Давно хотелось поделиться этим материалом с профессиональным библиотечным сообществом: для дискуссий, семинаров и для применения в практической деятельности. Хотелось бы услышать ваше мнение по тематике материала. Я сама, передавая библиотечный фонд другому материальному лицу этой весной, столкнулась с этой проблемой – было сильное раздражение на коже лица и зуд. В связи с чем, работа по передаче фонда велась в течении 2 – 2,5 часов в день. Такой темп сказался на сроках передачи, но здоровье мне дороже. К сожалению, не многие могут пойти на такие крайние меры, но грамотное обоснование своей позиции, при помощи серьезных аргументов, помогут найти компромисс с администрацией учреждения, особенно, в условиях остаточного финансирования наших библиотек.
Актуальная проблема библиотечной экологии рассматривается в статье «О библиотечной гигиене и экологии», Владимира Ивановича Терешина, профессора МГУКИ, опубликованной в журнале «Молодые в библиотечном деле», 2006, № 8. Выражая глубокую признательность автору, привожу текст публикации:
«Основное негативное влияние на здоровье людей в библиотеке оказывает физическое состояние ее документного фонда. В библиотековедении издавна сделан основной аспект на создание особой отрасли – гигиены книги, гигиены документного фонда. Эта отрасль разрабатывается с биологической, химической и иных точек зрения основательно. Сложнее с гигиеной, изучающей и создающей условия сохранения физического здоровья библиотекарей и читателей, пользующихся фондом».
«Общеизвестно, что в документном фонде со временем создается особая экология, насыщенная бумажной и атмосферной пылью, испарениями печатной краски, книжного клея и другими элементами, составляющими основу носителя документной информации. Все это вызывает у библиотекарей специфические заболевания».
«Определенные болезни у людей вызывают болезни и самих документных фондов, возникающие в них со временем и вызываемые специфическими бактериями, насекомыми, плесневыми грибами и т.п. Эти болезни фондов изучены в библиотековедении, разработаны методы борьбы с ними, однако они не являются массовыми, используются лишь национальными библиотеками. Более того, обнаруживается, что и некоторые из этих методов небезопасны для здоровья библиотекарей, требуют осторожного использования ими ядохимикатов в книгохранилище, когда они проводят работу по сбережению здоровья книг. По существу оптимальная экология для книг, создаваемая в условиях борьбы с их болезнями, оказывается вредной для людей, работающих с фондом.
В последнее время наука пришла к выводу, что бумага как продукт целлюлозно-бумажной промышленности является источником яда № 1 – диоксина, вызывающего опасные заболевания у тех, кто длительное время работает с бумагой, книгой. При производстве бумаги целлюлозу отбеливают хлором. Соединения целлюлозы с хлором и другими компонентами состава бумажной массы образуют диоксин. Как отмечают ученые, бумажники «не только травят себя, своих детей и сограждан соседних населенных пунктов, не только губят окружающую природу. Они приобщают к диоксинам и далеких потребителей бумаги». А ведь далекие потребители бумаги – это библиотекари и читатели. «Яд имеет свойство накапливаться в человеческом организме по мере работы с бумагой, книгой». По существу библиотекари, постоянно работающие с документным фондом, находятся в неблагополучной экологической зоне. Способы предохранения от диоксинового влияния на них в библиотековедении не разработаны.
Библиотечные документы обладают и свойством концентрировать в себе и распространять различные эпидемиологические заболевания. Библиотека – учреждение непрерывного проката документов, их движения среди читателей. Где эти документы побывали в процессе использования – в эпидемиологической сфере? в больнице? в радиоактивной зоне? лаборатории? Библиотеки могут быть разносчиками серьезных заболеваний, особенно в период общих региональных эпидемий. Именно в этот период посещаемость библиотек, как правило, падает: читатели интуитивно чувствуют, понимают опасность обмена книгами, документами между собой. У некоторых из них сильно выражается чувство брезгливого отношения к книге, побывавшей в руках других читателей, элементарная боязнь за свое здоровье. К сожалению, санитарно-эпидемиологические службы не изучают, не исследуют этот аспект. Библиотеки не имеют средств создания у себя здоровой обстановки, у них отсутствуют дозиметры, устройства дезактивации документных фондов».
«Сегодня становится острой потребность в создании системы средств, способных нейтрализовать или вообще ликвидировать их, сформировать особую библиотечную гигиену и библиотечную экологию, направленные на сохранение здоровья не только документов, но, прежде всего, работников и пользователей библиотеки. Следует основательно продумать технологию проведения так называемых санитарных дней, снабдить работников библиотек всем современным инструментарием, позволяющим определять здоровье и интенсивность негативного фонирования каждого документа и фонда в целом. Необходимо привлечь к работе с фондами санитарно-эпидемиологические службы, дезактиваторов, вести борьбу не только против жуков - короедов, грызунов, плесневых грибов, но и против невидимых источников болезней людей. Необходимо поставить в центр этой работы именно человека – библиотекаря и пользователя».
