К основному контенту

Моя профессия - школьный библиотекарь

Профессиональный журнал «Школьная библиотека», в 2003 году, открыл новую рубрику «Моя судьба – профессия библиотекарь». Автор и одновременно герой первой публикации этой рубрики стала Наталья Ивановна Гендина, заслуженный деятель науки РФ, директор НИИ ИТ СС КемГУКИ, доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы, член Постоянного комитета ИФЛА по информационной грамотности, член редколлегии “Школьной библиотеки”, ведущая рубрики “Информационная культура личности”. Затем одноименная страничка появилась на официальном портале школьных библиотек www.rusla.ru

Идея написания эссе пришла во время участия проектной группы школьных библиотекарей города Усолье-Сибирское «Ступеней» во Всероссийском конкурсе «Школьный библиотекарь - 2008», организованным Русской школьной библиотечной ассоциацией. Одним из условий участия в конкурсе необходимо было вместе с работой направить рассказ-эссе по теме «Моя профессия – школьный библиотекарь». На память об этом остались именные дипломы участников и эти удивительные, трогательные истории.
Вдохновившись прочтением этих размышлений, я подумала, о том, что было бы хорошо каждому библиотекарю описать свою историю становления личности профессионала. Эту идею подхватили школьные библиотекари города и принесли свои раздумья о профессии ставшей судьбой.

Каждая история уникальна и пронизана теплом лампы читального зала, шелестом страниц и манящим запахом типографской краски увлекающим в неведомый, притягательный, по-настоящему biblioтечный мир. Остановитсь мгновение! Позволь запомнить мой biblioмир таким каким он мне открылся! В том мире я выросла как читатель и как профессионал. Помогла своим читателям узнать его и полюбить.
Каждая история пронизана уникальностью и неповторимостью, как узор на камнях-самоцветах, переливающийся в причудливых бусинках.

Авторами эссе стали наши коллеги:

Бархатова Валентина Александровна, заведующая библиотекой МОУ «Гимназия №1», Почетный работник общего образования РФ, член проектной группы «Ступени» муниципального исследовательского проекта «Проектирование как функция развития и совершенствования муниципальной методической службы города»; Авдохина Инна Сергеевна, библиотекарь МОУ «СОШ №12»; Волкова Валентина Юрьевна, заведующая библиотекой МОУ «СОШ №10», Почетный работник общего образования РФ, член проектной группы «Ступени» муниципального исследовательского проекта «Проектирование как функция развития и совершенствования муниципальной методической службы города»; Куприянчук Галина Ивановна, заведующая библиотекой МОУ «СОШ №15», руководитель ГМО библиотечных специалистов города, член проектной группы «Ступени» муниципального исследовательского проекта «Проектирование как функция развития и совершенствования муниципальной методической службы города»; Левичева Ирина Викторовна, заведующая библиотекой МОУ «СОШ №3», Почетный работник общего образования РФ, член проектной группы «Ступени» муниципального исследовательского проекта «Проектирование как функция развития и совершенствования муниципальной методической службы города»; Салий Татьяна Петровна, заведующая библиотекой МОУ «СОШ №17», руководитель школы молодого специалиста библиотечного дела; Скажутина Татьяна Ильинична, заведующая библиотекой МОУ «СОШ №16»; Тихамирова Екатерина Ивановна, заведующая библиотекой МОУ «СОШ №13».

Авторы сборника любезно согласилсь на публикацию отрывков эссе в блоге.
Приглашаем и Вас, поЧитать вместе с нами.

Валентина Александровна Бархатова, заведующая библиотекой МОУ "Гимназия №1", ВКК, стаж работы в ОУ - 21 год.
"...На протяжении всех лет работы я постоянно в поиске новых форм работы с учителями и учениками. Какие замечательные аукционы идей проводили мы на педсоветах, а с детьми аукционы знаний. Наградой для победителей была хорошая книга. Всем известно, что дети любят загадки. Без вопросов ответы бесполезны, для них не подготовлена почва, и они падают, как семена на асфальт. Для привлечения к чтению книг и учебников, развития интеллекта решила взять основным направлением проблемный подход в пропаганде книги, знаний, и надо сказать мне это удалось. Я разработала цикл интеллектуальных игр для учеников с первого по 11-й класс. Для начального звена цикл «В гостях у мудрой совы», в среднем звене «Умники и умницы», старшеклассникам по душе игра «Что? Где? Когда?». В результате мы вышли на исследовательскую работу. Это работа требует много времени, но моих деток это не пугает. Вечерами и в выходные мы работаем индивидуально. И все это приносит замечательные плоды. Мы с детьми победители областных олимпиад, научно-практических конференций, конкурсов. С некоторыми из них вышли на Всероссийский уровень. Неоднократно побывали в Москве, в Новосибирске. Общались с известными учеными. Убеждена в том, что эти встречи останутся в памяти детей навсегда. Многие из выпускников уже студенты, но не забывают они свою первую библиотеку. 10 июня ежегодно мы встречаемся в читальном зале, а в течение года они забегают ко мне взять что-нибудь почитать и поделиться успехами.


