Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и навыки по учебным предметам и дисциплинам, подлежащие усвоению учащимися. Программа включает в себя перечень тем и их реферативное описание (изложение основных вопросов в заданной последовательности), рекомендации по количеству часов на каждую тему, распределение их по годам обучения.
Журнал "Справочник заместителя директора школы" №6, 2011г. публикует подробный инструментарий по созданию учебной программы ОУ, автор Н.Л. Солянкина, канд. пед. наук, ст. науч. сотр. Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Журнал "Справочник заместителя директора школы" №6, 2011г. публикует подробный инструментарий по созданию учебной программы ОУ, автор Н.Л. Солянкина, канд. пед. наук, ст. науч. сотр. Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Данная структура рабочей программы носит рекомендательный характер. Законом РФ "Об образовании" не определены требования к рабочей программе. Она может быть составлена в соответствии с требованиями к примерной (типовой) учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего ОУ и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определить новый порядок изучения материала, изменить количество часов, внести изменения в содержание изучаемой темы, дополнить требования к уровню подготовки учащихся.
Виды учебных программ
К учебным программам относятся:
- примерная (типовая) учебная программа – документ, рекомендуемый Минобрнауки России, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и требования к качеству усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана;
- авторская учебная программа – документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и примерной (типовой) учебнойпрограммы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним автором или группой. Для авторской программы характерны оригинальные концепция и построение содержания. Внедрению авторской программы в практику работы ОУ предшествует ее экспертиза и апробация; Об искусстве создания авторской программы.
- рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) (далее – рабочая программа) – учебная программа, разработанная педагогом на основе примерной (типовой) и (или) авторской учебнойпрограммы для конкретного ОУ и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т. п. Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт, а также описывает национально-региональный уровень; учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном ОУ.
Структура рабочей программы
Являясь составной частью образовательной программы ОУ, рабочая программа призвана обеспечить гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным образовательным стандартом и спецификой местных условий. В рабочей программе должны быть отражены:
- требования федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;
- обязательный минимум содержания учебных программ;
- максимальный объем учебного материала для учащихся;
- требования к уровню подготовки выпускников;
- объем часов учебной нагрузки, определенный учебным планом ОУ для реализации учебных предметов, модулей, спецкурсов, практикумов, исследовательской и проектной деятельности в каждом классе;
- познавательные интересы учащихся;
- цели и задачи образовательной программы школы;
- необходимый комплект учебно-методического обеспечения.
В соответствии с этими компонентами разрабатывается структура рабочей программы, которая, как правило, включает в себя: титульный лист; пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; учебно-тематический план; содержание программы учебного курса; средства контроля; учебно-методические средства обучения.Рассмотрим структурные элементы подробнее.
Титульный лист
Титульный лист рабочей программы содержит:
- наименование ОУ;
- гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя ОУ);
- название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);
- Ф. И. О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
- класс (параллель), учащиеся которого изучают учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
- год составления программы.
Пояснительная записка
В тексте пояснительной записки указываются:
- название, автор и год издания примерной (типовой), авторской учебной программы, на основе которой(ых) разработана рабочая программа;
- цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии с государственным образовательным стандартом – и с учетом специфики данного ОУ);
- изменения, внесенные в примерную (типовую) или авторскую учебную программу, их обоснование;
- учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки России), используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой ОУ (указываются: Ф. И. О. автора пособия, название, класс, издательство, год издания);
- количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т. ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований;
- особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся, промежуточной аттестации учащихся в ОУ).
Пояснительная записка должна быть лаконичной. ПРИМЕР
Требования к уровню подготовки учащихся
Элемент структуры рабочей программы "Требования к уровню подготовки учащихся"представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных). Данный перечень целей-результатов обучения включает в себя специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная (типовая) и (или) авторская), на базе которой(ых) разрабатывается рабочая программа. Поэтому требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу.
При разработке требований к уровню подготовки учащихся необходимо учитывать особенности их формулирования. А именно, требования должны:
- быть описаны через действия учащихся;
- обозначать определенный уровень достижений;
- быть достижимыми и подлежащими оценке;
- быть понятными для учащихся.
Сформулировать требования к уровню подготовки учащихся через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения можно при помощитаксономии целей обучения, разработанной Б.С. Блумом.
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы.
№ раздела / темы | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
Всего | Теоретические занятия | Лабораторные, практические занятия, экскурсии и др. | Контрольные занятия | ||
1. | |||||
1.1… | |||||
Итого |
Содержание программы учебного курса
Содержание программы учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) включает в себя реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания. ПРИМЕР
Средства контроля
Структурный элемент рабочей программы "Средства контроля" включает в себя систему контролирующих материалов (тестов, контрольных работ, вопросов для зачета и др.) для оценки освоения школьниками планируемого содержания, представленного в виде перечня действий учащихся как целей-результатов обучения.
