К основному контенту

Итоги мастер-класса по созданию виртуальной справки в блоге

       Человек, раз севший за руль автомобиля, уже не может с прежним «наслаждением» пользоваться услугами общественного транспорта. Таким же образом и библиограф, вкусивший все возможности работы с ресурсами Интернет, уже не в состоянии возвращаться в прежнюю среду обитания, состоящую из карточных каталогов и картотек, печатных библиографических указателей и локальных баз данных.
Степанов В.К.

Завершена работа сетевого мастер-класса проекта WikiSibiriaDa "Путешествие в блогосферу", подведены итоги и выданы Сертификаты участникам.  Я уже рассказывала об этом на страницах блога. Чему научились? Предлагаю почитать извлечение из итоговой статьи по мастер-классу:

Ориентироваться в пространстве Интернет, особенно не подготовленному пользователю довольно сложно. Часто выполняя поиск нужной информации человек уходит ни с чем из сети и обращается за помощью к профессионалам. Здесь самое время заявить о себе библиотекарям, как специалистам по Виртуальному справочному обслуживанию - библиотекарей обучают поиску информации на профессиональном уровне. Поэтому, в Мастерской мы учились азам работы с ВСС - изучению теории по созданию справки в блоге, оформлению правил ВВС, освоению сервисов для работы службы.
На первом этапе Разминка Сравниваем блоги, веб-сайты и вики-вики мы приняли участие в анкетировании по выявлению различий и возможностей между социальными сервисами и инструментами. Опрос на выявление понимания разницы среди участников между блогом, веб-сайтом и вики-вики показал, что опрашиваемые лучше понимают организацию работы в вики среде, чем на сайте или в блоге. Итоги опроса. Это объясняется тем, что у большинства участников мастер-класса имеется опыт работы в вики-среде. Сложнее было новичкам, но они смогли пройти с нами путь к виртуальной справке в блоге.
Шаг 1 Создаем библиотечный блог - те, у кого не было блога потрудились над его созданием. Галина Воднева библиотекарь старшего абонемента Убинской детской библиотеки представила свой блог БиблиоЗнайка. Вот что пишет о себе в блоге Галина Николаевна: "Мои пользователи - подростки среднего и старшего возраста. Являюсь участником Вики-проекта "Дети пишут историю".В своём блоге буду рассказывать о работе с подростками в сервисах Веб 2.0, об участии в Вики-проектах и конкурсах, а также рассказывать обо всём интересном в нашей библиотеке".
С целью поддержки начинающих блогеров-викитесс на странице мастер-класса помещена Таблица блогов участников ВикиСибириаДы
Как вставить в свой блог интересный сервис? Как и с помощью чего можно создать "виртуальную" справочную службу? Какие инструменты использовать для этого? - эти вопросы рассматривались в Шаге 2 Осваиваем сервисы Веб 2.0 для блога и "виртуальной" справки в нем Самым популярным сервисом для справки в блоге, по количеству использования участниками мастер-класса, признан сервис - main-ip.ru На самом сервисе есть подробное описание как создать форму, изменить размер шрифта, цветовую гамму и дополнительные поля ввода. Форма обратной связи работает на любом хостинге т.к. сообщение отправляет PHP скрипт находящийся у нас на сервере. Что бы скрипт знал, куда отправлять сообщения, сайт должен быть внесен в базу, для чего нужно будет зарегистрировать сайт, на котором устанавливается форма. Со всем этим участники Мастерской успешно справились. В этом же Шаге доступны Справочные ресурсы для разыскания нужной информации.
