К основному контенту

Методист профессия или ..?

Если хотите знать — нам, царям, за вредность надо молоко бесплатно давать. 

— Меня терзают смутные сомнения… У Шпака — магнитофон, у посла — медальон…— Ты на что, царская морда, намекаешь? 
Иван Васильевич меняет профессию
Кто такой методист?  Помощник? Советчик? Няня? Адвокат? Больше - профессионал. Что значит профессионал? Человек получивший профессию, но этого мало. Практик в определенной сфере, но как-то однобоко. Конечно, можно отослать всех к должностным инструкциям методиста, например. А если разобраться?
На страницах блога поднимался разговор о методисте, мы возьмем из него определение: 
Методист - специалист по методике от греч. methodos - следование чему-нибудь,  человек владеющий методом. Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова  дает такое толкование: "методист - педагог, работающий над изучением, выработкой методов преподавания; специалист по методике какого-нибудь предмета".
Итак, первое - специалист, что подразумевает наличие диплома о соответствующей квалификации. Но мало получить диплом, главное, сделает ли он тебя профессионалом своего дела, т.е., свое ли дело ты выбрал, потому как не наличие диплома делает человека профессионалом. А что же тогда? 
Считаю, что профессиональное мастерство развивается тогда, когда профессия рассматривается не как самоцель, а как путь постижения себя и Мира (блогосфера в помощь!). Вот где правда - занимайся тем, что тебе нравится и найди того кто это оплатит! Идеально когда работа и хобби совпадают. Результаты такого союза велики и выгодны для того кто  Так работает и того кто соприкасается с ним.
Итак, второе - любовь к своему делу.
В свое время мне посчастливилось учиться у Юлии Борисовны Авраевой, кандидата педагогических наук, доцента кафедры библиотековедения ВСГАКИ, ее книга "Методист библиотеки: формула успеха" стала настольной для меня. В ней Юлия Борисовна, рассматривает личность методиста "как совокупность функционально взаимосвязанных подструктур: знать, уметь, иметь (быть)." Я добавлю главное, на мой взгляд - хотеть! Именно от желания помочь людям, а не требовать "то не знаю чего" и иметь смелость не рушить то, что создавалось другими, зависит профессиональный успех или не успех методиста. И здесь лучше бы совсем не было  методиста чем такой, который мешает и не понимает сути дела. 
Итак, третье - желание помочь людям.
Поймите правильно - это не руководство к немедленному исправлению (абсурд!), скорее возможность посмотреть на себя со стороны. Задать себе вопросы и себе же ответить. Иначе такая реакция неизбежна: "Всю жизнь мне мешали и продолжают мешать в работе так называемые МЕТОДИСТЫ. Пользы от них нет абсолютно никакой, а считаться с ними надо бы из-за бюрократической волокиты, связанной с ярлыком "КВАЛИФИКАЦИЯ". В эпоху кризиса давайте дружно скажем им: ИДИТЕ...(Например, в управдомы)".
Посмотрите источник, я искала материал о профессии методиста... Автор не важен, важна мысль, а она отчасти правдива, господа методисты, как это не прискорбно. И, да, здесь нет конкретики, но и того что есть хватило задуматься, правда?

Но, поговорить я хочу о том Что думают о профессии методиста по библиотечным фондам на самом деле? Если помните, в 2010г., в течении полугода, в моем блоге проводился такой опрос. И вот, как то руки не доходили до обработки его результатов, а тут самое время и место. 
Сразу оговорюсь - результаты в виде рефлексии, чтобы уловить все тончайшие интонации


Все кто принял участие в опросе указали наличие высшего образования, 50% из них работники органов управления образованием, 40% специалисты образовательных учреждений - администрация,педагоги, библиотекари и 10% работники муниципальных библиотек.
Хочется верить, что самый правильный ответ на вопрос: "Кто ты методист?" будет выражен в высоком качестве выполняемой работы персонала Ваших библиотек (! без излишней статистики).

