«…надо иметь мужество трезво оценивать вещи,
но не менее важно иметь мужество бороться с этой оценкой»
Юкио Мисима «Золотой храм»
В начале было слово, точнее слова - понятийный аппарат...
Который был упущен в ходе открытых дебатов, вызванных некорректно составленной анкетой, относительно целесообразности введения должности библиотекарь-педагог.
И хотя эта анкета изначально предназначалась для получения простого ответа на вопрос, в итоге, привела к коллективному обсуждению этой животрепещущей темы.
Как любое серьезное коллективное дело, своего рода "проект", обсуждение должно было начаться с разъяснения используемого терминологического аппарата.
В мае 2006года, актив школьных библиотекарей – В.А. Бархатова (МОУ Гимназия №1), И.В. Левичева (МОУ СОШ №3), В.Ю.Волкова (МОУ СОШ №10), Г.И. Куприянчук (МОУ СОШ №15), принялись за разработку и воплощение муниципального исследовательского проекта «Ступени роста», с темой "Библиотекарь-педагог: стратегия перехода в новое качество", в жизнь.
Гипотеза проекта: поскольку школьная библиотека является компонентом педагогической системы образовательного учреждения, то работать в ней должен специалист нового уровня – библиотекарь-педагог.
Согласно теории проектной деятельности определились с целями и задачами, а также основательно подошли к разработке понятийного аппарата проекта.
За основу взяли "Профессиональные качества школьного библиотекаря", разработанные ведущим теоретиком библиотековедом Эдуардом Рубеновичем Сукиасяном, главным редактором ББК, Российской Государственной библиотеки:
Гипотеза проекта: поскольку школьная библиотека является компонентом педагогической системы образовательного учреждения, то работать в ней должен специалист нового уровня – библиотекарь-педагог.
Согласно теории проектной деятельности определились с целями и задачами, а также основательно подошли к разработке понятийного аппарата проекта.
За основу взяли "Профессиональные качества школьного библиотекаря", разработанные ведущим теоретиком библиотековедом Эдуардом Рубеновичем Сукиасяном, главным редактором ББК, Российской Государственной библиотеки:
Общие в рамках специальности,
Особенные в границах избранной специализации,
По истории книги, библиотечного дела и библиографии,
Опыт работы (в целом и по специальности),
Обязательная практика в каталогизации и работе с читателями: на абонементе, в читальном зале, справочно-библиографическом обслуживании
Ориентация в зарубежной практике.
2. КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, НАВЫКИ РАБОТЫ:
Win Word, Excel, другие программные средства,
Интернет и электронная почта.
3. ЯЗЫКОВАЯ КУЛЬТУРА И СПОСОБНОСТИ:
Знание английского языка,
Знание других языков,
Свободное ориентирование в языках и графической основе языков.
4. ОБЩАЯ КУЛЬТУРА:
Широта кругозора, начитанности (в том числе в области искусства, музыки, естествознания, техники, философии, истории),
Самооценка и планирование постоянного интеллектуального развития.
5. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НЕОБХОДИМЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ:
Скорость чтения,
Коммуникационные качества (умение войти в контакт, начать или поддержать беседу),
Зрение (острота, глазомер, реакция, скорость переключения, цветовосприятие),
Речь и слух (грамотность, чистота, стиль; ясность и четкость),
Эмоциональная и нервно-психическая готовность к работе с детьми и инвалидами,
Внимание (объем, устойчивость, переключение),
Память (активная, пассивная; зрительная, слуховая, моторная; специальная – на имена, фамилии, внешние данные, номера; на издания, портреты и лица; объем и скорость запоминания),
Выносливость, работоспособность,
Способность преодоления и полного исключения курения и алкоголя,
Отношение к физической культуре и спорту, самооценка состояния здоровья,
Особые знания и навыки (стенография; умение читать по Брайлю; владение жестикулярной речью глухонемых и пр.)
6. МОРАЛЬНЫЕ И ДЕЛОВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ:
Ответственность, дисциплинированность,
Честность, добросовестность,
Инициативность,
Целеустремленность, настойчивость,
Самостоятельность, решительность.
Добавили параметры профессионального сознания:
Миссия библиотеки
Профессиональная этика
Самопознание и самоорганизация
Отношения с властью
Библиотечные идеалы
Библиотечная мифология (легендарные библиотекари и идеальные библиотеки)
Социально-психологический портрет и ценностные ориентации библиотечных работников
Которые выделил и изучил профессор СПбГУКИ Аркадий Васильевич Соколов в своем исследовании на тему «Библиотечная профессия сегодня и завтра».
