К основному контенту

Поможем сделать самостоятельный выбор старшеклассникам?

Избегай дел, зависящих от других; стремись лишь к тому, что зависит от тебя самого. 
Древнеиндийская пословица
О выборах сегодня кто только не говорит, вот и Методистика решила сказать свое слово, слово о самостоятельности выбора книг.
Как человек к каждому слову придирающийся, вернее,  понимающий сказанное буквально, хочу понять: "Как можно помочь в выборе книг, "которые должен будет прочитать каждый выпускник российской школы.  Не вызубрить в школе, а именно самостоятельно прочитать"?
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 4. - 4-е изд. стереотип. - М.: Рус. яз. - Медиа, 2007.- С.135:
"Самостоятельный - стоящий или существующий сам по себе, независимо от других, от чего другого. Самостоятельный человек у которого свои твердые убеждения, в ком нет шаткости"
О чем речь? О том, что премьер-министр Владимир Путин предложил сформировать список из 100 книг, определяющих отечественный "культурный канон", которые должен прочитать каждый выпускник школы. 
Здорово?! Конечно! Не хотят читать - заставим! Я так понимаю, потому как самостоятельное чтение предполагает самостоятельный выбор и почему старшеклассник должен выбирать из какого-то списка? 

Пусть и составленного "культурными авторитетами", простите, но там так написано. 
В статье о национальных традициях российского народа, о многообразии культур и гордости за российскую историю вдруг пример для подражания американскому западу: 
"В некоторых ведущих американских университетах в 20-е гг. прошлого века сложилось движение за изучение западного культурного канона. Каждый уважающий себя студент должен был прочитать 100 книг по специально сформированному списку. В некоторых университетах США эта традиция сохранилась и сегодня".  
Цель несомненна благородна и актуальна - "повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история". Причем тут Америка? Вот и я не понимаю. 
У нас достаточно причин для возрождения "дореформенного" объема чтения и преподавания русского языка и литературы. Одна из которых - прогрессирующая массовая неграмотность населения, как в отстающих странах. 
Не об этом речь. Я о САМОстоятельном выборе чтения хочу поговорить. У нас много примеров подобных списков. Насколько они авторитетны и прочитаны? Вот один из предлагаемых к составлению списков. Выбери сто главных книг для образованного человека!
Мне кажется, профессионалы в области чтения могли бы не списки составлять, а предоставлять возможности для САМОстоятельного выбора читателям книг как через площадки по обмену мнениями, так и через создание территорий чтения в учреждении (библиотеке, школе). 
Средства различны многие их изучили и активно применяют в работе, в том числе Интернет: WIKI, блоги, сайты, порталы, буктрейлеры и прочая...  
Пусть САМИ решат что им читать. А еще лучше, сами придумают как обмениваться прочитанным. Или я не права?

Комментарии

  1. Тут ведь главная проблема, по-моему,
    - не в том , что читать
    - а в том, чтобы вообще ЗАХОТЕЛИ читать.

    Кто хочет читать, тот найдёт что: у друзей спросит, у родителей (если они читающие), у библиотекаря, в интернете найдёт..., да мало ли где.

    Я помню в детстве записывала в тетрадочку все рекомендации, которые слышала от кого-то (даже случайно), упоминания хороших книг в других книгах. Таким образом формировала свой круг чтения.

    Кто хочет и любит читать, тот найдёт ЧТО читать сам или по этому списку.

    А вот кто не хочет читать, тому никакой список не поможет! Заставлять? Вот сейчас по школьной программе это и делают. Школьная программа - это же тоже списки чтения. Результат? - Книжку на урок берут и тут же возвращают.

    Так что не со списков надо начинать, а с моды на чтение. Об этом я писала в синквейне на конкурс в блоге Библиосейшн (по мотивам встречи Путина с писателями):

    Попеняла Путину Донцова как мальчишке,
    Что не видит народ в руках его книжки,
    А надо, чтоб народ его ВИДЕЛ читающим,
    А не только на самолёте летающим -
    Вот тогда и другие возьмутся за книжки!

    ОтветитьУдалить
  2. Согласна, Любовь Михайловна!
    Более того, школьная программа не читается, а написать отзыв или мини-сочинение, так есть Интернет идут и копируют не читая!
    Вот и я думаю как они смогут заставить прочитать, да еще и то, что следует на чей-то взгляд?
    А синквейн Ваш помню, очень хорош!

    ОтветитьУдалить
  3. Елена, отклоняюсь от темы обсуждения, поскольку пришла с подарком, "Чудо-блог" называется. Приходите - забирайте! Всего наилучшего!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, Елена! Пойду смотреть подарок.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Отвечу на Ваши комментарии, вопросы и прислушаюсь к советам.
Оставляю без внимания комментарии анонимного характера.
Оставить комментарий очень просто:
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL.
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить и комментируйте!
Спасибо!

Популярные сообщения из этого блога

Ответы на вопросы о должности "педагог-библиотекарь"

На сайте РШБА доступен  Информационный бюллетень № 19 "Новая должность педагогического работника "педагог-библиотекарь": статус и вопросы введения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях": нормативные правовые акты, информационно-методические материалы, комментарии. - М.: Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, 2011г. В сборнике помимо всей нормативной базы вопроса, приводятся ответы на распространенные вопросы о введении новой должности, а также поясняется почему наименование должности как "библиотекарь-педагог" не считается целесообразным и корректным. Содержание бюллетеня необходимо довести до всех работников библиотек образовательных учреждений и руководителей образовательных учреждений.

С праздником, милые женщины!

С весной, нас,  милые женщины! 
Такой хороший повод вспомнить о нас если бы не был в своё время придуман, то его обязательно следовало бы признать.  Весна подходящее время для этого - пробуждение природы, жизни на Земле, яркие солнечные личики - всё это от женского начала.  Пишутся красивые стихи, посвящаются песни, создаются шедевры художественного искусства воспевающие женскую красоту, мудрость и гармонию. 

Методист, учитель, школьный библиотекарь это профессии, преимущественно женские.  
Кто Она - Женщина?  Кто создал её такую? Мне ближе строки Эдуарда Асадова, которые полюбила с того момента, когда впервые их услышала от преподавателя по сценической речи ...

Любовь, Измена и Колдун

В горах, на скале, о беспутстве мечтая,
Сидела Измена худая и злая.
А рядом под вишней сидела Любовь,
Рассветное золото в косы вплетая.

С утра, собирая плоды и коренья,
Они отдыхали у горных озер
И вечно вели нескончаемый спор -
С улыбкой одна, а другая с презреньем.

Одна говорила: - На свете нужны
В…

Формирование заказа на учебники: методический практикум

Как же это, друзья? Человек смотрит на вишни в цвету А на поясе длинный меч!
Кёрай

Как правильно составить заявку на поставку учебников в ОУ? Какие нормативные документы позволяют отстоять право на выделение средств для  пополнения библиотечного фонда ОУ? Можно ли избежать распространенных ошибок? Эти вопросы часто задают  ответственные лица в ОУ за составление заявки, будь это завуч или персонал библиотеки. Поэтому в своей статье я старалась ответить на эти вопросы и устранить некоторые Причины неэффективности заказа учебников.   В журнале "Школьная библиотека" за 2011 год №8 опубликована моя статья "Комплектование библиотек образовательных учреждений как условие реализации Федеральных государственных образовательных стандартов: методический практикум".  Как и положено, сначала я даю ссылки на нормативы, а потом и сам алгоритм составления заявок на литературу в библиотеку ОУ. Нормативы Вам пригодятся для составления плана комплектования, анализа работы с учебным фондом,…