Комментарии

  1. Елена, я настолько согласна с первым, вторым и третьим, что, в принципе, и добавлять ничего не надо! Я тоже только ЗА профессиональную, квалифицированную помощь, а не тупой спрос "дай мне то, не знаю что", как делают некоторые методисты из управленческого аппарата (да пускай они прочитают мой коммент :))
    И, конечно, страшно слышать слова о том, что "так называемые методисты кому-то мешают работать", может быть действительно где-то есть такие садисты-методисты? (уж мы-то себя к таким не причисляем :))!!! Не знаю, я выкладываюсь по полной и было бы УЖАСНО услышать такое в свой адрес :( Надеюсь, что еще кто-то из методистов выскажет свою точку зрения на сей своевременный вопрос из заглавия поста.

    ОтветитьУдалить
  2. Конечно есть, видимо о таком случае идет речь в приведенном высказывании. Я его когда прочла подумала, что прав тот кто так сказал. В свое время "посчастливилось" общаться с подобными. Но, такие "спецы", есть в каждой сфере деятельности.
    Я не упомянула еще об ответственности методиста за свои поступки. Часто от халатного отношения "методиста" по фонду к работе, страдают школьные библиотекари, особенно в плане материальной ответственности за фонд и состояние финансовой отчетности библиотеки. Одна грубая ошибка и вся работа насмарку, а бухучет материальных ценностей в библиотеке это серьезные вещи. К примеру: получил не те издания, не тем учреждениям выдал и все пойдет кувырком. Поэтому, профессия методист - гораздо ответственнее чем кажется.

    ОтветитьУдалить
  3. Нина Барсукова7 апреля 2011 г., 17:10

    Елена Хромова! Как Вы замечательно сформулировали: "садисты-методисты"! :-) А есть ли "методисты-мазохисты"? Тоже, наверное, имеются... :-) Наши американские коллеги этого слова вообще не понимают, моя прятельница из Гавайского университета, русский библиограф, всегда говорит:"Я - методист", но имеет ввиду принадлежность к религиозному направлению. Когда я ей объяснила так, как Елена Астапенко, что такое методист, она заявила, что такой профессии нет: есть библиотекарь, библиограф и т.д. Возможно (я не уверена) квалификация "методист" - это чисто российское изобретение.

    ОтветитьУдалить
  4. Согласна, про ответственность методиста - это отдельная тема. Надо очень и очень скрупулезно просчитывать свои рекомендации и действия.
    У нас сейчас три методиста в ЦБС, иногда очень сложно достигнуть консенсуса в том или ином вопросе, ведь каждый считает себя спецом :))) А бедные филиалы не знают кого слушать :( Вот постоянно и согласовываем свои решения по любому вопросу (без этого никак!).

    ОтветитьУдалить
  5. Восстановление между желаемым и действительным:-)) Рада,что имею возможность общаться с такими методистами,как Вы,дорогие Елены Прекрасные.

    ОтветитьУдалить
  6. Нина Барсукова - удивили! Я и не знала о том, что что методисты чисто российское изобретение...

    ОтветитьУдалить
  7. Елена согласна с Вами, представляете каково школьному библиотекарю: методист, руководитель учреждения, завуч ...

    ОтветитьУдалить
  8. Да, дорогая ЧУМработница, я второй день размышляю над сменой названия своего блога. Пришла пора.

    ОтветитьУдалить
  9. Был у бабки кот. Всем хорош. Но как только весна приходит, кот пропадает на три недели. Возвращается весь облезлый, драный, отощавший. Бабка терпела год, другой, третий и, наконец, отнесла его к ветеринару... Пришла весна, кота опять нет. Через три недели возвращается опять весь ободранный. Бабка его спрашивает:
    - Ну теперь-то тебе зачем?
    - Как это зачем?! Я работал котом-методистом.

    ОтветитьУдалить
  10. weblogerman:"Я там анекдот про кота-методиста подвесил, может быть модератор пропустит?..."

    Как видите :-))!

    ОтветитьУдалить
  11. Ни разу не слышала анекдотов про методистов, и вот на тебе - кот-методист. Жестокая действительность :)

    ОтветитьУдалить
  12. Я так не думаю. Видимо люди хотели пошутить...