Количество контролирующих материалов определяется учебно-тематическим планом. Так, если план предусматривает проведение 5 контрольных работ, то и к рабочей программе прилагается 5 пакетов контрольных работ.
Учебно-методические средства обучения
Учебно-методические средства обучения включают в себя: основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии); справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); программы информационно-компьютерной поддержки учебного процесса (мультимедийные учебные пособия, электронные издания энциклопедий; учебно-развивающие программные среды); оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы. Используемые учебно-методические средства обучения можно распределить по четырем группам:
- "Литература (основная и дополнительная)";
- "Дидактические материалы";
- "Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса";
- "Оборудование и приборы".
Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.
Создание рабочей программы – достаточно сложный процесс. Основные затруднения связаны:
- с описанием требований к уровню подготовки учащихся через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения;
- необходимостью пересмотра самого содержания;
- разработкой контролирующих материалов, призванных получить объективную информацию о сформированности специальных предметных и общих учебных умений обучающихся.
Разрабатывать рабочую программу необходимо поэтапно.
Алгоритм создания программы
Шаг 1.
Выбрать программупо учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю) (далее – учебному курсу) и соответствующий ей учебникиз перечня, рекомендованного Минобрнауки России.
Шаг 2.
Сравнить цели изучения учебного курса в выбранной авторской учебной программе с целями, сформулированными в примерной (типовой) программе по учебному курсу базисного учебного плана, а также с целями и задачами образовательной программы школы. Убедиться, что выбранная авторская программа способствует реализации целей и задач образовательной программы и учебного плана ОУ.
Шаг 3.
Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе с такими же требованиями, прописанными в примерной (типовой) программе. Определить знания, умения, навыки, способы деятельности выпускников,не включенные в авторскую программу. Выделить знания, умения и навыки,превышающие требования к уровню подготовки выпускников, обозначенные в образовательной программе ОУ.
Шаг 4.
Оформить требования к уровню подготовки выпускников через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения.
Шаг 5.
Выделить и конкретизировать требования к уровню подготовки учащихся из перечня умений, прописанных в требованиях к уровню подготовкивыпускников, согласно содержанию авторской программы.
Шаг 6.
Сопоставить содержаниевыбранной авторской программы с содержанием примерной (типовой) программы. Выделить перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в примерной (типовой) программе по учебному курсу базисного учебного плана, но не включенных в авторскую программу. Определить разделы, темы, вопросы авторской программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации образовательной программы и учебного плана ОУ.
Шаг 7.
Включить (или исключить) в(из) содержание(я) рабочей программы разделы, темы, вопросы, которые были выделены в ходе анализа избыточного и недостающего информационного материала двух программ (шаг 6).
Шаг 8.
Структурировать содержание учебного материала курса, определив последовательность тем и количество часов на изучение каждой из них.
Шаг 9.
Определить дополнительную справочную и учебную литературу, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы, программы информационно-компьютерной поддержки учебного процесса.
Шаг 10.
Создать контролирующие материалы: выделить перечень проверяемых умений (кодификатор) согласно этапу обучения и цели контроля; подобрать контролирующие задания, направленные на проверку планируемых умений; составить схему анализа работы в контексте поставленной цели контроля, которая позволит получить объективную информацию для коррекции учебного процесса.
Шаг 11.
Составить рабочую программу: оформить материалы согласно структуре.
Рассмотрение и утверждение рабочей программы
Сроки и порядок рассмотрения рабочих программ устанавливаются локальным актом ОУ. Порядок может быть, например, таковым: вначале программа рассматривается на заседании методического объединения учителей (результаты заносятся в протокол), затем, при условии ее соответствия установленным требованиям, согласуется с заместителем директора по УВР и утверждается руководителем ОУ, после чего программа становится нормативным документом данного ОУ.
Сайт ваш мне очень понравился.Материалов необходимх в работе очень много. Загружается быстро. Нашла для себя нужные материалы быстро. Спасибо, вам!
ОтветитьУдалитьСпасибо! Именно для этих целей я и создавала свой блог.
УдалитьСпасибо за полезный материал. Мои программы по структуре такие же. Только немного нужно добавить в средства контроля материала,т.к.,я просто перечислила эти средства,а надо еще и все вложить(тесты,кроссворды и т.д.)вот только у меня перед титульным листом есть еще обложка,вот сижу теперь думаю,оставить или убрать.
ОтветитьУдалитьСредства контроля важны, как и диагностическая программа за несколько лет.Насчет обложки - это на ваше усмотрение, обычно на рассмотрение/утверждение требуют соблюдать требования, а после регистрации программы ее можно дополнить обложкой.
Удалить