среда, 18 мая 2011 г.

Ничего личного, просто анкета или Как мы работали в проекте...

«…надо иметь мужество трезво оценивать вещи,
но не менее важно иметь мужество бороться с этой оценкой»
Юкио Мисима «Золотой храм»
В начале было слово, точнее слова - понятийный аппарат...
Который был упущен в ходе открытых дебатов, вызванных некорректно составленной анкетой, относительно целесообразности введения должности библиотекарь-педагог. 
И хотя эта анкета изначально предназначалась для  получения простого ответа на вопрос, в итоге, привела к коллективному обсуждению этой животрепещущей темы.
Как любое серьезное коллективное дело, своего рода "проект", обсуждение должно было начаться с разъяснения используемого терминологического аппарата. 
Как проектная деятельность, напрямую связанная с обсуждаемой темой, началась у нас?

В мае 2006года, актив школьных библиотекарей – В.А. Бархатова (МОУ Гимназия №1), И.В. Левичева (МОУ СОШ №3), В.Ю.Волкова (МОУ СОШ №10), Г.И. Куприянчук (МОУ СОШ №15), принялись за разработку и воплощение муниципального исследовательского проекта «Ступени роста», с темой "Библиотекарь-педагог: стратегия перехода в новое качество", в жизнь.
Гипотеза проекта
: поскольку школьная библиотека является компонентом педагогической системы образовательного учреждения, то работать в ней должен специалист нового уровня – библиотекарь-педагог.
Согласно теории проектной деятельности определились с целями и задачами, а также основательно подошли к разработке понятийного аппарата проекта.
За основу взяли "Профессиональные качества школьного библиотекаря", разработанные ведущим теоретиком библиотековедом Эдуардом Рубеновичем Сукиасяномглавным редактором ББК, Российской Государственной библиотеки:

 1.      ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ:
Общие в рамках специальности,
Особенные в границах избранной специализации,
По истории книги, библиотечного дела и библиографии,
Опыт работы (в целом и по специальности),
Обязательная практика в каталогизации и работе с читателями: на абонементе, в читальном зале, справочно-библиографическом обслуживании
Ориентация в зарубежной практике.

2.      КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, НАВЫКИ РАБОТЫ:
Win Word, Excel, другие программные средства,
Интернет и электронная почта.

3.      ЯЗЫКОВАЯ КУЛЬТУРА И СПОСОБНОСТИ:
Знание английского языка,
Знание других языков,
Свободное ориентирование в языках и графической основе языков.

4.      ОБЩАЯ КУЛЬТУРА:
Широта кругозора, начитанности (в том числе в области искусства, музыки, естествознания, техники, философии, истории),
Самооценка и планирование постоянного интеллектуального развития.

5.      ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НЕОБХОДИМЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ:
 Скорость чтения,
Коммуникационные качества (умение войти в контакт, начать или поддержать беседу),
Зрение (острота, глазомер, реакция, скорость переключения, цветовосприятие),
Речь и слух (грамотность, чистота, стиль; ясность и четкость),
Эмоциональная и нервно-психическая готовность к работе с детьми и инвалидами,
Внимание (объем, устойчивость, переключение),
Память (активная, пассивная; зрительная, слуховая, моторная; специальная – на имена, фамилии, внешние данные, номера; на издания, портреты и лица; объем  и скорость запоминания),
Выносливость, работоспособность,
Способность преодоления и полного исключения курения и алкоголя,
Отношение к физической культуре и спорту, самооценка состояния здоровья,
Особые знания и навыки (стенография; умение читать по Брайлю; владение жестикулярной речью глухонемых и пр.)

6.      МОРАЛЬНЫЕ И ДЕЛОВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ:
Ответственность, дисциплинированность,
Честность, добросовестность,
Инициативность,
Целеустремленность, настойчивость,
Самостоятельность, решительность.

Добавили  параметры профессионального сознания:
Миссия библиотеки
Профессиональная этика
Самопознание и самоорганизация
Отношения с властью
Библиотечные идеалы
Библиотечная мифология (легендарные библиотекари и идеальные библиотеки)
Социально-психологический портрет и ценностные ориентации библиотечных работников
Которые выделил и изучил профессор СПбГУКИ Аркадий Васильевич Соколов в своем исследовании на тему «Библиотечная профессия сегодня и завтра».
Профессиональное сознание библиотекаря рассматривается в концепции профессиологии. От нее зависит библиотечное образование. Ученый выстраивает следующую цепочку: 
  • Функции библиотеки
  • Профессиология библиотекаря
  • Библиотечное образование
Предполагая, что эта цепочка может работать и в обратном направлении.

