К основному контенту

Требования к школьному учебнику

На образовательном портале http://www.ucheba.com  доступен нормативный документ "Учебно-материальная база общеобразовательного учреждения общего среднего образования", в котором есть раздел посвященный требованиям к школьному учебнику. Размещаю материал полностью.

10. Специализированные педагогико-эргономические требования к школьному учебнику
10.1. Состав и сфера применения
10.1.1. Учебник - учебная книга, содержащая систематическое изложение учебного предмета или его части в соответствии с программой, и официально утвержденная в качестве учебника.
10.1.2. Нормативный документ распространяется на учебники, используемые в средних образовательных учреждениях России.
10.1.3. Педагогические требования определяют пригодность учебника формировать определенные образовательные, общеучебные знания, умения, навыки, способствовать развитию личности учащихся.
10.1.4. Эргономические требования должны учитывать комплекс физиологических, психофизиологических и психологических особенностей человека, проявляющиеся в процессе использования учебника.
Учебник - это средство для усвоения основ наук, предназначенное для обучающихся.
Учебник является основной учебной книгой, предназначенной для использования обучающимися под руководством учителя на уроке и при выполнении домашних заданий.
Учебники создают для каждого класса или по учебному курсу, изучаемому в последовательных классах.
10.2. Педагогико-эргономические требования
10.2.1. Информация, передаваемая с помощью учебника должна быть научно достоверной, соответствовать современному состоянию изучаемой науки.
10.2.1.2. Научный материал в учебнике должен развертываться с учетом таких принципов дидактики, как систематичность, последовательность, наглядность, сознательность, связь с практикой.
10.2.1.3. Учебник должен формировать достаточно детализированное и в тоже время условное представление о предмете.
10.2.1.4. В учебнике должно быть использовано проблемное изложение материала, соблюдено оптимальное соотношение между научностью и доступностью.
10.2.1.5. В соответствии с требованиями принципа научности все проводимые в учебнике факты должны быть достоверными, знакомить с методами научного познания окружающего мира.
10.2.1.6. В учебнике должна быть изложена система знаний по учебному курсу, дано критическое осмысление материала, ценностные представления о фундаментальных научных понятиях.
10.2.1.7. В учебнике должен быть сбалансирован теоретический и практический материал, показано, как полученные знания могут быть использованы на практике.
10.2.1.8. Изложение и организация методического материала учебника должно иметь личностно-ориентированный характер.
10.2.2. Содержание, объем и глубина заложенной в учебнике информации должны соответствовать содержанию программы.
10.2.2.1. Учебник должен определять систему и объем знаний, подлежащих обязательному усвоению обучающимися, а также содержать систему заданий и упражнений, обеспечивающих формирование у учащихся необходимые умения и навыки.
10.2.2.2. Знания в учебнике должны быть представлены в определенной логической системе, удовлетворяющей принципам преемственности и последовательности.
10.2.2.3. Для осуществления принципа систематичности обучения необходимо изложение в учебнике научных фактов, гипотез, теорий в определенной логической системе, определения с помощью учебника обоснованной последовательности овладения умениями и навыками.
10.2.3. Учебник должен соответствовать возрастным особенностям и уровню подготовка обучающихся.
10.2.3.1. Учебник должен быть доступен для обучающегося конкретного возраста, соответствовать достигнутому уровню знаний, умений и навыков, сформированных у обучающегося к моменту использования учебника.
10.2.3.2. Для формирования опыта эмоционально-чувственного отношения к явлениям материального мира и событиям в общественной жизни в учебнике должны содержаться материалы, рассчитанные на эмоциональное воздействие с учетом психологических особенностей обучающихся данного возраста.
10.2.4. Учебник должен быть пригоден к применению современных методов и организационных форм обучения.
10.2.4.1. Учебник должен быть направлен на коммуникативность в организации деятельности обучающихся по использованию готового учебного материала и на применение полученных знаний для решения задач и проблем окружающей действительности, на формирование интегрированных знаний, мировоззрения, отражающего естественно-научную картину мира.
10.2.4.2. При создании и компоновки различного материала учебника следует выделить следующие подходы:
- коммуникативность, позволяющую организовать диалог обучающегося с книгой;
- комплиментарность, т. е. возможность дополнительной поддержки учебника средствами обучения;
- моделирование, т.е. построение модели как средства получения необходимого знания об изучаемом объекте или явлении;
- автономность, позволяющую рассматривать учебник как автономную систему.
10.2.5. Структурными компонентами учебника должны быть текст (основной, дополнительный, пояснительный) и внетекстовые компоненты (иллюстративный материал, аппарат организации усвоения, аппарат ориентировки).
10.2.5.1. Текст учебника должен быть написан понятным языком с учетом детской психологии.
