четверг, 26 января 2012 г.

Поможем сделать самостоятельный выбор старшеклассникам?

Избегай дел, зависящих от других; стремись лишь к тому, что зависит от тебя самого. 
Древнеиндийская пословица
О выборах сегодня кто только не говорит, вот и Методистика решила сказать свое слово, слово о самостоятельности выбора книг.
Как человек к каждому слову придирающийся, вернее,  понимающий сказанное буквально, хочу понять: "Как можно помочь в выборе книг, "которые должен будет прочитать каждый выпускник российской школы.  Не вызубрить в школе, а именно самостоятельно прочитать"?
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 4. - 4-е изд. стереотип. - М.: Рус. яз. - Медиа, 2007.- С.135:
"Самостоятельный - стоящий или существующий сам по себе, независимо от других, от чего другого. Самостоятельный человек у которого свои твердые убеждения, в ком нет шаткости"
О чем речь? О том, что премьер-министр Владимир Путин предложил сформировать список из 100 книг, определяющих отечественный "культурный канон", которые должен прочитать каждый выпускник школы. 
Здорово?! Конечно! Не хотят читать - заставим! Я так понимаю, потому как самостоятельное чтение предполагает самостоятельный выбор и почему старшеклассник должен выбирать из какого-то списка? 

Пусть и составленного "культурными авторитетами", простите, но там так написано. 
В статье о национальных традициях российского народа, о многообразии культур и гордости за российскую историю вдруг пример для подражания американскому западу: 
"В некоторых ведущих американских университетах в 20-е гг. прошлого века сложилось движение за изучение западного культурного канона. Каждый уважающий себя студент должен был прочитать 100 книг по специально сформированному списку. В некоторых университетах США эта традиция сохранилась и сегодня".  
Цель несомненна благородна и актуальна - "повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история". Причем тут Америка? Вот и я не понимаю. 
У нас достаточно причин для возрождения "дореформенного" объема чтения и преподавания русского языка и литературы. Одна из которых - прогрессирующая массовая неграмотность населения, как в отстающих странах. 
Не об этом речь. Я о САМОстоятельном выборе чтения хочу поговорить. У нас много примеров подобных списков. Насколько они авторитетны и прочитаны? Вот один из предлагаемых к составлению списков. Выбери сто главных книг для образованного человека!
Мне кажется, профессионалы в области чтения могли бы не списки составлять, а предоставлять возможности для САМОстоятельного выбора читателям книг как через площадки по обмену мнениями, так и через создание территорий чтения в учреждении (библиотеке, школе). 
Средства различны многие их изучили и активно применяют в работе, в том числе Интернет: WIKI, блоги, сайты, порталы, буктрейлеры и прочая...  
Пусть САМИ решат что им читать. А еще лучше, сами придумают как обмениваться прочитанным. Или я не права?

4 комментария:

  1. Тут ведь главная проблема, по-моему,
    - не в том , что читать
    - а в том, чтобы вообще ЗАХОТЕЛИ читать.

    Кто хочет читать, тот найдёт что: у друзей спросит, у родителей (если они читающие), у библиотекаря, в интернете найдёт..., да мало ли где.

    Я помню в детстве записывала в тетрадочку все рекомендации, которые слышала от кого-то (даже случайно), упоминания хороших книг в других книгах. Таким образом формировала свой круг чтения.

    Кто хочет и любит читать, тот найдёт ЧТО читать сам или по этому списку.

    А вот кто не хочет читать, тому никакой список не поможет! Заставлять? Вот сейчас по школьной программе это и делают. Школьная программа - это же тоже списки чтения. Результат? - Книжку на урок берут и тут же возвращают.

    Так что не со списков надо начинать, а с моды на чтение. Об этом я писала в синквейне на конкурс в блоге Библиосейшн (по мотивам встречи Путина с писателями):

    Попеняла Путину Донцова как мальчишке,
    Что не видит народ в руках его книжки,
    А надо, чтоб народ его ВИДЕЛ читающим,
    А не только на самолёте летающим -
    Вот тогда и другие возьмутся за книжки!

    ОтветитьУдалить
  2. Согласна, Любовь Михайловна!
    Более того, школьная программа не читается, а написать отзыв или мини-сочинение, так есть Интернет идут и копируют не читая!
    Вот и я думаю как они смогут заставить прочитать, да еще и то, что следует на чей-то взгляд?
    А синквейн Ваш помню, очень хорош!

    ОтветитьУдалить
  3. Елена, отклоняюсь от темы обсуждения, поскольку пришла с подарком, "Чудо-блог" называется. Приходите - забирайте! Всего наилучшего!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, Елена! Пойду смотреть подарок.

    ОтветитьУдалить

Отвечу на Ваши комментарии, вопросы и прислушаюсь к советам.
Оставляю без внимания комментарии анонимного характера.
Оставить комментарий очень просто:
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL.
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить и комментируйте!
Спасибо!

Архив блога

Просмотров·страницы