    ОтветитьУдалить
  13. И все же: "Хочется верить, что самый правильный ответ на вопрос: "Кто ты методист?" будет выражен в высоком качестве выполняемой работы персонала Ваших библиотек".

    ОтветитьУдалить
  14. Да, Елена, пусть может быть мы и "капаем на мозги", но важнейший результат именно тот, который Вы процитировали!

    ОтветитьУдалить
  15. Елена, спасибо за понимание! Я действительно пошутил, надеюсь - безобидно. С большим уважением отношусь к вашей работе, т.к. понимаю, что объяснить, почему и как надо делать гораздо сложнее, чем сделать самому... :-)

    ОтветитьУдалить
  16. Самое сложное - объяснить так, чтобы тебя услышали.

    ОтветитьУдалить
  17. А вот мне с методистами не везет! Жесткие, колючие, негибкие, часто бестактные и какие-то... ограниченные попадаются. Я имею ввиду библиотечных методистов. И знаю милейших, умнейших методистов по русскому языку, по математике, информатике... Так и работаю пока без методиста.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Отвечу на Ваши комментарии, вопросы и прислушаюсь к советам.
Оставляю без внимания комментарии анонимного характера.
Оставить комментарий очень просто:
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL.
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить и комментируйте!
Спасибо!

Популярные сообщения из этого блога

Ответы на вопросы о должности "педагог-библиотекарь"

На сайте РШБА доступен  Информационный бюллетень № 19 "Новая должность педагогического работника "педагог-библиотекарь": статус и вопросы введения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях": нормативные правовые акты, информационно-методические материалы, комментарии. - М.: Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, 2011г. В сборнике помимо всей нормативной базы вопроса, приводятся ответы на распространенные вопросы о введении новой должности, а также поясняется почему наименование должности как "библиотекарь-педагог" не считается целесообразным и корректным. Содержание бюллетеня необходимо довести до всех работников библиотек образовательных учреждений и руководителей образовательных учреждений.

С праздником, милые женщины!

С весной, нас,  милые женщины! 
Такой хороший повод вспомнить о нас если бы не был в своё время придуман, то его обязательно следовало бы признать.  Весна подходящее время для этого - пробуждение природы, жизни на Земле, яркие солнечные личики - всё это от женского начала.  Пишутся красивые стихи, посвящаются песни, создаются шедевры художественного искусства воспевающие женскую красоту, мудрость и гармонию. 

Методист, учитель, школьный библиотекарь это профессии, преимущественно женские.  
Кто Она - Женщина?  Кто создал её такую? Мне ближе строки Эдуарда Асадова, которые полюбила с того момента, когда впервые их услышала от преподавателя по сценической речи ...

Любовь, Измена и Колдун

В горах, на скале, о беспутстве мечтая,
Сидела Измена худая и злая.
А рядом под вишней сидела Любовь,
Рассветное золото в косы вплетая.

С утра, собирая плоды и коренья,
Они отдыхали у горных озер
И вечно вели нескончаемый спор -
С улыбкой одна, а другая с презреньем.

Одна говорила: - На свете нужны
В…

Формирование заказа на учебники: методический практикум

Как же это, друзья? Человек смотрит на вишни в цвету А на поясе длинный меч!
Кёрай

Как правильно составить заявку на поставку учебников в ОУ? Какие нормативные документы позволяют отстоять право на выделение средств для  пополнения библиотечного фонда ОУ? Можно ли избежать распространенных ошибок? Эти вопросы часто задают  ответственные лица в ОУ за составление заявки, будь это завуч или персонал библиотеки. Поэтому в своей статье я старалась ответить на эти вопросы и устранить некоторые Причины неэффективности заказа учебников.   В журнале "Школьная библиотека" за 2011 год №8 опубликована моя статья "Комплектование библиотек образовательных учреждений как условие реализации Федеральных государственных образовательных стандартов: методический практикум".  Как и положено, сначала я даю ссылки на нормативы, а потом и сам алгоритм составления заявок на литературу в библиотеку ОУ. Нормативы Вам пригодятся для составления плана комплектования, анализа работы с учебным фондом,…