К основному контенту

Библиотечный фонд ОУ: все что Вы хотели знать, но не знали где спросить...


Выполняю давнее обещание опубликовать материал по библиотечному фонду школьной библиотек, а именно рассказать о том что входит в это понятие.
А началось все с комментария: Уважаемая Елена Леонидовна! Столкнулись с трудностями при оформлении заказа по субвенциям. Разрешают в управлении образованием только учебники. Сослались на Вашу статью в ж. ШБ №8, показали все документы, но не услышаны.Было бы проще, если бы "библиотечные фонды" в скобках имели расшифровку для непонятливых. Можете ли что либо посоветовать? Может есть консультанты в РШБА , чтобы авторитетно расшифровали чиновникам что такое "библиотечный фонд"?

С уважением ......, г. Воронеж


Библиотечные фонды: Учебник для библ. фак. ин-тов культуры, пед. ин-тов и ун-тов / Ю.Н. Столяров и др. М.: Книга, 1979. 
Извлечение:
Слово «фонд» произошло от немецкого «der Fond» — фон, общая основа чего-нибудь. В немецкий язык это слово пришло из французского, а во французский из латыни, где «fundus» означало: дно, земля, основание. Фонд — основа библиотеки, без него библиотеки нет и не может быть.
§ 1. Библиотечный фонд:  Библиотечный фонд состоит не только из книг, хотя в большинстве библиотек именно книги составляют основную его часть. Кроме книг в библиотечный фонд входят журналы, газеты, ноты, карты, изографика и другие произведения печати, а также аудиовизуальные материалы (диафильмы, микрофильмы, магнитные ленты, пластинки и т. п.) и неопубликованные материалы. Вместе с тем не все имеющиеся в библиотеке произведения печати могут быть причислены к библиотечному фонду. Фонд — это непременно множество произведений печати, но не всякое, а лишь такое, которое подобрано с учетом задач библиотеки, контингента ее читателей. Но и этого еще недостаточно. Множество произведений печати должно быть соответствующим образом упорядочено, т. е. научно и технически обработано, размещено по определенной системе, тщательно хранимо. Обязательным моментом, позволяющим считать то или иное собрание книг библиотечным фондом, является организованное библиотекой коллективное его использование читателями. Лишь наличие всех перечисленных признаков одновременно отличает библиотечный фонд от ассортимента книжного магазина, коллектора, совокупности документов архива и т. п. Итак, библиотечный фонд — это систематизированное собрание произведений печати, подобранное в соответствии с задачами, типом и профилем библиотеки, предназначенное для использования читателями данной и других библиотек, а также для хранения его в течение всего времени, пока оно представляет реальный или потенциальный интерес для читателей.
Теория дала четкое толкование понятия "библиотечный фонд" принятого в научном библиотековедческом обиходе, признанным библиотековедом Юрием Николаевичем Столяровымдоктором педагогических наук, профессор, Заслуженным работником высшей школы РФ, действительным членом, Президентом отделения «Библиотековедение» Международной Академии информатизации при ООН.
Фонд библиотеки - систематизированное собрание документов, формируемое в соответствии с задачами библиотеки по удовлетворению информационных потребностей ее пользователей с учетом типа библиотеки на основе профиля комплектования.
Библиотечный фонд — упорядоченная совокупность документов, собираемых в библиотеке в соответствии с ее функциями и задачами для хранения и представления их читателям. 
Формирование библиотечных фондов — главная составляющая процесса комплектования библиотеки  после завершения которой, образуется библиотечное ядро (модель) фонда любой библиотеки. И если все этапы регулируются, коррегируются, поддерживаются в нужном направлении, то формирование фондов библиотеки ОУ приобретает черты развития.