10.2.5.2. В предложении должно быть не более 16 слов. Для повышения понятности предложений целесообразно уменьшать в них число придаточных предложений, причастных и деепричастных оборо-
тов, а также определений и наречий. Повышению понятийности предложений способствует предпочтение актива пассиву. Связанные между собой слова следует помещать в предложении ближе друг к другу.
10.2.6. При использовании специализированных тержинов следует дать правильное определение термина, перевод термина иностранного происхождения, составить указатель терминов, разработать систему вопросов и заданий для работы с терминами.
10.2.6.1. Применяемые в учебнике термины, определения понятий, формулировки законов, объяснения явлений должны соответствовать общепринятым в науке и практике.
10.2.6.2. Учебник не должен быть перегружен незнакомой терминологией.
10.2.7. В учебнике кроме основного текста следует использовать аппарат ориентировки, который должен содержать: оглавление, сигналы-символы, справочные материалы, алфавитный, именной и тематический указатели, памятки, пояснения, комментарии, указания, планы, подписи к иллюстрациям.
10.2.8. В учебнике следует использовать аппарат организации усвоения, который должен содержать названия глав, параграфов, выводы, вопросы и задания после параграфа.
10.2.9. В учебнике должны приводиться задания, материалы и инструкции для самостоятельных работ и практических занятий, для наблюдений и опытов, задачи и вопросы для проверки знаний и осуществления обратной связи, упражнения для закрепления знаний и навыков: это
10.2.9.1. Контрольные задания по темам;
10.2.9.2. Проверочные задания для воспроизведения текущего изучаемого материала;
10.2.9.3. Задания творческого характера на применение новых знаний;
10.2.9.4. Задания для наблюдения;
10.2.9.5. Задания для проведения практических и лабораторных работ;
10.2.9.6. Задания разного уровня трудности;
10.2.9.7. Задания и ссылки на ранее изученный материал, а также компоненты, направленные на установление внутри- и межпредметных связей. Межпредметные связи должны проектироваться
внутри содержания тем, разделов, курсов и не обозначаться в отрыве от контекста предмета;
10.2.10. В учебниках должны излагаться некоторые сведения из истории научного познания, В учебниках по естественно-научным предметам должны приводиться описания научных гипотез, наблюдений, экспериментов. В учебниках по истории - сведения об археологических раскопках, отрывки из исторических документов. В учебниках по географии - описания географических экспедиций и т.д. Целесообразно включать портреты деятелей науки и искусства.
10.2.11. Вес учебника должен соответствовать силовым возможностям, обучающихся и быть не более: ЗООг для 1-3(4) классов; 400г для 5-6 классов; 500г для 7-9 классов; бООг для 10-11 классов.
10.2.12. Шрифтовое оформление и качество печати учебника Эолжно соответствовать эргономическим требованиям соответствия возможностям органов зрения человека, соответствия способа коЭи-рования информативных элементов возможностям восприятия и переработки человеком информации, соответствия закрепленным и вновь формируемым навыкам человека.
10.2.12.1. Основной и дополнительный тексты следует выделять различной гарнитурой и кегелями*;
10.2.12.2. Окраска должна быть интенсивной, равномерной, шрифт четкий, читаемый как на белом, так и на цветном, сером фоне, участках многокрасочных иллюстраций*;
10.2.12.3. Бумага должна иметь определенные белизну, качество поверхности, просвечиваемость, массу*;
10.2.12.4. При наборе следует использовать определенную длину строки, расстояние между строками, плотность, размеры полей*;
10.2.12.5. Формат учебника должен соответствовать требованиям удобства пользования на занятиях и при переноске в портфеле (ранце)*;
* см. Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.4.7.702.98. Министерство здравоохранения РФ.
10.2.12.6. Переплет учебника должен отвечать требованиям прочности и сохранения внешнего вида (с точки зрения загрязнения и повреждения поверхности*;
10.2.13. В учебнике следует использовать разнообразные иллюстрации:
10.2.13.1. При подборе иллюстративного материала учебника следует выделить следующие подходы:
- информационно-содержательный;
- структурно-компонентный;
- преемственность, предусматривающую подбор иллюстраций, их форму и качество в зависимости от уровня подготовки и возрастных особенностей учащихся;
- композиционный, определяющий наиболее совершенные формы предъявления информации.
10.2.13.2. Иллюстрации следует использовать также для облегчения правильного понимания неизвестных слов, обозначающих данные предметы или явления.
10.2.13.3. Иллюстрации должны раскрывать содержание, заменяющее основной текст, т.е. являться самостоятельным источником информации.
10.2.13.4. Иллюстрация должна быть равнозначна тексту, должна помочь выразить мысль, изложенную в тексте, компенсировать то, что трудно выразить словами.
10.2.13.5. Иллюстрациями могут служить сюжетные, предметные и научно-прикладные рисунки, чертежи, карты, схемы, диаграммы, фотоиллюстрации.
10.2.13.6. Работа с иллюстрациями должна быть организована на основе заданий репродуктивного, проблемного и творческого характера.
10.2.14. При необходимости в учебнике используют приложения. К ним предъявляются требования, аналогичные требованиям к самому учебнику.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ответы на вопросы о должности "педагог-библиотекарь"