Библиотечными специалистами работа ВСС понимается верно - это живое справочное обслуживание, чатовая справка (виртуальная справка), справка в режиме он-лайн, синхронная справка, моментальная справка, автоматическая справка, электронная справка. Для настроя на правильное общение между участниками виртуального справочного обслуживания необходимо разработать правила, располагающие к продуктивному диалогу.
Изучив материалы Шага 3 Пишем Правила "виртуальной" справочной службы библиотеки участники попытались разработать свои Правила "виртуальной" справочной службы именно для своей библиотеки. При этом, оговаривались преимущества работы Виртуальной справки.
Правила ВСС, созданные участниками мастер-класса:
  1. Виртуальная справка КраеВеда  - Елена Астапенко;
  1. Спроси библиотекаря блог "БиблиоГейзер"  - Кубрак Наталья
  1. Виртуальная справка Библиознайки  - Галина Воднева
  1. Виртуальная справка МБУК "ЦБС г.Саянск"  - Мальцева Надежда
  1. Виртуальная справка Библиофила  - Михеева Любовь Михайловна
В завершении участники мастер-класса получили Напутствия и советы начинающему блоггеру от блоггеров.
Новостная лента группы WikiSibiriaDa на Facebook регулярно освещала все пройденные Шаги участниками Мастерской.
Благодарю всех участников Мастерской - тех, кто принял участие в опросах, изучал теорию, создавал справки, комментировал наши новости на Facebook, словом всех кто не остался равнодушным. Работа мастер-класса проходила в насыщенное время для библиотекарей всех ведомств - конкурсы, проекты, акции, Недели чтения, поэтому многие сошли с дистанции, но благодаря возможностям вики-среды все материалы доступны для изучения и внедрения в практику работы библиотеки в любое время.
Несколько слов от себя... 
Когда Елена Николаевна предложила провести этот мастер-класс я была еще начинающим пользователем вики-среды и с трудом понимала язык общения на этом ресурсе, поэтому были сомнения "смогу ли?", но аргумент "именно "бросок". А Вы справитесь, думаю. Потенциал есть" не оставил шанса на отступление. Благодаря организации работы мастер-класса уровень работы в вики-среде заметно. Спасибо, Елена Николаевна, за урок. 
Виртуальная справка как грамотно организованная служба обслуживания удаленных пользователей библиотеки предоставляет огромные возможности и для профессионального развития персонала библиотеки, следует только создать нормативную базу.
В качестве основы можно рассмотреть минимальный пакет документов регламентирующих работу виртуальной службы:
  • Положение о виртуальной службе;
  • Технологическая инструкция по выполнению виртуального запроса;
  • Должностная инструкция оператора виртуальной службы.
С внесением изменений в трудовые соглашения по оплате труда, работников занятых в работе Виртуальной службы библиотеки.
Методическая база правового механизма функционирования виртуальной службы:
  • Правовые нормы, регулирующие библиотечное дело в РБ;
  • Локальные документы, регулирующие справочно-библиографическое обслуживание и технологические процессы, связанные с ним, в библиотеке;
  • Руководящие принципы ИФЛА по цифровым справочно-информационным службам;
  • Руководящие принципы создания и функционирования виртуальных справочных служб (ALA).
Создавайте ВСС и делитесь с нами своими находками и открытиями!