На базе библиотеки гимназии работает кружок литературно-исторического краеведения. В том, что в настоящее время краеведческой работой необходимо заниматься убеждать никого не надо. В школьной библиотеке есть все условия, чтоб заниматься этим вопросом. Всем известно о слабом финансировании школьных библиотек, но и в этом случае есть выход. Нужно обращаться за помощью к банкам, к руководителям предприятий, оформить соответствующие документы и идти. Там работают люди, а не машины, и они способны понять и оказать помощь. Этим я и занимаюсь на протяжении15 лет. Мои главные помощники - Сотрудники ЗАО «Гринкомбанк», в 2007 году были признаны победителями акции «Инициатива» и приглашены для награждения на Библиобраз. Наша дружба продолжается.

В настоящее время я смело могу сказать – я помогаю детям стать успешными. Залогом успеха может служить сотрудничество с учителями литературы, информатики, музыки и со всеми классными руководителями. В работе школьного библиотекаря важна индивидуальная работа с детьми. Мы должны быть хорошими психологами, учителями. Главная задача школьного библиотекаря обеспечить образовательный процесс литературой, а если ее недостаточно, можно заключить договор о сотрудничестве с городскими библиотеками и по мере необходимости брать там литературу для своих читателей. Профессия школьного библиотекаря многогранна и очень интересна. К сожалению, наша профессия считается непристижной (низкооплачиваемая, ограничены возможности карьерного роста, отсюда неуверенность в завтрашнем дне). Но мы получаем удовольствие от общения с коллегами, детьми, с книгами. А люди престижных профессий лишены этих удовольствий, для них главное деньги, карьера (об этом говорят социологические исследования). Итак, что такое КУБ - это книга, ученик, учитель и библиотека, и в этом кубе я, вполне счастливая. А еще есть городской проект «Ступени роста», в этом проекте работают единомышленники, библиотекари-энтузиасты. Результатом этого проекта должно стать повышение профессионального мастерства школьных библиотекарей города."       Май, 2008г.

Ирина Викторовна Левичева, заведующая библиотекой МОУ "СОШ №3", IКК, стаж работы вОУ - 27 лет.
"...Я очень люблю такую форму работы, как громкое чтение. А если ещё все это происходит под музыку, да в соответствующем оформлении и окружении, то результат очевиден. Есть у меня разработанный мною цикл громких чтений под названием «Времена года» для шестиклассников. Тема: «Осень», за окном идет дождь, листопад, все как по заказу, выставка картин, звучит музыка, я читаю стихи А.Фета, М.Егоровой, Г. Граубина, М. Цветаевой, маленькие рассказы М. Пришвина. Урок проходит стремительно, на одном дыхании. На втором уроке дети делятся своими впечатлениями об этом времени года. Как? Они пишут свои рассказы, стихи, сказки об осени. Следующие два занятия посвящены чтению их собственных работ, после чего учащимся предлагается проиллюстрировать эти работы. Мы пишем свою книгу. Опыт такой работы у нас есть, есть пример, а это всегда заразительно. В 1998 году в городском конкурсе, посвященном книге,в номинации «Рукописная книга» мы заняли 1 место и получили путевку в детский лагерь «Океан». В этом учебном году планируем с учащимися 6 класса написать свою книгу.


Работа школьной библиотеки всегда тесно связана с работой учителей -предметников, классных руководителей, я являюсь членом МО учителей русского языка и литературы, членом городского МО школьных библиотекарей. Совместные мероприятия во время проведения предметных недель, информационные листы по самым разным темам, книжные выставки - все это неотъемлемая часть всей моей работы.