Какими качествами должен обладать специалист школьной библиотеки в условиях модернизации образования, в пересмотре требований к системе подготовки кадрового потенциала страны. Кому как не сегодняшним профессионалам знать секреты успешного начала деятельностиПоэтому изучив общие принципы составления профессиограмм, мы подошли к I этапу – проведение экспертных оценок: опрос людей, разбирающихся в этой профессии - о сути профессии, наличии качеств, необходимых для успешного становления специалиста школьной библиотеки.
Для интервью были разработаны и предложены вопросы, моделирующие представление о профессии и полученные формы были распространенны для заполнения среди школьных библиотекарей города Усолье-Сибирское  Иркутской области, а также среди участников первого съезда школьных библиотекарей РФ в Пушкинских горах в июле 2007 года.  В общей сложности в опросе приняли участие 47 человек. 
Результаты опроса можете посмотреть здесь.

Участниками проектной группы «Ступени роста», в итоге, была выделена главная задача - из существующих методик обучения библиотечных специалистов, осваивая теоретико-методологические проблемы понимания сущности библиотечно-педагогической деятельности, попытаться смоделировать оптимальную систему подготовки профессиональных кадров для библиотек образовательных учреждений. 
К ее разработке и апробации члены проектной группы перешли на следующем этапе.

К чему я это все написала? К тому, что прежде всего надо разобраться самим и дать точное толкование применяемых в анкетировании понятий и наименований, в том числе и термин "непрерывное образование", которое в Меморандуме непрерывного образования Европейского союза понимается, как: всесторонняя учебная деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков и профессиональной компетенции. Это рабочее определение использовано и в Меморандуме в качестве отправной точки для последующих обсуждений и действий.

Непрерывное профессиональное развитие в контексте международных документов представляют как обучающую деятельность, осуществляемую на постоянной основе с целью повышения уровня знаний, навыков и профессиональной компетенции. Из чего следует, что непрерывное образование библиотечных специалистов это система мероприятий (в том числе и перечисленных в анкете), направленных на профессиональное развитие, а приставка САМОобразования говорит сама за себя, простите за каламбур, и демонстрирует наличие персональной траектории профессионального развития. 
"Педагогическая составляющая профессии" - 
  • Работа с родителями учащихся;
  • Поддержка урочной и проектной деятельности, проводимой на уроках учителями, а во внеурочной - с учащимися;
Вот здесь как понять?  Проведение родительских собраний, привлечение родительской общественности к устранению проблем комплектования школьной библиотеки - здесь надо раскрыть, практически каждый библиотекарь работает с родителями, только в какими средствами. 
Что понимается под "Поддержка урочной и проектной деятельности, проводимой на уроках учителями, а во внеурочной - с учащимися", не составление ли списков литературы/источников и их выдача? Галочку поставят, а вот что на самом деле под этим понимается так и станется вопросом. 
Это мое личное мнение, по нескольким вопросам анкеты, поправить которую можно до этой пятницы.

2 комментария:

  1. Елена, предлагаю обсудить Ваши предложения.
    1.В вопросе "Какой, по вашему мнению, должна быть система непрерывного самообразования библиотекаря-педагога": если «самообразование» заменить на «образование», будет правильно?
    2. Работа с родителями учащихся
    Думаю, что «галочка» возле этого пункта не ухудшит картины, кто-то, быть может, проводит родительские собрания по детскому чтению. Наполнение содержанием – следующий шаг, важно заявить позицию.
    Поддержка урочной и проектной деятельности, проводимой на уроках учителями, а во внеурочной - с учащимися
    У меня та же аргументация в пользу «оставить»
    Спасибо за пост, очень интересные разработки. Взял на вооружение! :-)

    ОтветитьУдалить
  2. Поскольку непрерывное образование - это система, то правильнее будет, думается мне, спросить: "Что должно входить в систему непрерывного образования..."
    Что касается родительских собраний, то галочка не ухудшит картины, Вы правы, действительно содержание второй вопрос. Я вспомнила что большинство проводимых родительских собраний классными руководителями направленны на перечисление сумм и сроков сдачи родительских средств на бесконечные нужды учреждений, а галочки о проведении собраний считаются...
    Пожалуйста, всегда рады рассказать как это было у нас.

    ОтветитьУдалить

Отвечу на Ваши комментарии, вопросы и прислушаюсь к советам.
Оставляю без внимания комментарии анонимного характера.
Оставить комментарий очень просто:
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL.
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить и комментируйте!
Спасибо!

Архив блога

Просмотров·страницы