Глоссарий современного образования под редакцией профессора В.И. Астаховой, созданный для истолкования новых малоизвестных терминов, а также привычных терминов, смысл которых в новых условиях требует новой трактовки, дает следую щее определение: «Библиотечный фонд образовательного учреждения — это совокупность имеющихся в библиотеке документов различных видов на традиционных и нетрадиционных носителях, которые [документы] предоставляются читателям на тех или иных условиях во временное пользование». Источник
Качественный состав библиотечного фонда образовательного учреждения (далее - ОУ) является гарантом успеха в реализации положений Федеральных государственных образовательных стандартов Российской Федерации (далее - ФГОС). 
Далее по моей статье в журнале:
 образовательное учреждение должно быть обеспечено:

  • учебниками и (илиучебниками с электронными приложениями
  • учебно-методической литературой
  • материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы начального общего образования

Таким образом библиотечный фонд ОУ - это систематизированное собрание документов, формируемое для реализации основных положений и требований к оснащению учебного процесса Федеральными государственными образовательными стандартами РФ.
Для корректировки нормативных документов по библиотечному фонду в библиотеке ОУ необходимо утвердить приказ руководителя ОУ/отдела образования, если на муниципалитет, либо внести в Положение об учебных фондах ОУ соответствующие поправки.
В моем случае все было закреплено приказом отдела образования города по итогам инвентаризации библиотечных фондов библиотек ОУ. 
Надеюсь ответила на Ваш вопрос?

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ответы на вопросы о должности "педагог-библиотекарь"

На сайте РШБА доступен  Информационный бюллетень № 19 "Новая должность педагогического работника "педагог-библиотекарь": статус и вопросы введения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях": нормативные правовые акты, информационно-методические материалы, комментарии. - М.: Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, 2011г. В сборнике помимо всей нормативной базы вопроса, приводятся ответы на распространенные вопросы о введении новой должности, а также поясняется почему наименование должности как "библиотекарь-педагог" не считается целесообразным и корректным. Содержание бюллетеня необходимо довести до всех работников библиотек образовательных учреждений и руководителей образовательных учреждений.

С праздником, милые женщины!

С весной, нас,  милые женщины! 
Такой хороший повод вспомнить о нас если бы не был в своё время придуман, то его обязательно следовало бы признать.  Весна подходящее время для этого - пробуждение природы, жизни на Земле, яркие солнечные личики - всё это от женского начала.  Пишутся красивые стихи, посвящаются песни, создаются шедевры художественного искусства воспевающие женскую красоту, мудрость и гармонию. 

Методист, учитель, школьный библиотекарь это профессии, преимущественно женские.  
Кто Она - Женщина?  Кто создал её такую? Мне ближе строки Эдуарда Асадова, которые полюбила с того момента, когда впервые их услышала от преподавателя по сценической речи ...

Любовь, Измена и Колдун

В горах, на скале, о беспутстве мечтая,
Сидела Измена худая и злая.
А рядом под вишней сидела Любовь,
Рассветное золото в косы вплетая.

С утра, собирая плоды и коренья,
Они отдыхали у горных озер
И вечно вели нескончаемый спор -
С улыбкой одна, а другая с презреньем.

Одна говорила: - На свете нужны
В…

Формирование заказа на учебники: методический практикум

Как же это, друзья? Человек смотрит на вишни в цвету А на поясе длинный меч!
Кёрай

Как правильно составить заявку на поставку учебников в ОУ? Какие нормативные документы позволяют отстоять право на выделение средств для  пополнения библиотечного фонда ОУ? Можно ли избежать распространенных ошибок? Эти вопросы часто задают  ответственные лица в ОУ за составление заявки, будь это завуч или персонал библиотеки. Поэтому в своей статье я старалась ответить на эти вопросы и устранить некоторые Причины неэффективности заказа учебников.   В журнале "Школьная библиотека" за 2011 год №8 опубликована моя статья "Комплектование библиотек образовательных учреждений как условие реализации Федеральных государственных образовательных стандартов: методический практикум".  Как и положено, сначала я даю ссылки на нормативы, а потом и сам алгоритм составления заявок на литературу в библиотеку ОУ. Нормативы Вам пригодятся для составления плана комплектования, анализа работы с учебным фондом,…