Спасибо, интересная статья. Хорошо полойдет для аргументации. У меня здоровье крепкое, но заметила, когда работаю в книгохранении (а там, увы, реже делается уборка влажная и уборщицей, и у меня руки не доходят, всегда чихаю, будто простудилась. Потом соотнесла эти моменты и выяснилась причина. Вчера приходили измеряли условия труда - все в пределах нормы и запыленность, и излучение от компьютера, и освещенность.И это не только у меня. А за статью спасибо.
ОтветитьУдалитьСпасибо за актуальную статью. Это аргумент в пользу доплаты за вредные условия труда.
ОтветитьУдалитьТолько сейчас прочитала материал о гигиене и экологии в библиотеке. Подписываюсь под каждым словом. Ибо, как говорят, "испытано на себе". Мне довелось в течение нескольких лет подряд переезжать (вместе с фондом, разумеется) - то библиотеку перевели на 3 этаж с 1- го,то снова на 1-ый (крыша протекла). Потом опять на 3-ий.А в конце концов меня снова "уплотнили" в старое маленькое помещение, в котором я работала уже больше 25 лет. Так что я "наглоталась" нашей антисанитарии по полной программе: и чихала, и глаза были красными, и ноги отекали. Да и в течение обычного учебного года, когда начинается "сезон учебников" - я элементарно заболеваю. А что говорить о тех, у кого есть аллергия? Вот только, сколько я работаю, ни разу не было никаких замеров. И доплат за вредность, конечно, тоже. А статья хорошая, вот только что толку?
ОтветитьУдалитьМатериал отличный, жаль что не работает как следовало бы.
ОтветитьУдалитьИнженер по охране труда учреждений образования города, к которой я обратилась с просьбой оказать содействие в проведении аттестации рабочих мест (без официального заключения доплат не будет)
школьных библиотекарей, пояснила, что на эту процедуру нет средств.
Аттестация одного рабочего места стоит 6000 рублей. В городе 20 библиотек образовательных учреждений. Вот и считаем, до сих пор...
Очень актуальную тему подняли. У нас в отделе книжные полки пропитаны формальдегидом. Во время уборки, влажной - дышать вообще невозможно. Коллега, проработавшая 20 лет, страдает легочными заболеваниями и постоянным бронхитом. Другой сотрудник жалуется на покраснение глаз и слезоточивость. Не могу представить, что нас ждет. Я понимаю, когда в лекарства, мази добавляют дозированное количество, ну , а в нашем случае, когда мы все времяпровождение на работе дышем этим. Что делать, не знаю?
ОтветитьУдалитьНаталия, единственный выход это настаивать на проведении аттестации рабочих мест в библиотеке! Доказать сложно, но нельзя умалчивать, надо бороться за свое здоровье, оно, кроме нас, никого не волнует! Сами знаете.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Елена! Пока уж доживем до перехода в другую комнату, так как при постройки нового здания библиотеки, нашему отделу "не досталось комнаты", нас переселят поближе к новому зданию, оставаясь в старом. Очень надеюсь, что руководство выделит нам стеллажи другие, только не эти. Тогда будем бороться
ОтветитьУдалитьУ меня на глазах, школьный библиотекарь, из-за проблем с санитарно-эпидемиологической обстановкой на рабочем месте - библиотеке, приобрела серьезные заболевания. А все потому, что на все проблемы она отмахивалась - то времени нет, то неохота, то не слышат меня. Схватись она вовремя многого можно было бы избежать.
ОтветитьУдалитьКак методист, помогла чем смогла - часть проблем была решена с инженером по охране труда, часть самостоятельно учреждение решило.
В этом вопросе главное - здоровье людей.
У нас книжный фонд в таком плачевном состоянии... Особенно на детском абонементе. Есть книги, которые просто опасно детям выдавать по сан-эпидем соображениям.
ОтветитьУдалитьНа взрослом абонементе часто крыша протекает: некоторые книги поражены грибком.
Всем этим мы дышим по восемь часов в день. И скоро плановая инвентаризация.
Спасибо за статью! В ней хорошие аргументы.
Считаю что инвентаризацию можно использовать и для проверки санитарно-эпидемиологического благополучия библиотеки/рабочего места. Оформить соответствующий приказ, пригласить специалиста, вот только не переборщить бы, а то ведь в России все просто - закрыть и все дела. Конечно действовать надо обдумано и аргументировано с целью сохранения и совершенствования рабочего места и для предоставления равного доступа к информационным источникам подрастающему поколению, как важнейшего фактора развития гармоничной личности, что зафиксировано в соответствующих законодательных актах РФ.
ОтветитьУдалитьУ Вас, Волна, все должно получиться!