В этом учебном году мы совместно с коллективом школы приняли участие в большом общероссийском мероприятии «Уроке чтения». Отзыв на него со стороны учителей положительный. Ведь каждый из них сумел рассказать во время своего урока ребятам о книгах, связанных с его предметом, привлечь внимание к тому, что в школьной библиотеке, кроме книг по школьной программе, художественных, есть научно-познавательные книги по самым разным темам, есть много новых справочных изданий. Моя функция была организовать проведение этого дня, предоставить литературу, имеющуюся в школьной библиотеке, оформить выставку в вестибюле школы, в библиотеке. Коллектив ответственно отнесся к мероприятию, а я в свою очередь благодарна учителям за сотрудничество.

За 26 лет, что я работаю, в школьной библиотеке многое изменилось, появился читальный зал, новые металлические разборные стеллажи, компьютер, принтер, телевизор. Последние два года из субвенции на библиотеку для приобретения художественной литературы и периодических изданий выделяются деньги - это замечательно. И опять все это происходит потому, что руководитель школы Зарукина Светлана Дмитриевна и её команда, люди не равнодушные и прекрасно понимают, что без достойной базы, без должного технического оснащения современная библиотека будет лишь пыльным хранилищем."            Май, 2008

Комментарии

  1. Анонимный13 июля 2010 г., 22:50

    За 26 лет, что я работаю, в школьной библиотеке многое изменилось, появился читальный зал, новые металлические разборные стеллажи, компьютер, принтер, телевизор. Последние два года из субвенции на библиотеку для приобретения художественной литературы и периодических изданий выделяются деньги

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Отвечу на Ваши комментарии, вопросы и прислушаюсь к советам.
Оставляю без внимания комментарии анонимного характера.
Оставить комментарий очень просто:
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL.
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить и комментируйте!
Спасибо!

Популярные сообщения из этого блога

С праздником, милые женщины!

С весной, нас,  милые женщины! 
Такой хороший повод вспомнить о нас если бы не был в своё время придуман, то его обязательно следовало бы признать.  Весна подходящее время для этого - пробуждение природы, жизни на Земле, яркие солнечные личики - всё это от женского начала.  Пишутся красивые стихи, посвящаются песни, создаются шедевры художественного искусства воспевающие женскую красоту, мудрость и гармонию. 

Методист, учитель, школьный библиотекарь это профессии, преимущественно женские.  
Кто Она - Женщина?  Кто создал её такую? Мне ближе строки Эдуарда Асадова, которые полюбила с того момента, когда впервые их услышала от преподавателя по сценической речи ...

Любовь, Измена и Колдун

В горах, на скале, о беспутстве мечтая,
Сидела Измена худая и злая.
А рядом под вишней сидела Любовь,
Рассветное золото в косы вплетая.

С утра, собирая плоды и коренья,
Они отдыхали у горных озер
И вечно вели нескончаемый спор -
С улыбкой одна, а другая с презреньем.

Одна говорила: - На свете нужны
В…

Ответы на вопросы о должности "педагог-библиотекарь"

На сайте РШБА доступен  Информационный бюллетень № 19 "Новая должность педагогического работника "педагог-библиотекарь": статус и вопросы введения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях": нормативные правовые акты, информационно-методические материалы, комментарии. - М.: Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, 2011г. В сборнике помимо всей нормативной базы вопроса, приводятся ответы на распространенные вопросы о введении новой должности, а также поясняется почему наименование должности как "библиотекарь-педагог" не считается целесообразным и корректным. Содержание бюллетеня необходимо довести до всех работников библиотек образовательных учреждений и руководителей образовательных учреждений.

Формирование заказа на учебники: методический практикум

Как же это, друзья? Человек смотрит на вишни в цвету А на поясе длинный меч!
Кёрай

Как правильно составить заявку на поставку учебников в ОУ? Какие нормативные документы позволяют отстоять право на выделение средств для  пополнения библиотечного фонда ОУ? Можно ли избежать распространенных ошибок? Эти вопросы часто задают  ответственные лица в ОУ за составление заявки, будь это завуч или персонал библиотеки. Поэтому в своей статье я старалась ответить на эти вопросы и устранить некоторые Причины неэффективности заказа учебников.   В журнале "Школьная библиотека" за 2011 год №8 опубликована моя статья "Комплектование библиотек образовательных учреждений как условие реализации Федеральных государственных образовательных стандартов: методический практикум".  Как и положено, сначала я даю ссылки на нормативы, а потом и сам алгоритм составления заявок на литературу в библиотеку ОУ. Нормативы Вам пригодятся для составления плана комплектования, анализа работы с учебным фондом,…