Информационный бюллетень РБА №64 опубликовал материалы выступлений и заседаний секций Всероссийского библиотечного конгресса, проходившего в Перми, 13-18 мая 2012года.
Привожу то, что меня заинтересовало, заставило задуматься или просто не согласиться с чем-то...
А воз и ныне там, по-моему убеждению.ЗАСЕДАНИЯ СЕКЦИЙ И КРУГЛЫХ СТОЛОВ РБА
Совместное заседание: Секция детских библиотек, Секция школьных библиотек, Секция по чтению:Л. В. Дудова, профессор Московского института открытого образования подняла острые вопросы положения школьных библиотек и школьных библиотекарей, профессиональных умений специалистов.Термины «библиотека» и «библиотекарь» исчезают из московских школ.Выпускаемые сейчас бакалавры не имеют достаточной подготовки для формирования универсальных учебных действий у школьников, также как и выпускаемые библиотекари – они не вполне готовы к обучению детей чтению как метапредметной компетенции.
На сегодняшний день путь решения этой проблемы лежит в русле дополнительного образования. Московский институт дополнительного образования разрабатывает и предлагает различные программы переподготовки специалистов, которые включают в себя обучение технологиям чтения педагогов и библиотекарей.В ходе обсуждения этого доклада было высказано предложение об организации дистанционного обучения специалистов, желающих обучать детей чтению. Был поставлен вопрос о роли общественных организаций в решении этого вопроса.
В ходе совместного заседания была принята резолюция:1. Рекомендовать региональным детским и юношеским библиотекам выступить с инициативой создания территориальных межведомственных библиотечно-педагогических советов.2. Поручить Российской государственной детской библиотеке доработать Обращение в Министерство культуры РФ о необходимости подготовки и проведения консультации и совместного совещания с Министерством образования РФ, посвященного созданию системных
механизмов взаимодействия детских и школьных библиотек.3. Создать рабочую группу для завершения работы над Концепцией библиотечного обслуживания детей в России.4. Совместно с Секцией библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования провести мониторинг действующих учебных планов по направлению «Библиотечно-инфор
мационная деятельность» на предмет включения дисциплин, читателеведческой направленности.
Секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования:По результатам совместного заседания были приняты следующие решения:4. В целях повышения социального престижа профессии библиотекаря рекомендовать совету РБА рассмотреть вопрос об учреждении Всероссийского конкурса «Лучший библиотекарь года» с учетом номинаций, соответствующим типам библиотек.Секция детских библиотек:
- Многие детские и детско-юношеские библиотеки ведут работу по поиску и изучению сайтов для детей, родителей, педагогов; создают свои списки и «коллекции» сайтов. Однако эта работа носит спонтанный характер и не систематизирована. Библиотекарям мешает разобщенность и отсутствие ресурсов. В связи с этим Российская государственная детская библиотека инициировала создание постоянно действующей группы не только специалистов детских и школьных библиотек, но и пользователей (включая пользователей детей) по отбору, оценке, систематизации детских ресурсов Интернета. На её основе предполагается создать коллективный межрегиональный библиотечный «Экспертный совет по отбору сайтов для детей». Российская государственная детская библиотека совместно с ОАО «Вымпел-Коммуникации» разрабатывает проект по созданию каталога лучших веб-ресурсовдля детей с рабочим названием «Вебландия», в котором будет создан механизм подачи заявки на оценку ресурсов (что сможет сделать любой ребенок или взрослый).- Создание интернет-площадок для профессионального общения, блогов для обсуждения с читателями-детьми книг – характерная примета деятельности детских библиотек в стремительно меняющемся информационном пространстве. Ряд ресурсов создается не только для детей, но и вместе с детьми. Примером этому может служить уникальный опыт создания информационно-образовательного интернет-ресурса «ВикиСибириаДа», представленный главным иблиотекарем Новосибирской областной детской библиотеки имени А. М. Горького Е. Г. Смутневой.
Ценность проекта не только в его содержании. Это яркий образец открытого сетевого социального партнерства детской библиотеки с учителями, школьными библиотекарями, деть
ми.
Совместное заседание: Секция по книгоиздательской и книгораспространительской деятельности, Секция по формированию библиотечных фондов:Тематика выступлений оказалась на редкость разносторонней и многогранной. Так, предметом аналитического рассмотрения были: особенности комплектования библиотек разных типов: вузовских отраслевых, областных, публичных; документопоток научных и учебных изданий для комплектования академических библиотек; информационно-аналитическое взаимодействие библиотек, агентств, издателей и книгораспространителей; информационное обеспечение комплектования; трансформация идеологии формирования ядра отечественных журналов в крупных научных библиотеках; электронные издания и ресурсы в комплектовании различных типов библиотек; главная дилемма электронного книгоиздания («Из печатного в электронное ИЛИ из элек-тронного в печатное?»); сравнение и анализ различных моделей комплектования электронными ресурсами.В результате Обсуждения предложены конкретные способы комплектования библиотек различными видами электронных изданий и ресурсов.
Практически в любой библиотеке главной проблемой остается проблема КОМПЛЕКТОВАНИЯ фондов, в первую очередь печатными изданиями - книги, периодика. Сколько бы коммиссий и громких заседаний не прошло она - проблема, остается на прежнем уровне. Всего-то надо решить вопрос о выделении средств на комплектование и расчете нормативов комплектования в каждом ведомстве в котором есть библиотеки, а также создание системы контроля за эффективным расходованием выделяемых средств (чтобы привлечь тех, кто халатно исполняет свои обязанности).
Радует понимание важности перемен в библиотечной профессии и обращение внимания к существующим проблемам, посредством профессионального Всероссийского конкурса. Очень хочется это увидеть и вселяет надежду на улучшение кадровой политики библиотек.
НОРМАТИВНО-РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,
ПРИНЯТЫЕ КОНФЕРЕНЦИЕЙ РБА
РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК РОССИИ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ МОЛОДЁЖИ: Принято Конференцией Российской библиотечной ассоциации XVII Ежегодная сессия, 17 мая 2012 года, город Пермь
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение.текст Руководства смотрите на 82 странице.
Цели и базисные условия развития библиотечного обслуживания молодёжи.
Пользователи библиотеки.
Виды специализированного обслуживания.
Библиотечное пространство.
Ресурсы.
Технологии.
Виртуальные коммуникации.
Услуги.
Виртуальные услуги.
Публичные мероприятия и любительские объединения.
Участие молодёжи в деятельности библиотеки.
Особенности обслуживания инвалидов и лиц со специальными потребностями.
Персонал.
Сотрудничество с другими учреждениями.
Показатели качества обслуживания.
Планирование и продвижение услуг.
Механизмы реализации Руководства.
МОДЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О БИБЛИОТЕКЕ МУЗЕЯ
Елена, спасибо, еще не видела этот номер.
ОтветитьУдалитьА от совместного заседания, на котором я была, остались очень сложные впечатления. Об этом же самом я слушала пару лет назад на таком же Конгрессе в Томске:(
Елена Григорьевна, меня всегда, в подобных мероприятиях, интересует что сделано с практической точки, ведь сколько можно говорить пора решать проблемы. К примеру решать так, как это сделали Вы в проекте ВикиСибириаДы, потому о нем и пишут.
Удалить