На сайте РШБА доступен  Информационный бюллетень № 19 "Новая должность педагогического работника "педагог-библиотекарь": статус и вопросы введения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях": нормативные правовые акты, информационно-методические материалы, комментарии. - М.: Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, 2011г. В сборнике помимо всей нормативной базы вопроса, приводятся ответы на распространенные вопросы о введении новой должности, а также поясняется почему наименование должности как "библиотекарь-педагог" не считается целесообразным и корректным. Содержание бюллетеня необходимо довести до всех работников библиотек образовательных учреждений и руководителей образовательных учреждений.

С праздником, милые женщины!

С весной, нас,  милые женщины! 
Такой хороший повод вспомнить о нас если бы не был в своё время придуман, то его обязательно следовало бы признать.  Весна подходящее время для этого - пробуждение природы, жизни на Земле, яркие солнечные личики - всё это от женского начала.  Пишутся красивые стихи, посвящаются песни, создаются шедевры художественного искусства воспевающие женскую красоту, мудрость и гармонию. 

Методист, учитель, школьный библиотекарь это профессии, преимущественно женские.  
Кто Она - Женщина?  Кто создал её такую? Мне ближе строки Эдуарда Асадова, которые полюбила с того момента, когда впервые их услышала от преподавателя по сценической речи ...

Любовь, Измена и Колдун

В горах, на скале, о беспутстве мечтая,
Сидела Измена худая и злая.
А рядом под вишней сидела Любовь,
Рассветное золото в косы вплетая.

С утра, собирая плоды и коренья,
Они отдыхали у горных озер
И вечно вели нескончаемый спор -
С улыбкой одна, а другая с презреньем.

Одна говорила: - На свете нужны
В…

Формирование заказа на учебники: методический практикум

Как же это, друзья? Человек смотрит на вишни в цвету А на поясе длинный меч!
Кёрай

Как правильно составить заявку на поставку учебников в ОУ? Какие нормативные документы позволяют отстоять право на выделение средств для  пополнения библиотечного фонда ОУ? Можно ли избежать распространенных ошибок? Эти вопросы часто задают  ответственные лица в ОУ за составление заявки, будь это завуч или персонал библиотеки. Поэтому в своей статье я старалась ответить на эти вопросы и устранить некоторые Причины неэффективности заказа учебников.   В журнале "Школьная библиотека" за 2011 год №8 опубликована моя статья "Комплектование библиотек образовательных учреждений как условие реализации Федеральных государственных образовательных стандартов: методический практикум".  Как и положено, сначала я даю ссылки на нормативы, а потом и сам алгоритм составления заявок на литературу в библиотеку ОУ. Нормативы Вам пригодятся для составления плана комплектования, анализа работы с учебным фондом,…