Профессиональное сознание библиотекаря рассматривается в концепции профессиологии. От нее зависит библиотечное образование. Ученый выстраивает следующую цепочку:
- Функции библиотеки
- Профессиология библиотекаря
- Библиотечное образование
Предполагая, что эта цепочка может работать и в обратном направлении.
Какими качествами должен обладать специалист школьной библиотеки в условиях модернизации образования, в пересмотре требований к системе подготовки кадрового потенциала страны. Кому как не сегодняшним профессионалам знать секреты успешного начала деятельности. Поэтому изучив общие принципы составления профессиограмм, мы подошли к I этапу – проведение экспертных оценок: опрос людей, разбирающихся в этой профессии - о сути профессии, наличии качеств, необходимых для успешного становления специалиста школьной библиотеки.
Для интервью были разработаны и предложены вопросы, моделирующие представление о профессии и полученные формы были распространенны для заполнения среди школьных библиотекарей города Усолье-Сибирское Иркутской области, а также среди участников первого съезда школьных библиотекарей РФ в Пушкинских горах в июле 2007 года. В общей сложности в опросе приняли участие 47 человек.
Результаты опроса можете посмотреть здесь.
Участниками проектной группы «Ступени роста», в итоге, была выделена главная задача - из существующих методик обучения библиотечных специалистов, осваивая теоретико-методологические проблемы понимания сущности библиотечно-педагогической деятельности, попытаться смоделировать оптимальную систему подготовки профессиональных кадров для библиотек образовательных учреждений.
К ее разработке и апробации члены проектной группы перешли на следующем этапе.
К чему я это все написала? К тому, что прежде всего надо разобраться самим и дать точное толкование применяемых в анкетировании понятий и наименований, в том числе и термин "непрерывное образование", которое в Меморандуме непрерывного образования Европейского союза понимается, как: всесторонняя учебная деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков и профессиональной компетенции. Это рабочее определение использовано и в Меморандуме в качестве отправной точки для последующих обсуждений и действий.
Непрерывное профессиональное развитие в контексте международных документов представляют как обучающую деятельность, осуществляемую на постоянной основе с целью повышения уровня знаний, навыков и профессиональной компетенции. Из чего следует, что непрерывное образование библиотечных специалистов это система мероприятий (в том числе и перечисленных в анкете), направленных на профессиональное развитие, а приставка САМОобразования говорит сама за себя, простите за каламбур, и демонстрирует наличие персональной траектории профессионального развития.
"Педагогическая составляющая профессии" -
- Работа с родителями учащихся;
- Поддержка урочной и проектной деятельности, проводимой на уроках учителями, а во внеурочной - с учащимися;
Вот здесь как понять? Проведение родительских собраний, привлечение родительской общественности к устранению проблем комплектования школьной библиотеки - здесь надо раскрыть, практически каждый библиотекарь работает с родителями, только в какими средствами.
Что понимается под "Поддержка урочной и проектной деятельности, проводимой на уроках учителями, а во внеурочной - с учащимися", не составление ли списков литературы/источников и их выдача? Галочку поставят, а вот что на самом деле под этим понимается так и станется вопросом.
Это мое личное мнение, по нескольким вопросам анкеты, поправить которую можно до этой пятницы.
Елена, предлагаю обсудить Ваши предложения.
ОтветитьУдалить1.В вопросе "Какой, по вашему мнению, должна быть система непрерывного самообразования библиотекаря-педагога": если «самообразование» заменить на «образование», будет правильно?
2. Работа с родителями учащихся
Думаю, что «галочка» возле этого пункта не ухудшит картины, кто-то, быть может, проводит родительские собрания по детскому чтению. Наполнение содержанием – следующий шаг, важно заявить позицию.
Поддержка урочной и проектной деятельности, проводимой на уроках учителями, а во внеурочной - с учащимися
У меня та же аргументация в пользу «оставить»
Спасибо за пост, очень интересные разработки. Взял на вооружение! :-)
Поскольку непрерывное образование - это система, то правильнее будет, думается мне, спросить: "Что должно входить в систему непрерывного образования..."
ОтветитьУдалитьЧто касается родительских собраний, то галочка не ухудшит картины, Вы правы, действительно содержание второй вопрос. Я вспомнила что большинство проводимых родительских собраний классными руководителями направленны на перечисление сумм и сроков сдачи родительских средств на бесконечные нужды учреждений, а галочки о проведении собраний считаются...
Пожалуйста, всегда рады рассказать как это было у нас.