОтветитьУдалить
  9. Так нет, Лен, учебники и не надо будет отдавать, смысла в этом не будет, если они будут стоить копейки, как раньше во времена СССР. Ты моложе, наверное этого не застала, а мои родители покупали учебники мне и брату (каждый стоил 20-50 коп. при зарплате 100 и более руб.), и это было совсем не обременительно для семьи.

    Снизив сегодня цену до 50 руб. за учебник государство с себя бы сняло гораздо большие затраты и, дав возможность людям без большого ущерба для семейного бюджета купить недорогой комплект детям, всё равно осталось бы в выигрыше. А малоимущим и многодетным можно было бы помочь, как сегодня помогают с питанием и формой.

    Мне кажется, что это было бы более удобно и выгодно для всех:ученика, школы, государства, имхо...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный17 мая 2012 г., 4:28

      Уважаемая, коллега!Покупать учебники ежегодно всегда было нелегко, даже в прежние времена, ведь тогда мы получали не тысячами. Мы, например, ежегодно организуем в конце мая своеобразный аукцион, где ученики перекупают недорого учебники у старших, а свои- тоже продают.
      А в заказах на учебники я давно разочаровалась.Прежде чем сделать заказ, я подхожу к каждому предметнику, выясняю нужного автора.Заказ же не выполняется, а если и придет часть, то уже в учебном году. И не от нас это зависит.

      Удалить
  10. Да кто спорит за такие цены и я всеми руками "ЗА"!!! Только невыполнимо это сегодня, Вы же понимаете Любовь Михайловна, к нашему великому сожалению.
    Я вот думаю направить Ваши предложения кандидату в президенты РФ. А? Как думаете?

    ОтветитьУдалить
  11. Проблема эта есть и будет. Надо, как можно полнее, скорректировать работу каждого специалиста по заказу учебников, чтоб максимально использовать гос. деньги и, тем самым, облегчить материальное бремя родителей. Совсем не дешевая сейчас полиграфическая продукция. И начинать надо с того, чтобы вновь пришедший учитель, вопреки существующему в школе учебному плану, не отказался использовать в своей работе уже полученный учебник.

    ОтветитьУдалить
  12. Это зависит от жесткой позиции администрации ОУ в этом вопросе.
    А учебники сегодня очень дорого стоят, особенно началка с цветной печатью.

    ОтветитьУдалить
  13. Вот так отображаются комментарии в моей электронной почте, даже если его удалить с блога:

    Анонимный прокомментировал(а) ваше сообщение "Причины неэффективности заказа учебников":

    "нужно дать деньги для приобретения учебников именно в школу и желательно в конце мая, пусть библиотекарь купит всё, что согласовано с администрацией. Заказ будет максимально нужным, а если и будут изменения, то учебники можно сдать в магазин (накладная будет на руках)и обменять на нужные. Магазины школам делают скидки до 40% и учебники выходят намного дешевле. А потом пусть проверяют сколько угодно"

    Проигнорировать такой коммент глупо - человек показал себя, свою позицию в вопросе, вернее неосведомленность и уверенность в своей безнаказанности.
    Рано или поздно зло наказывается или наказывает.

    Уважаемый Аноним, прежде чем пакостить в будущем, поинтересуйтесь что такое IP-адрес...

    ОтветитьУдалить
  14. Дело в том, что деньги в сфере образования не поступают по чьему-то там веленью, в определенное время и в определенные учреждения, это зависит от многих факторов, поэтому надо уметь работать с разными источниками финансовых поступлений и вникать в суть проблемы, а не поверхностно и не наотмашь выполнять обязанности.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Отвечу на Ваши комментарии, вопросы и прислушаюсь к советам.
Оставляю без внимания комментарии анонимного характера.
Оставить комментарий очень просто:
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL.
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить и комментируйте!
Спасибо!

Популярные сообщения из этого блога

Ответы на вопросы о должности "педагог-библиотекарь"

На сайте РШБА доступен  Информационный бюллетень № 19 "Новая должность педагогического работника "педагог-библиотекарь": статус и вопросы введения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях": нормативные правовые акты, информационно-методические материалы, комментарии. - М.: Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, 2011г. В сборнике помимо всей нормативной базы вопроса, приводятся ответы на распространенные вопросы о введении новой должности, а также поясняется почему наименование должности как "библиотекарь-педагог" не считается целесообразным и корректным. Содержание бюллетеня необходимо довести до всех работников библиотек образовательных учреждений и руководителей образовательных учреждений.

С праздником, милые женщины!

С весной, нас,  милые женщины! 
Такой хороший повод вспомнить о нас если бы не был в своё время придуман, то его обязательно следовало бы признать.  Весна подходящее время для этого - пробуждение природы, жизни на Земле, яркие солнечные личики - всё это от женского начала.  Пишутся красивые стихи, посвящаются песни, создаются шедевры художественного искусства воспевающие женскую красоту, мудрость и гармонию. 

Методист, учитель, школьный библиотекарь это профессии, преимущественно женские.  
Кто Она - Женщина?  Кто создал её такую? Мне ближе строки Эдуарда Асадова, которые полюбила с того момента, когда впервые их услышала от преподавателя по сценической речи ...

Любовь, Измена и Колдун

В горах, на скале, о беспутстве мечтая,
Сидела Измена худая и злая.
А рядом под вишней сидела Любовь,
Рассветное золото в косы вплетая.

С утра, собирая плоды и коренья,
Они отдыхали у горных озер
И вечно вели нескончаемый спор -
С улыбкой одна, а другая с презреньем.

Одна говорила: - На свете нужны
В…

Формирование заказа на учебники: методический практикум

Как же это, друзья? Человек смотрит на вишни в цвету А на поясе длинный меч!
Кёрай

Как правильно составить заявку на поставку учебников в ОУ? Какие нормативные документы позволяют отстоять право на выделение средств для  пополнения библиотечного фонда ОУ? Можно ли избежать распространенных ошибок? Эти вопросы часто задают  ответственные лица в ОУ за составление заявки, будь это завуч или персонал библиотеки. Поэтому в своей статье я старалась ответить на эти вопросы и устранить некоторые Причины неэффективности заказа учебников.   В журнале "Школьная библиотека" за 2011 год №8 опубликована моя статья "Комплектование библиотек образовательных учреждений как условие реализации Федеральных государственных образовательных стандартов: методический практикум".  Как и положено, сначала я даю ссылки на нормативы, а потом и сам алгоритм составления заявок на литературу в библиотеку ОУ. Нормативы Вам пригодятся для составления плана комплектования, анализа работы с учебным фондом,…