Мне понравилось вести мастер-класс и нравится учиться в других обучающих проектах ВикиСибириаДы.
Присоединяйтесь, развивайтесь и будьте успешными!

Комментарии

  1. Э-э-э-эх! Уже закончили?! А я всё думала:"Вот завершится Неделя (месяц!) детской книги и я попробую к вашему мастер-классу присоединиться... Не успела :)
    И дел никак не убывает!... Только расквиталась с НДК, а тут уже акция "Читаем детям о войне" и другие, посвящённые Победе мероприятия. А после праздников уже и "Розовый жираф" на подходе и приём учебников.
    Хотела присоединиться к вики несколько раз сама, и с детьми (уже начинали облака делать к малахитовому проекту Лены Качевой), но... сорвалось. С наскоку - не получилось, а разбираться совсем некогда.

    Вижу, что новый набор с 10 мая, но нет, опять не разорваться! Конец года - вал работы, причём с 15 мая до 20 июня буду, в основном, в книгохранилище работать: приём учебников, списание старой учебной литературы, получение новой - не до курсов! А свободного времени вечерами тоже совсем нет: сад (сезон наступил), внучка (пара раз в неделю и в выходные)... Нет, не разорваться, увы... Хотя очень жаль - я люблю всё новое!

    ОтветитьУдалить
  2. Да, записалась на обучение, но смогу ли пройти покажет время. Тоже сильно занята.
    Спасибо за подробный пост, а то пропадаете Л.М., неизвестно куда.

    ОтветитьУдалить
  3. Пропадаю, Лена, совсем ПРОПАДАЮ!!! :) Сегодня вот до 4-х утра посты об акции писала. Другого времени нет. И брать уже неоткуда :) Если ещё и в вики ввяжусь, тогда мне капут полный придёт - вполсилы что-то делать не умею, а в полную - не осилю, умру на посту :)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тоже, совсем нет времени, боюсь не смогу полноценно принять участие везде, а на половинку не люблю делать...
      Похожи мы очень!

      Удалить

Отправить комментарий

Отвечу на Ваши комментарии, вопросы и прислушаюсь к советам.
Оставляю без внимания комментарии анонимного характера.
Оставить комментарий очень просто:
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL.
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить и комментируйте!
Спасибо!

Популярные сообщения из этого блога

С праздником, милые женщины!

С весной, нас,  милые женщины! 
Такой хороший повод вспомнить о нас если бы не был в своё время придуман, то его обязательно следовало бы признать.  Весна подходящее время для этого - пробуждение природы, жизни на Земле, яркие солнечные личики - всё это от женского начала.  Пишутся красивые стихи, посвящаются песни, создаются шедевры художественного искусства воспевающие женскую красоту, мудрость и гармонию. 

Методист, учитель, школьный библиотекарь это профессии, преимущественно женские.  
Кто Она - Женщина?  Кто создал её такую? Мне ближе строки Эдуарда Асадова, которые полюбила с того момента, когда впервые их услышала от преподавателя по сценической речи ...

Любовь, Измена и Колдун

В горах, на скале, о беспутстве мечтая,
Сидела Измена худая и злая.
А рядом под вишней сидела Любовь,
Рассветное золото в косы вплетая.

С утра, собирая плоды и коренья,
Они отдыхали у горных озер
И вечно вели нескончаемый спор -
С улыбкой одна, а другая с презреньем.

Одна говорила: - На свете нужны
В…

Ответы на вопросы о должности "педагог-библиотекарь"

На сайте РШБА доступен  Информационный бюллетень № 19 "Новая должность педагогического работника "педагог-библиотекарь": статус и вопросы введения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях": нормативные правовые акты, информационно-методические материалы, комментарии. - М.: Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, 2011г. В сборнике помимо всей нормативной базы вопроса, приводятся ответы на распространенные вопросы о введении новой должности, а также поясняется почему наименование должности как "библиотекарь-педагог" не считается целесообразным и корректным. Содержание бюллетеня необходимо довести до всех работников библиотек образовательных учреждений и руководителей образовательных учреждений.

Формирование заказа на учебники: методический практикум

Как же это, друзья? Человек смотрит на вишни в цвету А на поясе длинный меч!
Кёрай

Как правильно составить заявку на поставку учебников в ОУ? Какие нормативные документы позволяют отстоять право на выделение средств для  пополнения библиотечного фонда ОУ? Можно ли избежать распространенных ошибок? Эти вопросы часто задают  ответственные лица в ОУ за составление заявки, будь это завуч или персонал библиотеки. Поэтому в своей статье я старалась ответить на эти вопросы и устранить некоторые Причины неэффективности заказа учебников.   В журнале "Школьная библиотека" за 2011 год №8 опубликована моя статья "Комплектование библиотек образовательных учреждений как условие реализации Федеральных государственных образовательных стандартов: методический практикум".  Как и положено, сначала я даю ссылки на нормативы, а потом и сам алгоритм составления заявок на литературу в библиотеку ОУ. Нормативы Вам пригодятся для составления плана комплектования, анализа работы с учебным фондом,…