К основному контенту

Выбор учебников для образовательной деятельности

Работа в электронной системе "Образование" значительно облегчает администрирование воспитательно-образовательного процесса образовательной организацией. Система содержит ответы на вопросы, шаблоны документов и формы приказов по всем аспектам управленческого характера, что очень удобно для руководителя. Пошаговые инструкции ситуаций помогают сориентироваться при принятии правильных решений.
Доступ к системе приобретается организациями на платной основе.
По мере возможности в блоге буду публиковать материалы для обсуждения и использования в практической деятельности. Жду ваших комментариев.

ВОПРОС:

Чем должен руководствоваться учитель при выборе учебника?


ОТВЕТ
В условиях совершенствования системы оценки качества образования и, как следствие, механизмов управления качеством предоставляемых образовательных услуг внимание научной, педагогической и родительской общественности в значительной мере сосредотачивается на выборе учебников как основном средстве реализации образовательной программы образовательной организации (далее – ОО).

При выборе учебника участники образовательных отношений должны владеть следующей информацией.

 Нормы Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") об учебниках:

  •  п. 9 ч. 3 ст. 28: к компетенции ОО относится "определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями";
  •  ч. 3 ст. 18: "Учебные издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного образования, определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также примерных образовательных программ дошкольного образования и примерных образовательных программ начального общего образования";
  •  ч. 4 ст. 18: "Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:
  • учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
  • 2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
  •  п. 4 ч. 3 ст. 47: педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами: "право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании".

 Согласно ч. 5–7 ст. 18 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и Положению о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, Минобрнауки России переданы полномочия по утверждению порядка проведения экспертизы учебников, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также ежегодному утверждению на основе экспертизы федеральных перечней таких учебников.
 Согласно приказу Минобрнауки России от 05.09.2013 № 1047 федеральный перечень учебников утверждается приказом Минобрнауки России до 1 апреля года формирования федерального перечня учебников не реже чем один раз в три года.
 Федеральный перечень учебников состоит из 3-х частей:

  • 1 часть - учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы;
  • 2 часть - учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений;
  • 3 часть - учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

Каждая часть состоит из 3 разделов: начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование.
Разделы состоят из подразделов по наименованию предметных областей. Учебник включается только один раз в федеральный перечень учебников.
Для оказания действенной помощи педагогу в решении методических проблем на уровне ОО необходима универсальная научно-методическая система, отвечающая требованиям современной системы образования. Поэтому решение проблемы выбора школьных учебников требует четкой организации. Выбор учебников осуществляется в соответствии со списком учебников, определенным ОО.
Количество учебников в перечнях по каждому предмету для каждого класса позволяет ОО осознанно выбрать именно тот учебник (линию учебников), который соответствует особенностям образовательной программы.
Важно
Образовательная организация на любом уровне общего образования может выбирать учебно-методический комплект (в большей степени это касается уровня начального общего образования), при этом отметим, что до 2012 г. выделялись четыре системы учебников: "Начальная школа XXI века", "Перспектива", "Школа России", "Школа 2100".

При выборе учебников завершенной предметной линии необходимо:

  •  учесть особенности и возможности учебников завершенной предметной линии для достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы (далее – ООП) (например, если в начальной школе учебник был развивающего типа, то необходимо эту линию продолжать);
  •  обеспечить преемственность содержания образования между уровнями общего образования: дошкольного, начального, основного и среднего; при наличии "сквозных" учебников, УМК отдать предпочтение именно им;
  •  иметь педагога, подготовленного к использованию в педагогической деятельности выбранного учебника, УМК и владеющего методикой работы по нему;
  •  усилить контроль работы педагога и результатов обучающихся, в случае, если учебник используется впервые в образовательном процессе, по возможности, с привлечением сторонних экспертов с целью предупреждения получения незапланированных результатов и для оказания методической помощи педагогу.

В случае смены учебника и/или включении новых в образовательный процесс необходимо внести изменения в соответствующие разделы ООП согласно установленному порядку и утвердить приказом по ОО.

А как происходит на самом деле???

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

С праздником, милые женщины!

С весной, нас,  милые женщины! 
Такой хороший повод вспомнить о нас если бы не был в своё время придуман, то его обязательно следовало бы признать.  Весна подходящее время для этого - пробуждение природы, жизни на Земле, яркие солнечные личики - всё это от женского начала.  Пишутся красивые стихи, посвящаются песни, создаются шедевры художественного искусства воспевающие женскую красоту, мудрость и гармонию. 

Методист, учитель, школьный библиотекарь это профессии, преимущественно женские.  
Кто Она - Женщина?  Кто создал её такую? Мне ближе строки Эдуарда Асадова, которые полюбила с того момента, когда впервые их услышала от преподавателя по сценической речи ...

Любовь, Измена и Колдун

В горах, на скале, о беспутстве мечтая,
Сидела Измена худая и злая.
А рядом под вишней сидела Любовь,
Рассветное золото в косы вплетая.

С утра, собирая плоды и коренья,
Они отдыхали у горных озер
И вечно вели нескончаемый спор -
С улыбкой одна, а другая с презреньем.

Одна говорила: - На свете нужны
В…

Ответы на вопросы о должности "педагог-библиотекарь"

На сайте РШБА доступен  Информационный бюллетень № 19 "Новая должность педагогического работника "педагог-библиотекарь": статус и вопросы введения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях": нормативные правовые акты, информационно-методические материалы, комментарии. - М.: Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, 2011г. В сборнике помимо всей нормативной базы вопроса, приводятся ответы на распространенные вопросы о введении новой должности, а также поясняется почему наименование должности как "библиотекарь-педагог" не считается целесообразным и корректным. Содержание бюллетеня необходимо довести до всех работников библиотек образовательных учреждений и руководителей образовательных учреждений.

Формирование заказа на учебники: методический практикум

Как же это, друзья? Человек смотрит на вишни в цвету А на поясе длинный меч!
Кёрай

Как правильно составить заявку на поставку учебников в ОУ? Какие нормативные документы позволяют отстоять право на выделение средств для  пополнения библиотечного фонда ОУ? Можно ли избежать распространенных ошибок? Эти вопросы часто задают  ответственные лица в ОУ за составление заявки, будь это завуч или персонал библиотеки. Поэтому в своей статье я старалась ответить на эти вопросы и устранить некоторые Причины неэффективности заказа учебников.   В журнале "Школьная библиотека" за 2011 год №8 опубликована моя статья "Комплектование библиотек образовательных учреждений как условие реализации Федеральных государственных образовательных стандартов: методический практикум".  Как и положено, сначала я даю ссылки на нормативы, а потом и сам алгоритм составления заявок на литературу в библиотеку ОУ. Нормативы Вам пригодятся для составления плана комплектования, анализа работы с учебным фондом,…